Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:12, курсовая работа
Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ
2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25
Заключение……………………………………………
Бедность – понятие весьма относительное, никогда и никто точно не может сказать, где она начинается и где заканчивается, ведь, не взирая на определенный законом «порог бедности», который на 2010 год составил 5980 тенге, вряд ли человек будет считать себя не бедным с 6000 тенге ежемесячно. В подтверждение относительности данного понятия так же можно провести некую параллель. Уровень жизни современного скромного бюджетника, получающего 48 тысяч тенге зарплаты, гораздо выше, чем уровень жизни мелкого дворянина девятнадцатого века.
Однако — вот парадокс — ни разу не чувствует себя скромный бюджетник богачом, а вот дворянин, в свое время, чувствовал себя весьма значимой фигурой. И если даже через пятьдесят лет автомобиль будет стоить как велосипед, а шестикомнатная квартира станет нормой, то люди всё равно будут страдать от бедности, так как у их соседа будет самолёт и отдельный трёхэтажный дом. Так что «черта бедности» - это явление, существующее в каждом государстве, которое было и будет делить общество на тех, кто живёт богаче среднего и тех, кто живёт беднее среднего. Заработная плата повышается, так же как и повышается цена жизни в современном мире, а расслоение в обществе никуда не пропадает, а лишь переходит на новый уровень.
Правительством республики осушествляестся большая работа по непосредственому снижению уровня бедности.
Сейчас во всех областях действуют региональные и национальные программы для решения данной проблемы. Как правило, они ориентированы на то, чтобы обеспечить людей работой, ведь безработица и низкий уровень доходов - главные причины бедности. Тут действует все тот же принцип: не накормить, а дать удочку, чтобы сам рыбку ловил.
На мой взгляд, проблема бедности, прежде всего, заключается в отсутствии равных возможностей в обществе. Здесь я не говорю об абсолютном равенстве населения, которое в принципе не возможно, а лишь о необходимости качественного изменения заработной платы госслужащих, ведь размеры её настоящей просто несопоставимо ничтожны, в сравнении с частниками.
Как бы это ни
парадоксально звучало, но
Ряд стран, например Южная Корея, Сингапур и другие государства Юго-Восточной Азии, смогли в сжатые сроки уменьшить зоны бедности. Здесь проводилась последовательная политика, где капиталовложения в образование и повышение качества человеческого капитала активно сочетались с поддержкой предпринимательской деятельности, с четко определенными приоритетами. Исходя из этого, можно также увеличить финансирование сферы нашего образования, что может привести к качественному подъему уровня образования – будут подготавливаться высококвалифицированные кадры для Казахстана, так же, увеличив заработную плату преподавателей, можно добиться повышению престижности данной должности и повышению уровня жизни работников сферы образования. В действительности, не повышая заработную плату в бюджетной сфере, государство экономит ресурсы, но способствует застойной бедности.
Рост пенсий, безусловно, помог бы преодолеть бедность, так как 1/3 пенсионеров получают пенсии ниже прожиточного минимума. И помогать тем людям, которые большую часть своей жизни приносили прибыль в государственную казну – это честь для страны. И если поднять все пенсии пусть даже только до уровня прожиточного минимума, то в этом сегменте никакой бедности и вовсе не будет. Она исчезнет автоматически.
Второй по эффективности (после роста оплаты труда) инструмент борьбы с бедностью - это, безусловно, развитие малого предпринимательства, которое не требует высоких инвестиций, быстро окупает вложения, обладает высокой мобильностью и создает рабочие места. Пути здесь известные. Необходима, прежде всего, борьба с равнодушием и коррупцией на местах, где и должны формироваться новые небольшие предприятия.
Также, в силу огромной разницы в доходах «беднейших» и «богатейших», было бы уместно, переняв опыт развитых стран, проводить политику диффузии собственности и политику высоких налогов для высокодоходных групп населения, что поможет снять ту остроту социальных конфликтов, которая характерна современному Казахстану.
