Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа
В рыночной экономике отношения собственности определяют ее внутреннюю конструкцию. Доминирование частной собственности предопределяет наличие частного сектора, пофакторных доходов, отношений найма и других важнейших параметров национальной экономической системы. Поэтому переход от одного типа экономической системы (через каждые 60 — 75 лет), а также совершенствование хозяйственного механизма обязательно затрагивают отношения собственности.
На современном четвертом этапе Республики Беларусь проходит «точечное реформирование» объектов государственной собственности на основе индивидуального подхода, базирующегося на изучении инновационного потенциала предприятий, возможности внедрения новых технологий, экономической эффективности. Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурсной основе и на условиях, согласованных в ходе переговоров. В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранение доли в уставном капитале и т. д.
Приватизация каждого
конкретного предприятия
В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, принято постановление Совета министров от 30 апреля 2004 года, в соответствии с которым Министерству экономики поручено составлять график подготовки объектов к отчуждению, если свыше пяти лет объекты не используются или неэффективно используются. Основным способом приватизации государственных предприятий останется их преобразование в открытые акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций[12, с. 86].
В соответствии с порядком распоряжения госимуществом согласно указу президента № 575 от 14 сентября 2006 года, отчуждение принадлежащих государству активов (недвижимого и движимого имущества, акций и долей), в том числе через залог, стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин является исключительной компетенцией главы государства. Распоряжение имуществом стоимостью менее 10 тыс. базовых величин производится по решению правительства или по согласованному с ним решением органов госуправления. С 2006 г. стал использоваться метод продажи убыточных объектов за символическую плату.
Согласно декрету Президента Республики Беларусь, подписанному в апреле 2008 года, продажа пакетов акций может начинаться с небольших долей, с 2009 года разрешено продавать акции тех компаний, в которых государству принадлежит более 50 процентов, а с начала 2011 года - всех компаний вообще.
В июле 2008 года правительство на основе постановления Совета Министров №1021 утвердило трехлетний план реформирования и приватизации госпредприятий. В 2010 году было запланировано преобразовать 130 предприятий республиканской собственности, намечено также акционировать около 200 предприятий коммунальной собственности - около половины от всего количества коммунальных предприятий, запланированных к акционированию в 2008-2010 гг.
Одновременный переход к новым отношениям собственности осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильность социально-экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта «шоковой терапии», проводит эволюционное реформирование экономики. «Белорусская модель» социально ориентированной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты граждан, поддержанием стабильного уровня занятости. Эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения [7, с. 7].
Перечень объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации, ежегодно формируется Министерством экономики Республики Беларусь на основании предложений республиканских органов государственного управления. Перечень объектов коммунальной собственности формируется местными органами. Информация о готовящихся к приватизации объектах государственной собственности, ходе подготовки к акционированию, возможностях участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов публикуется в периодической печати и на официальном сайте Министерства экономики в сети интернет.
Приватизация в Беларуси не является самоцелью, а рассматривается как способ привлечения стратегических инвесторов, которые могут повысить эффективность белорусских предприятий. Привлечение иностранного капитала на современном этапе становится одним из главных государственных приоритетов. Для создания благоприятного инвестиционного климата в стране реализован целый комплекс мер: усовершенствована система налогообложения, сокращено число лицензированных видов деятельности, проведена либерализация ценообразования, введен заявительный принцип при регистрации субъектов хозяйствования, четко регламентировано вмешательство контрольных органов в работу бизнеса. Предпринятые в Беларуси меры положительно оценены авторитетными международными организациями, в том числе Международным валютным фондом и Всемирным банком.
С целью активизации процессов приватизации 25 мая 2010 года подписан Указ Президента Республики Беларусь о создании Государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (НАИП). Основным предметом деятельности Агентства является привлечение инвестиций в Республику Беларусь, в том числе при приватизации государственного имущества.
В целях урегулирования отношений по управлению объектами, находящимися в государственной собственности, необходимыми для осуществления важнейших функций государства, связанных с обороноспособностью, продовольственной безопасностью, социальными и другими вопросами, в Беларуси законодательно закреплено требование о согласовании проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации государственного имущества с Комитетом государственной безопасности, Министерством внутренних дел, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и другими государственными органами, осуществляющими обеспечение экономической безопасности государства. Данные государственные органы рассматривают и дают оценку проектам нормативных правовых актов через призму решаемых ими задач в соответствующих сферах деятельности.
Развитие процесса преобразования отношений в сфере государственной собственности, построение полноценного фондового рынка способствуют повышению инвестиционной привлекательности как одного из источников развития экономики Беларуси. Поэтому процесс приватизации будет продолжаться.
При этом необходимо учитывать, что Республика Беларусь всегда отличалась высокой степенью государственного регулирования экономики. Нет секрета в том, что за это нас многие годы критиковали многочисленные аналитики и эксперты международных финансовых организаций. Однако в силу данной особенности белорусской экономической модели обеспечивается относительная стабильность и устойчивость экономического роста. Это обуславливает необходимость и в дальнейшем осуществлять приватизационные процессы с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности государства[7, с. 8].
Таким образом, осуществление мер по разгосударствлению и приватизации в Республике Беларусь привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности:
установлен плюрализм (многообразие) форм собственности;
преодолена монополия государственной собственности;
произошло становление новых форм хозяйственной деятельности;
широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность;
сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом: эволюционно или революционно; со сменой формы собственности или в рамках существующей. Трансформация отношений собственности возможна в результате: национализации или денационализации; этатизации (огосударствления) или разгосударствления; приватизации или реприватизации. Национализация - это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную конфискацию имущества; полный или частичный выкуп объекта. Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация экономики, проявляющаяся в следующих формах: господстве государственной собственности; монополии государства на принятие основных экономических решений; выполнении государством чрезмерных, несвойственных ему функций. Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, ее бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации. Денационализация - процесс, противоположный национализации, связан с преобразованием объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации. Разгосударствление (деэтатизация) - это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм ее реализации. Приватизация - это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.
Основной стратегической, целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития. Приватизация - это одна из самых главных и самых сложных реформ в процессе создания рыночной экономики в постсоциалистических странах. Ее успешная реализация имеет решающее значение для трансформационных экономик. Основными целями приватизации являются создание фондового рынка и рост эффективности функционирования предприятий, а также структурная перестройка экономики как следствие ориентации предприятий на спрос и продажи, а не физическую возможность предприятия производить продукцию. Формирование многообразных форм собственности в Республике Беларусь способствует развитию различных хозяйствующих субъектов и расширяет свободу предпринимательской деятельности, что в конечном счете положительно сказывается на повышении эффективности общественного производства.
Осуществление мер по разгосударствлению и приватизации в Республике Беларусь привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности:
установлен плюрализм (многообразие) форм собственности;
преодолена монополия государственной собственности;
произошло становление новых форм хозяйственной деятельности;
широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность;
сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности.