Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:12, курсовая работа
Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.
Введение…………………………………………………………………….…3
1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ
2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25
Заключение……………………………………………
Таблица 2. Доходы РК на 2009 год
ВСЕГО - 2 845 331 476 тысяч тенге | |||
По налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;
|
По неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге; |
По поступлениям от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге |
По поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;
|
Из статьи 4, того же документа, можно увидеть, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:
1. "Налог на добычу полезных ископаемых"
2. "Социальный налог" - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.
При этом налогоплательщики,
осуществляющие деятельность по контрактам
на недропользование, в которых сохраняются
гарантии стабильности налогового режима,
уменьшают вышеуказанные отчисл
3. "Бензин (за исключением авиационного) собственного производства, реализуемый производителями оптом" - задолженность по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд;
4. "Дизельное топливо
собственного производства, реализуемое
производителями оптом" - задолженность
по сбору с дизельного топлива,
Так же в документе предусмотрены объемы бюджетных изъятий из областных бюджетов, что, например, для города Алматы составило 55 811 279 тысяч тенге, а для города Астаны - 8 576 193 тысяч тенге.
Проведем небольшой сравнительный анализ 2008 и 2009 года по некоторым социально важным критериям:
Таблица 3. Сравнительная таблица формирования бюджета РК по некоторым критериям 2008-2009 годов.
2008 |
2009 |
Изменения | |
Минимальная заработная плата |
12025 тенге |
13 470 тенге |
+1145 тенге |
Базовая пенсионная выплата |
4810 тенге |
5 388 тенге |
+578 тенге |
Минимальный размер пенсии |
7 900 тенге |
9 875 тенге |
+1975 тенге |
Показатель МРП |
1168 тенге |
1273 тенге |
+ 105 тенге |
«Земельный кодекс» и «Гражданский кодекс» Республики Казахстан.[8]
По статье 37 Земельного кодекса РК «Право временного возмездного землепользования (аренды)», может предоставляться гражданам, негосударственным юридическим лицам, а также международным организациям.
В действующем законодательстве Республики Казахстан существует понятие ренты как одного из способов передачи имущества в собственность другому лицу. Это отражено в Гражданском кодексе РК. В соответствии со статьей 517 ГК Республики Казахстан, по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставлять средства на его содержание в иной форме.
В соответствии с действующим законодательством, договор ренты составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, а если он касается отчуждения недвижимого имущества, — также подлежит государственной регистрации.
В действующем законодательстве РК установлены следующие разновидности договора ренты: договор постоянной ренты (длительность выплат по нему бессрочна), договор пожизненной ренты (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя) и договор пожизненного содержания с иждивением (длительность выплат ограничена сроком жизни получателя, кроме того, плательщик ренты не может распоряжаться имуществом, без разрешения получателя ренты) – п.1 ст. 538 ГК РК.
Ежемесячно получаемая
плата получателем ренты
В статье 10 Гражданского Кодекса РК говорится о предпринимательстве, как о инициативной деятельности граждан и юридических лиц, направленной на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары. Так же в документе говорится о приоритетности данной деятельности, о поддержке и защите её государством.
В статье 11 данного Кодекса
подчеркивается необходимость лишь
законной предпринимательской
«Бюджетный Кодекс Республики Казахстан» [8]
В статье 11, глава 4 данного документа используется понятие Национальный фонд Республики Казахстан.
Национальный фонд Республики Казахстан создан одним из первых на постсоветском пространстве Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан». Хотя идея копилки, заначки или финансовой страховки для будущих поколений возникла в 1992 году.
Целями его создания является:
1. обеспечение стабильного
социального экономического
2. накопления финансовых средств для будущих поколений
3. снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов
4. снижения зависимости
республиканского и местных
Эффективному
Основными требованиями,
которые предъявляются к
В нашей стране Национальный фонд рассматривается как часть бюджетной системы Казахстана, и его деятельность регулируется Бюджетным кодексом, который, на первый взгляд, достаточно строго регламентирует деятельность Национального фонда, как в части формирования его доходов, так и направлений использования его средств.
Вместе с тем, имеются определенные сомнения с точки зрения его подконтрольности обществу и эффективной реализации его функций. В соответствии с Бюджетным кодексом управление Национальным фондом осуществляется Правительством республики совместно с Национальным банком по предложению Совета по управлению Национальным фондом. Статус Совета по управлению - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Поэтому фактическое управление Национальным фондом осуществляется узким кругом лиц без участия не только общественности, но и Парламента.
Доходы населения и их дифференциация имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения есть одна из основных причин стагнации экономики Казахстана.
В соответствии с посланием Президента страны народу Казахстана борьба с бедностью отнесена к рангу приоритетных задач. Количественное измерение уровня бедности и определение групп населения, подлежащих поддержке, является важнейшей государственной задачей. Бедность в Казахстане приобретает устойчивый характер и требует усиления мер борьбы с ней.
Глобальные экономические события последних двух лет – финансовые потрясения, снижение объемов производства в странах с развитой экономикой, с особо глубоким падением промышленного производства, снижение объемов мировой торговли, цен на нефть, резко упавшие с высоты около 140 долларов за баррель в середине 2008 года до 30 долларов за баррель в начале 2009 года - оказали серьезное влияние на экономическую ситуацию в Казахстане. Тем не менее, Казахстан – одна из немногих стран мира, которая сохранила положительные темпы роста в кризис. А в 4 квартале 2009 г. реальная экономика демонстрировала уверенное восстановление.[8]
Схема 2. Прирост ВВП Казахстана за первый квартал 2010 года
Реальный прирост
ВВП Казахстана в первом
Доля населения республики, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, в 1 квартале текущего года по итогам выборочного обследования 12 тысяч домашних хозяйств составила 6,6%, что на 4,5 процентных пункта ниже, чем в соответствующем периоде 2009 года [10]
Схема 3. Динамика уровня бедности в Казахстане
Дифференциация доходов в Казахстане осуществляется в первую очередь регионально. Рассматривая данный аспект уровня жизни казахстанцев, можно отметить самый низкий уровень бедности в таких регионах, как Северо-Казахстанская, Костанайская и Акмолинская области. В числе регионов с самым высоким уровнем бедности оказались Южно-Казахстанская и Жамбылская области, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 1,7 -1,2 раза. В Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях ее величина на 30-33% ниже среднего уровня по стране.
Сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. Во 2 квартале 2010 года уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 2 раза. Также существует острая отраслевая дифференциация. Наибольшая средняя зарплата в западных нефтеносных областях - Атырауской и Мангистауской (в 1,8 раза выше среднереспубликанской). Самая высокая заработная плата сохраняется в финансовой сфере, самая низкая - в сельском хозяйстве. Разрыв между ними в феврале 2007 г. составлял 6,3 раза, а в феврале 2008 г. уже 7,2 раза.
Таким образом, наблюдаются значительные, ничем не оправданные
различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в
разных отраслях производства, существенные отличия в уровне денежных
доходов горожан и сельских жителей, между жителями различных областей,
крупных и малых городов. Постепенно это привело к резкому социальному
расслоению общества, причем как в региональном, так и отраслевом
разрезах.
Схема 4.
Во многом разрыв в уровне оплаты труда обусловлен более низкими, по
сравнению с ростом средней заработной платы, темпами роста заработной
платы работников бюджетной сферы. В этой связи можно констатировать,
что более половины численности наемных работников имеют номинальную
заработную плату, которая существенно ниже среднереспубликанской.
Отсюда следует, что для Казахстана характерна высокая степень неравенства
в распределении доходов.
Практика других стран показывает, что именно в периоды интенсивного роста экономики, который сейчас характерен Казахстану, сокращается разрыв между бедными и богатыми. В последние годы в Казахстане показатели разрыва доходов самого богатого и самого бедного слоев населения очень велики. В 2008 году доходы 10% наиболее обеспеченного населения почти в семь раз превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения, что по международным меркам создает угрозу общественной стабильности.[11]
Информация о работе Распределеие доходов в рыночной экономике