Распределеие доходов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ

2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25
Заключение……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 658.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Таблица 2. Доходы РК на 2009 год

ВСЕГО - 2 845 331 476 тысяч  тенге

По налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;

 

По неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

По поступлениям от продажи  основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге

По поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

 




Из статьи 4, того же документа, можно увидеть, что в доход  соответствующего бюджета зачисляются:

     1.  "Налог  на добычу полезных ископаемых"

2. "Социальный налог" - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются  гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";

3. "Бензин (за исключением  авиационного) собственного производства, реализуемый производителями оптом" - задолженность по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд;

4. "Дизельное топливо  собственного производства, реализуемое  производителями оптом" - задолженность  по сбору с дизельного топлива,  ранее поступавшему в Дорожный фонд.

Так же в документе  предусмотрены объемы бюджетных  изъятий из областных бюджетов, что, например, для  города Алматы составило 55 811 279 тысяч тенге, а для города Астаны - 8 576 193 тысяч тенге.

Проведем небольшой  сравнительный анализ  2008 и 2009 года  по некоторым социально важным критериям:

Таблица 3. Сравнительная  таблица формирования бюджета РК по некоторым критериям 2008-2009 годов.

 

 

2008

2009

Изменения

Минимальная заработная плата

 

12025 тенге

 

13 470 тенге

 

+1145 тенге

Базовая пенсионная выплата

 

4810 тенге

 

5 388 тенге

 

+578 тенге

Минимальный размер пенсии

7 900 тенге

9 875 тенге

+1975 тенге

Показатель МРП

1168 тенге

1273 тенге

+ 105 тенге




 

 

«Земельный кодекс»  и «Гражданский кодекс» Республики Казахстан.[8]

По статье 37 Земельного кодекса РК «Право временного возмездного землепользования (аренды)»,  может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям.

В действующем законодательстве Республики Казахстан существует понятие ренты как одного из способов передачи имущества в собственность другому лицу. Это отражено в Гражданском кодексе РК. В соответствии со статьей 517 ГК Республики Казахстан, по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставлять средства на его содержание в иной форме.

В соответствии с действующим законодательством, договор ренты составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, а если он касается отчуждения недвижимого имущества, — также подлежит государственной регистрации.

В действующем законодательстве РК установлены следующие разновидности договора ренты: договор постоянной ренты (длительность выплат по нему бессрочна), договор пожизненной ренты (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя) и договор пожизненного содержания с иждивением (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя, кроме того, плательщик ренты не может распоряжаться имуществом, без разрешения получателя ренты) – п.1 ст. 538 ГК РК.

 Ежемесячно получаемая  плата получателем ренты является  его доходом, подлежащим налогообложению. Оплата коммунальных услуг (газа, света, квартирной платы, услуг телефонной связи) является обязанностью плательщика ренты, и оплаченная их стоимость не будет являться доходом получателя ренты.

В статье 10 Гражданского Кодекса РК говорится о предпринимательстве, как о инициативной деятельности граждан и юридических лиц, направленной на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары. Так же в документе говорится о приоритетности данной деятельности, о поддержке и защите её государством.

В статье 11 данного Кодекса  подчеркивается необходимость лишь законной предпринимательской деятельности, обозначены подпункты её проявления.

«Бюджетный Кодекс Республики Казахстан» [8]

В статье 11, глава 4 данного  документа используется понятие Национальный фонд Республики Казахстан.

Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году.

Целями его создания является:

1. обеспечение стабильного  социального экономического развития  страны

2. накопления финансовых  средств для будущих поколений

3. снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов

4. снижения зависимости  республиканского и местных бюджетов  от конъюнктуры мировых цен.

 Эффективному функционированию  деятельности Национального фонда  и обеспечению прозрачности механизма формирования и использования доходов, полученных республикой от сырьевых отраслей, в настоящее время уделяется очень большое внимание со стороны общественности страны и международных кругов. Присоединение Казахстана к инициативе английского правительства по открытию доступа общественности к информации о доходах, полученных правительствами от добывающих компаний, в том числе и иностранных, делает проблему создания прозрачного и эффективного механизма функционирования Национального фонда Республики Казахстан особенно актуальной.

Основными требованиями, которые предъявляются к Национальному  фонду Республики Казахстан,  являются:

  1. Прозрачность механизма формирования доходов Национального фонда.
  2.     Эффективность использования средств Национального фонда в интересах социально-экономического развития страны.

В нашей стране Национальный фонд рассматривается как часть  бюджетной системы Казахстана, и  его деятельность регулируется Бюджетным  кодексом, который, на первый взгляд, достаточно строго регламентирует деятельность Национального фонда, как в части формирования его доходов, так и направлений использования его средств.

Вместе с тем, имеются  определенные сомнения с точки зрения его подконтрольности обществу и  эффективной реализации его функций. В соответствии с Бюджетным кодексом управление Национальным фондом осуществляется Правительством республики совместно с Национальным банком по предложению Совета по управлению Национальным фондом. Статус Совета по управлению - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Поэтому  фактическое управление Национальным фондом осуществляется узким кругом лиц без участия не только общественности, но и Парламента.

 

    1. Дифференциация доходов и проблема бедности в современном Казахстане.

Доходы населения и их дифференциация имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики Казахстана.

В соответствии с посланием  Президента страны народу Казахстана борьба с бедностью отнесена к  рангу приоритетных задач. Количественное измерение уровня бедности и определение групп населения, подлежащих поддержке, является важнейшей государственной задачей. Бедность в Казахстане приобретает устойчивый характер и требует усиления мер борьбы с ней.

Глобальные экономические  события последних двух лет –  финансовые потрясения, снижение объемов  производства в странах с развитой экономикой, с особо глубоким падением промышленного производства, снижение объемов мировой торговли, цен на нефть, резко упавшие с высоты около 140 долларов за баррель в середине 2008 года до 30 долларов за баррель в начале 2009 года - оказали серьезное влияние на экономическую ситуацию в Казахстане. Тем не менее, Казахстан – одна из немногих стран мира, которая сохранила положительные темпы роста в кризис. А в 4 квартале 2009 г. реальная экономика демонстрировала уверенное восстановление.[8]

Схема 2. Прирост ВВП Казахстана за первый квартал 2010 года

 Реальный прирост  ВВП Казахстана в первом квартале 2010 года составил 6,5%. Первый квартал  закрепил позитивный тренд: экспорт  вырос на 60,1% (при существенном  сокращении импорта), объемы в промышленности и торговле увеличились на 11,5%, сельское хозяйство «прибавило» 2,4%, транспортная отрасль – 5,2%, связь – 4,5%. Внешнеторговый оборот возрос на 27,6%, розничный товарооборот – на 10,5%, а ежемесячная динамика инвестиций в основной капитал показывает «+50%». [9]

Доля населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в 1 квартале текущего года  по итогам выборочного обследования 12 тысяч домашних хозяйств составила 6,6%, что на 4,5 процентных пункта ниже, чем в соответствующем периоде 2009 года [10]

По  европейским меркам, часовая заработная плата ниже 1.25 доллара в день (или около 39 долларов в месяц) является предельной, то есть человек находится за чертой «абсолютной бедности», которая выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. В нашей стране на 2010 год «порог абсолютной бедности» составляет 5980 тенге, что составляет 40% от установленного прожиточного минимума, сумма которого на 2010 год составляет 14 752 тенге. И страшно подумать, что ещё в недалеком 2006 году 18,5% населения нашей страны имели доходы, которые позволяли существовать на грани бедности. Сейчас этот показатель снизился до отметки 6,6%

Схема 3. Динамика уровня бедности в Казахстане

 

 

Дифференциация доходов  в Казахстане осуществляется в первую очередь регионально. Рассматривая данный аспект уровня жизни  казахстанцев, можно отметить самый низкий уровень  бедности в таких регионах, как Северо-Казахстанская, Костанайская и Акмолинская области. В числе регионов с самым высоким уровнем бедности оказались Южно-Казахстанская и Жамбылская области, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 1,7 -1,2 раза. В Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях ее величина на 30-33% ниже среднего уровня по стране.

Сохраняется значительная дифференциация доходов в городской  и сельской местности. Во 2 квартале 2010 года уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень  более чем в 2 раза. Также существует острая  отраслевая дифференциация. Наибольшая средняя зарплата в западных нефтеносных областях - Атырауской и Мангистауской (в 1,8 раза выше среднереспубликанской). Самая высокая заработная плата сохраняется в финансовой сфере, самая низкая - в сельском хозяйстве. Разрыв между ними в феврале 2007 г. составлял 6,3 раза, а в феврале 2008 г.  уже 7,2 раза.

Таким образом, наблюдаются  значительные, ничем не оправданные

различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в

разных отраслях производства, существенные отличия в уровне денежных

доходов горожан и  сельских жителей, между жителями различных областей,

крупных и малых городов. Постепенно это привело к резкому  социальному

расслоению общества, причем как в региональном, так  и отраслевом

разрезах.

Схема 4.

Во многом разрыв в уровне оплаты труда обусловлен более низкими, по

сравнению с ростом средней заработной платы, темпами роста заработной

платы работников бюджетной  сферы. В этой связи можно констатировать,

что более половины численности  наемных работников имеют номинальную

заработную плату, которая  существенно ниже среднереспубликанской.

Отсюда следует, что  для Казахстана характерна высокая  степень неравенства

в распределении доходов.

Практика других стран  показывает, что именно в периоды  интенсивного роста экономики, который  сейчас характерен Казахстану,  сокращается  разрыв между бедными и богатыми. В последние годы в Казахстане показатели разрыва доходов самого богатого и самого бедного слоев населения очень велики. В 2008 году доходы 10% наиболее обеспеченного населения почти в семь раз превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения, что по международным меркам создает угрозу общественной стабильности.[11]

Информация о работе Распределеие доходов в рыночной экономике