Политика диффузии собственности
заключается в появлении
А относительно политики
высоких налогов для
Как уже было показано опытом, и что я достаточно осветила в своей работе – нельзя уравнивать людей, но, на мой взгляд, также нельзя допускать этих крайних степеней «богатости» и «бедности» в стране, что ведет к сильному социальному расслоению и низкому уровню жизни населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении данной исследовательской работы хотелось бы подвести итоги и, обобщив все изложенное ранее, сделать выводы.
1. Доход, вне зависимости
от различных интерпретаций
2. Дифференциация доходов
населения - реально существующие
различия в уровне доходов
населения, в значительной
3. Рыночная система — это система, в которой действуют отношения конкуренции, а величина дохода в условиях конкуренции определяется не только тем объемом труда, которым обладает собственник средств производства, но и тем, как сложится соотношение спроса и предложения на рынке. Рыночные отношения допускают высокую степень неравенства доходов.
4. Неравенство, которое присутствует в обществе в условии рыночной экономики, в первую очередь является следствием того, что вопрос заработной платы решается преимущественно от полученного эффекта и результативности деятельности рабочего, критерием которых является платежеспособный спрос на произведенные товары и услуги. В этих условиях обязательно кто-то получит больше, а кто-то меньше.
5. Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Но, вторгаясь в сферу распределения, государство не должно добиваться уравнивания доходов. Государство, принимая значительную долю ответственности за соблюдение права человека на достойную жизнь, должно участвовать в формировании конечных доходов в условиях рынка. Существуют так называемые «минимальная» и «максимальная» грань вмешательства государства в этот процесс. «Минимальная» заключается в обеспечении минимального дохода, обеспечивающего физиологический минимум независимо от результатов хозяйственной деятельности. «Максимальная» грань подразумевает оптимальный, соответствующий экономическому развитию, страны уровень социальных выплат, налогов и обязательных сборов, выявление и устранение нелегальных, теневых доходов.
6. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Одним из главных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
7. Нежелательно, как и абсолютное равенство в распределении доходов, так и слишком сильный изгиб корпуса кривой Лоренца, показывающей неравенство в обществе. О негативном влиянии абсолютного равенства населения можно судить по опыту СССР.
Слишком большое имущественное расслоение в обществе может привести к обострению социальных конфликтов и противоречий.
8. В соответствии с посланием Президента страны народу Казахстана борьба с бедностью отнесена к рангу приоритетных задач. Для нашей страны характерно региональное и отраслевое распределение доходов, т.е. работники, занимающие абсолютно одинаковые должности, получают разную заработную плату, во-первых, в зависимости от региона проживания и во-вторых от принадлежности к крупному городу или селу. Так же сильно различаются доходы работников сфер финансов и сельского хозяйства, работников бюджетной сферы и частников.
9. Именно в периоды интенсивного роста экономики, который сейчас характерен Казахстану, сокращается разрыв между бедными и богатыми, что создает угрозу общественной стабильности, поэтому государство должно уделять внимание социальной политике, направленной на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение, т.е. на определенный уровень благосостояния.
Современные исследователи обнаружили, что сравнительно многие государства мира смогли осуществить переход из класса стран с низкими доходами в средний класс, однако прорыв в разряд развитых стран с высоким уровнем дохода удался лишь единицам – это так называемая ловушка среднего дохода. Этот факт объясняется тем, что на данном этапе необходимы реформы второго поколения, которые невероятно сложны для стран, где отсутствует эффективный государственный сектор. Один из способов достижения этого – улучшение инвестиционного климата, сокращение коррупции и бюрократии, политические реформы, структурная модернизация. Потому программа реформ для Казахстана выглядит внушительно, ведь ему необходимо прорваться в высший мировой эшелон. Нужно больше внимания уделять человеку – именно он должен управлять ресурсами, а не наоборот.
Список литературы:
Информация о работе Распределеие доходов в рыночной экономике