Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа
В рыночной экономике отношения собственности определяют ее внутреннюю конструкцию. Доминирование частной собственности предопределяет наличие частного сектора, пофакторных доходов, отношений найма и других важнейших параметров национальной экономической системы. Поэтому переход от одного типа экономической системы (через каждые 60 — 75 лет), а также совершенствование хозяйственного механизма обязательно затрагивают отношения собственности.
Сегодня можно различить определенные направления приватизации и разгосударствления, а соответственно, и формирования многообразных отношений собственности. Одним из таких направлений является аренда с последующим выкупом средств производства, а также безвозмездная передача собственности ее будущему владельцу [9, с. 67].
Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т.д.).
Основными методами приватизации являются:
массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди населения, создав негосударственные формы собственности. В условиях бесплатного и уравнительного распределения на первый план выступают социальные интересы. В процессе реализации этого метода нередко изменение отношений собственности носит формальный характер, не возникает серьезных стимулов к изменению эффективности производства и удовлетворению финансовых интересов государства;
передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу. Данный метод также является социально наиболее приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью;
приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости. Преимуществом этого метода является поступление доходов в бюджет, инвестиций в приватизируемое предприятие, возрастает эффективность производства, но возможно обострение социальных противоречий. К наиболее распространенным способам приватизации в данной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий, выкуп арендованного имущества, купля- продажа по конкурсу или на аукционе [12, с. 84].
Реализуются следующие формы приватизации:
акционирование - трансформация государственных предприятий в открытые или закрытые акционерные общества путем эмиссии и продажи акций;
аренда с выкупом - договор аренды имущества с последующим выкупом, что ведет к перераспределению прав собственности;
инвестиционный конкурс
- продажа государственных
коммерческий конкурс - продажа активов при согласии покупателя на выполнение определенных условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия: по сохранению рабочих мест, профиля предприятия, обязательств по дополнительному инвестированию. Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путем открытых торгов (в присутствии претендентов) или закрытых (закрытого тендера), когда предложения подаются в закрытых конвертах;
аукцион - продажа по максимальной цене на открытых торгах, от покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту собственности.
В отдельных странах в ходе преобразования собственности иногда используется такой способ, как реприватизация – возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам. Реприватизация проводилась в 80-е годы ХХ-го века в ряде стран Западной Европы, а в 90-е - в некоторых постсоциалистических странах.
Программы приватизации в мировой практике определялись следующими побудительными мотивами:
• идеологическими, направленными на изменение границ государственного и частного секторов в пользу последнего во имя расширения свободы действий субъектов;
• экономическими, направленными на либерализацию экономики. В рамках данного подхода исходили из того, что государственное производство менее эффективно, чем частное по внутренне присущим характеристикам, к которым относятся закрытость от конкуренции и уверенность в экономической поддержке государства;
• финансовыми, направленными на сокращение дефицита государственного бюджета, сокращение потребностей государственного сектора, расширение рынков капиталов[1, с. 64].
Первоначально разгосударствлению и приватизации подлежат предприятия, работающие преимущественно на местные рынки. К их числу относятся предприятия легкой и пищевой промышленности, аграрного сектора, коммунального хозяйства, торговли и бытового обслуживания. Такие предприятия можно передавать в собственность частным лицам, трудовым коллективам, органам самоуправления. Эти процессы могут охватывать также систему оптовой и розничной торговли.
В непосредственном управлении государства могут остаться оборонные предприятия; предприятия, использующие ядерную технологию; линии дальней связи; единая энергосистема; магистральные железные дороги.
Такого рода процессы разгосударствления происходят в развитых странах Европы. Например, во Франции в ведении государства осталось около 30% производства промышленной продукции, в том числе государственный сектор в производстве продукции добывающей, металлургической и металлообрабатывающей промышленности составляет 40%, химической - 37%, в машиностроении - 25% [9, с. 68].
Другим важным направлением разгосударствления и приватизации является использование такой формы собственности, как акционерное общество. К ее преимуществам относятся: сравнительно легкая концентрация ресурсов на наиболее перспективных направлениях общественного производства: новые возможности формирования рынка ценных бумаг, с помощью которого можно относительно быстро создавать механизм перераспределения ресурсов в пользу наиболее перспективных отраслей; широкое привлечение денежных средств населения для развития народного хозяйства путем распространения акций.
Процесс преобразования предприятий государственного сектора экономики в акционерные общества можно позитивно оценивать лишь в том случае, если он приводит к росту эффективности производственного процесса. При этом жизнеспособность акционируемых объектов в значительной степени зависит от структуры и состава собственников акционерного капитала.
В качестве собственников подобных предприятий выступают: государство, предприятия-контрагенты, частные лица, трудовые коллективы, инвестиционные фонды, иностранные учреждения.
Передача государственной собственности во владение акционерных обществ рассматривается как процесс разгосударствления в том случае, если полный экономический контроль за деятельностью предприятия сохраняется у государства (через обладание контрольным пакетом акций). Предприятие в этом случае получает большую хозяйственную самостоятельность. Этот путь имеет свои преимущества.
Во-первых, при более плавном переходе есть возможность контролировать развитие экономических процессов и избегать негативных последствий перехода.
Во-вторых, посредством продажи части акций сторонним субъектам можно привлечь дополнительные денежные средства для совершенствования производственной деятельности.
В мире накоплен немалый опыт успешного преобразования государственной собственности в собственность, организованную на акционерных началах. Например, в Италии подавляющее большинство (65-70%) предприятий являются акционерными обществами со смешанным государственно-частным капиталом.
Классическим примером процесса разгосударствления является опыт Японии по преобразованию государственной формы собственности на железные дороги в частную собственность. В этой стране в 1986 г. парламент принял решение о создании службы реорганизации железной дороги - шести акционерных компаний. Японцы осторожно и продуманно осуществляют указанную реорганизацию. Более года спустя после принятия решения сторонним организациям не было продано ни одной акции этих компаний, да и в настоящее время отсутствует информация о том, что их акции предлагаются на фондовых биржах. Это можно назвать «разумной», цивилизованной приватизацией государственных предприятий.
Процесс приватизации при акционировании государственных предприятий имеет место, когда на фондовых биржах или аукционах контрольный пакет акций конкретного предприятия продается частным лицам.
Третьим путем разгосударствления и приватизации является кооперативная форма, которая возникает среди производственников на принципах добровольного объединения и совместного присвоения результатов производства. На основе кооперации могут создаться смешанные ассоциации, использующие денежные ресурсы и средства производства при решении совместных для отдельных объектов проблем[9, с. 69].
В особую форму выделяется региональная, или муниципальная, форма собственности. Особенность данной формы заключается в том, что ее реализация означает, во-первых, создание условий для равноправного функционирования на региональных рынках всех перечисленных форм и видов собственности; во-вторых, формирование непосредственно объектов региональной собственности, владение и распоряжение которой дает возможность местным органам самоуправления эффективно руководить развитием регионов.
Отдельно можно упомянуть о чековой приватизации. Чековая приватизация имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно отметить относительно высокую скорость, низкие политические риски (социальная справедливость), быстрое создание фондового рынка. Отрицательных моментов гораздо больше. Главные из них - размытая структура прав собственности, недостаток инвестиций и недостаточно профессиональный и незаинтересованный в долгосрочном развитии предприятия менеджмент.
Однако, как показывает опыт проведения чековой приватизации в Чехии, Польше, России, чековая приватизация лучше, чем отсутствие приватизации вообще. В краткосрочном периоде реализация такой модели приватизации, особенно в случае законодательных ограничений чековых фондов по приобретению контрольных пакетов акций, низких требований листинга на фондовой бирже и др., имеет некоторые недостатки, однако в долгосрочном периоде она позволяет начать реструктуризацию предприятий и сформировать адекватный для развития предприятия портфель собственников. Так, российская приватизация, столь критикуемая в середине 90-х годов прошлого века, позволила предприятиям пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов привлечь внутренние и внешние инвестиции и значительно повысить свою конкурентоспособность[2, с. 186].
Таким образом, основной стратегической, целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития. Приватизация - это одна из самых главных и самых сложных реформ в процессе создания рыночной экономики в постсоциалистических странах. Ее успешная реализация имеет решающее значение для трансформационных экономик. Основными целями приватизации являются создание фондового рынка и рост эффективности функционирования предприятий, а также структурная перестройка экономики как следствие ориентации предприятий на спрос и продажи, а не физическую возможность предприятия производить продукцию. Формирование многообразных форм собственности в Республике Беларусь способствует развитию различных хозяйствующих субъектов и расширяет свободу предпринимательской деятельности, что в конечном счете положительно сказывается на повышении эффективности общественного производства.
В преобразовании собственности в Республике Беларусь выделяют четыре этапа. На первом этапе (1991-1992) приватизация осуществлялась «стихийно», в основном по инициативе самих экономических субъектов и за их средства. Отсутствие разработанной законодательной базы, контроля за легализацией доходов, монополизации информации о продаже рентабельных объектов превратили приватизацию в «прихватизацию», растаскивание государственной собственности, что потребовало проведения серьезной подготовительной работы по ее совершенствованию. Среди негативных тенденций этого этапа следует выделить следующие: занижение стоимости производственных фондов, преобладание кредитных средств как источника выкупа, неразработанная методика определения рыночной стоимости объектов, слабый учет рентабельности производства, льготный режим приобретения для трудовых коллективов, используемый директорским корпусом для Злоупотреблений (перепродажи, сдачи в аренду т.п.).
На втором этапе (1993-1995 гг.) в действие вступили основополагающие законодательные акты: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государственная программа приватизации. Основными методами приватизации стали: преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, выкуп арендованного имущества, продажа на аукционе и по конкурсу малых предприятий коммунальной собственности и объектов незавершенного строительства. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения сделали приоритетными бесплатную приватизацию на основе чеков «Имущество» и «Жилье» и продажу предприятий по льготным ценам трудовым коллективам. Основной целью было создание смешанных форм собственности, снижение огосударствления, развитие конкуренции [12, с. 85].
На третьем этапе (1995-2005 гг.) происходило дальнейшее совершенствование механизмов трансформации собственности, основой которого стали Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998) и Концепция управления государственным имуществом на 2001-2005 гг. Политика приватизации и трансформации собственности основывалась на двух основных принципах: росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное осуществление реформ и учете социальных факторов и последствий преобразований. При реформировании собственности Республика Беларусь исходила из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственные может привести к резкому сокращению числа работающих и росту напряженности в стране. Одновременно преобладание денежных форм приватизации на данном этапе стимулировало появление новых эффективных собственников.