Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике отношения собственности определяют ее внутреннюю конструкцию. Доминирование частной собственности предопределяет наличие частного сектора, пофакторных доходов, отношений найма и других важнейших параметров национальной экономической системы. Поэтому переход от одного типа экономической системы (через каждые 60 — 75 лет), а также совершенствование хозяйственного механизма обязательно затрагивают отношения собственности.

Файлы: 1 файл

курсовая мои правки.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 25 с., 12 источников, 1 рис.

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ, РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕФОРМИРОВАНИЕ

 

Объект исследования – процессы разгосударствления и приватизации.

Предмет исследования – особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Цель работы – изучение мирового опыта разгосударствления и приватизации, а также особенностей этого процесса в Республике Беларусь.

Методы исследования: общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.).

Исследования  и разработки: в процессе работы проведены исследования понятий разгосударствления и приватизации, а также приведен зарубежный опыт и проанализированы особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Элементы научной  новизны: рекомендации по решению проблем разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Апробация (внедрение): в ходе выполнения курсовой работы прошли апробацию рекомендации по решению проблем разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: результатами внедрения явились рекомендации по решению проблем разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                     

                                                                                         _____________

ABSTRACT

 

 

Course work: 25 . , 12 sources , 1 fig.

 

PRIVATIZATION, DENATIONALIZATION , NATIONALIZATION OF PRIVATE PROPERTY, REGULATION, LEGISLATION, REFORM

 

The object of study - the processes of privatization.

The subject of the study - especially privatization in Belarus.

Purpose - to study international experience of privatization, as well as the features of this process in the Republic of Belarus.

Methods: knowledge of scientific methods (analysis , synthesis, induction, deduction , etc.).

Research and development : in the process studied concepts of privatization , as well as international experience shows, and analyzed the features of privatization in Belarus.

Elements of scientific innovation: recommendations for solving the problems of privatization in Belarus.

Testing (introduction) in the course of the course work were approved recommendations to address the problems of privatization in Belarus.

Technical and economic, social and (or) environmental significance: the results were the introduction of recommendations to address the problems of privatization in Belarus.

The author acknowledges the work that resulted in her settlement and analytical material correctly and objectively reflects the state of the process , and all borrowed from the literature and other sources of theoretical and methodological principles and concepts are accompanied by references to their authors.                                                                                         

_____________

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночной экономике  отношения собственности определяют ее внутреннюю конструкцию. Доминирование частной собственности предопределяет наличие частного сектора, пофакторных доходов, отношений найма и других важнейших параметров национальной экономической системы. Поэтому переход от одного типа экономической системы (через каждые 60 — 75 лет), а также совершенствование хозяйственного механизма обязательно затрагивают отношения собственности.

Необходимость в реформировании отношений собственности может быть обусловлена многими обстоятельствами. Прежде всего это снижение экономической эффективности национального производства, ускоренный вывод все большей части национальной экономики в тень («теневая экономика»), снижение инвестиций, критическое нарастание вывоза капитала.

Особая причина, усиливающая  необходимость реформирования отношений собственности — это обострение социальных противоречий между трудом и капиталом.

Производство разных благ или разные отрасли производства развиваются неодинаково быстро: одни достигают высокого технико-технологического уровня, в то время как другие могут по разным причинам отставать и находиться на более низком уровне. Разным уровням производительных сил могут соответствовать разные формы собственности, даже в одной стране. Скажем, такая отрасль как связь требует огромных средств на ее создание, сложной и слаженной коллективной работы. Такому обобществлению производства соответствует государственная собственность. А вот в парикмахерском деле, где иные производительные силы, нет в этой форме необходимости.

Разные формы собственности определяют собой экономические системы с многообразием собственности. Однако обычно одна из них становится преобладающей, ведущей. И в этом нет ничего противоестественного. Важно другое – чтобы не произошла (неоправданная экономически и социально) гипертрофия той или иной формы собственности. В противном случае нарушаются необходимые соответствия производительных сил и производственных отношений. Это становится тормозящим фактором, не допускающим дальнейшего развития, и приводит к застою в экономике и прочим негативным явлениям. Тогда наступает необходимость трансформации, изменения собственности.

В Беларуси разгосударствление и приватизация государственного имущества рассматривается как структурный элемент единой государственной политики в сфере управления государственным имуществом.

Целью написания данной курсовой работы является изучение мирового опыта разгосударствления и приватизации, а также особенностей этого процесса в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть реформирование собственности: разгосударствление и приватизация;
  • изучить опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах;
  • раскрыть особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

Объект исследования – процессы разгосударствления и приватизации. Предмет исследования – особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь. В курсовой работе использовались следующие методы исследования: общенаучные методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.).

1 Реформирование собственности:  разгосударствление и приватизация

 

Развитие форм собственности, в том числе частной, связано  с развитием производительных сил. В большинстве стран в последнее время наблюдается усиление диалектического взаимодействия крупных, средних и мелких форм хозяйствования и как результат - сочетание государственных и частных видов собственности. Это усиливает социализацию частной собственности. Например, в период индустриального развития стран Западной Европы был зафиксирован рост средних и мелких предприятий.

Так, в 80-е гг. XIX в. во Франции  свыше 90% вновь возникающих предприятий имели до 19 работников: в США 88% новых рабочих мест было создано на предприятиях, насчитывающих до 20 человек; в Великобритании половина новых рабочих числилась на предприятиях, имевших до 100 работников. Однако следует учитывать, что более 80% промышленного производства осуществляется крупными предприятиями, поэтому за ними сохранится доминирующая роль и в будущем [9, с. 67].

Вместе с тем, в странах, где господствующей была государственная собственность, основанная на крупном машинном производстве, возникла необходимость в дифференциации производственного процесса и, соответственно, форм собственности. Этот процесс и определяется сегодня как процесс разгосударствления и приватизации предприятий.

Разгосударствление и  приватизация - два относительно самостоятельных процесса. Так, процесс аренды государственных предприятий можно рассматривать как процесс разгосударствления, но приватизации (перехода средств производства в частную собственность) в этом случае не происходит. Процесс приватизации имеет место, когда государственное предприятие передается в частную собственность конкретному лицу или выкупается им у государства за определенную сумму денежных средств.

В реальной действительности эти два процесса - приватизация и разгосударствление - осуществляются в диалектическом единстве с доминированием того или иного процесса на конкретном историческом отрезке времени [3, с. 547].

Процесс реформирования отношений собственности может осуществляться:

а) по линии государственной собственности за счет изменения ее удельного веса в национальной экономике;

б) по линии частной собственности;

в) за счет дальнейшей гармонизации (социализации, индивидуализации, диффузии) отношений собственности.

Реформирование государственной  собственности. Здесь в свою очередь  возможны три основных варианта:

а) наращивание потенциала государственного сектора с учетом проводимых в национальной экономике структурных сдвигов;

б) трансформация государственной собственности (разгосударствление);

в) приватизация, означающая сокращение масштабов государственного сектора за счет увеличения присутствия в национальной экономике частного капитала.

Масштабы государственной  собственности увеличиваются на основе обычного накопления капитала (строительство новых предприятий, приобретение акций частных предприятий), а также через национализацию.

Национализация — это превращение объекта, имущественного комплекса, экономического ресурса или предприятия из частной собственности в собственность государства.

Национализация ослабляет  влияние монополий. В отдельных случаях национализация способствует снятию в обществе социальных, политических, а также религиозных противоречий.

Национализация может осуществляться через конфискацию имущества или через выкуп, всего объекта или только его части (акции предприятия).

Очень часто национализация (когда речь идет о выкупе) вызывается стремлением правительства облегчить перелив частного капитала из одной отрасли в другую — и более перспективную (например, национализация угольных шахт). Через выкуп, за счет средств государственного бюджета, осуществляется санирование предприятия, которому грозит банкротство.

Прямым следствием национализации выступают рост государственной собственности и государственного сектора. Государственные предприятия обычно сосредоточиваются в производственной инфраструктуре (транспорт, связь, энергетика), которая призвана обеспечивать стабильное функционирование всей национальной экономики.

Известно, что для производственной инфраструктуры характерна высокая  фондоемкость, низкий уровень рентабельности, длительные сроки окупаемости инвестиций. Все это делает инфраструктуру реального сектора экономики малопривлекательной для частного бизнеса. Кроме данных отраслей государственный сектор традиционно доминирует в сферах, которые связаны с НТП, где складывается высокая ответственность и присутствует риск крупных потерь [3, с. 549].

Вывод: наращивание  государственного сектора, в том числе и такими радикальными методами, как национализация, обусловлено соображениями экономической целесообразности, стремлением обеспечить в стране социальную стабильность.

Разгосударствление — процесс, который означает постепенный уход государства из экономики, сокращение и упрощение его функций по управлению национальным производством.

Идти на разгосударствление заставляют:

а) снижение эффективности государственного управления национальным капиталам, нарастание убытков в государственном секторе экономики (реформа государственного сектора);

б) снижение частной инициативы, сворачивание в стране частного бизнеса и снижение темпов экономического роста (курс на приватизацию национальной экономики в широком смысле слова).

При реформе государственного сектора (см. выше пункт «а») государственная собственность сохраняется, но существенно изменяется экономический механизм ее реализации. Некоторая часть государственных предприятий:

а) переводится на коммерческую основу функционирования (цель — прибыль);

б) превращается в акционерные общества с передачей определенного пакета акций частному капиталу;

в) передается в доверительное управление менеджерам предприятия или иностранному инвестору.

Особый вариант разгосударствления связан с продажей государственного предприятия частному бизнесу (приватизация в узком смысле слова).

Понятно, что в период разгосударствления значительно упрощаются и сокращаются функции государства по регулированию экономических процессов. Исключаются методы административного воздействия на национальную экономику, вводятся экономические рычаги воздействия. Некоторые функции государственного регулирования вообще передаются хозяйствующим субъектам, а также институтам гражданского общества (конфедерации, ассоциации, хозяйственные палаты и т. п.).

Разгосударствление направлено на повышение эффективности национального производства, предполагает формирование эффективного собственника, а поэтому имеет много общего с приватизацией.

В современной приватизации принято выделять два основных компонента:

1) создание в национальной экономике возможностей для развития частного сектора и частного предпринимательства, (приватизация в широком смысле слова);

2) процесс превращения объектов государственной собственности в частную собственность, т. е. сокращение объема государственного сектора.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь