Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:30, курсовая работа
Цель исследования: исследовать процесс инновационной деятельности в химической отрасли на примере ОАО «Химпром».
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
1. Дать характеристику инновационной отрасли и инновационного развития.
2. Выявить особенности развития инноваций в России.
3. Определить роль инновационного менеджмента на предприятии.
4. Исследовать проект по производству тонкопленочных солнечных модулей на базе ОАО «Химпром» города Новочебоксарск.
5. Выявить значения завода по производству тонкопленочных солнечных модулей для экономики города Новочебоксарск и Чувашской республики.
6. Разработать предложения по усовершенствованию работы на заводе по производству тонкопленочных солнечных модулей в городе Новочебоксарск.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава I. Теоретико-методологические аспекты развития
инноваций в России……………………………………………………………….5
1.1 Сущность инновационной отрасли и инновационного развития….....5
1.2 Особенности развития инноваций в России………………………..….8
1.3 Инновационный менеджмент на предприятии……………………….10
Глава II. Внедрение элементов инновации на ОАО «Химпром» города Новочебоксарск Чувашской республики……………………………………....16
2.1 Характеристика ОАО «Химпром»………………………..………...…16
2.2 Производство солнечных модулей на базе технологии «тонких пленок»…………………………………………………………………………...22
2.3. Внедрение инновационного менеджмента в ОАО «Химпром»….....28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………...……….32
Приложения………………………………………………………………..…….35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный университет им И.Н.Ульянова»
Факультет Экономический
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:
«Развитие инновационной отрасли в экономике
города Новочебоксарск»
Выполнил студент
гр. ФЭМ 81-10
Исаев А.В.
Проверила канд. экон. наук,
Доцент Дедушкина Н.В.
Чебоксары - 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Сущность инновационной отрасли и инновационного развития….....5
1.2 Особенности развития
инноваций в России………………………..…
1.3 Инновационный менеджмент на предприятии……………………….10
Глава II. Внедрение элементов инновации на ОАО «Химпром» города Новочебоксарск Чувашской республики……………………………………....16
2.1 Характеристика ОАО «Химпром»………………………..………...…16
2.2 Производство солнечных модулей на базе
технологии «тонких пленок»……………………………………………………………
2.3. Внедрение инновационного менеджмента в ОАО «Химпром»….....28
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
За последние несколько
лет инновации стали центром
всеобщего внимания. На сегодняшний
день конкурентоспособность
Россия, великая инновационная держава второй половины XX века, в начале XXI столетия перешла во вторую сотню стран мира, и эта тенденция только нарастает.
По этому поводу руководством страны были приняты меры по развитию инновационной экономики. Государство всячески поощряет инновационную деятельность, помогает бизнесу перейти на инновационные рельсы.
Новое словосочетание «инновационная отрасль» с каждым днем становится все обыденнее. На территории всей страны организуются такие отрасли, призванные обеспечить стабильный экономический рост и вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Но, конечно, на быстрый инновационный скачок рассчитывать не приходится. Как и великое начинается с малого, так и экономика России начинается с экономики регионов. А это значит, что постепенное развитие инновационных отраслей даже в таком маленьком субъекте РФ, как город Новочебоксарск внесет свой неоценимый вклад в общее дело.
Актуальность: в существующих реалиях от степени развития инновационных отраслей в России зависит не только конкурентоспособность нашей экономики, но и благосостояние каждого отдельного гражданина.
Цель исследования: исследовать процесс инновационной деятельности в химической отрасли на примере ОАО «Химпром».
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
Методологический подход: анализ документальных источников по теме исследования, наблюдение, экономический анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены цели и задачи исследования, обоснована его актуальность.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты основных понятий, исследуемых в данной курсовой работе, также выявлена проблематика инновационного развития в России.
Во второй главе охарактеризовано
открытое акционерное общество «Химпром»,
исследован процесс строительства
завода по производству тонкопленочных
солнечных модулей. Дана оценка процессу
внедрения приемов инновационно
В заключении приведены основные выводы исследования и предложения.
В приложении приводятся таблицы, схемы.
1.1 Сущность инновационной отрасли и инновационного развития.
Официальными российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:
«Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.
В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления. (См. приложение 1)
Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.
Можно отметить, что инновация
выполняет следующие три
1) воспроизводственную;
2) инвестиционную;
3) стимулирующую.
Воспроизводственная функция
означает, что инновация представляет
собой важный источник финансирования
расширенного воспроизводства. Смысл
воспроизводственной функции
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации. [9, 102-105]
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами. [7, 9]
Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт, операцию или процесс. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.
Важно отметить, что инновационная отрасль на основе действия мультипликатора способствует развитию инновационной экономики.
Эффект мультипликатора
Вывод:
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
1.2 Особенности развития инноваций в России.
Российская действительность и проблемы, непозволяющие экономике развиваться, могут поставить крест на инновационных амбициях государства.
Во-первых, к большому сожалению, практически весь российский бизнес - рассчитан на получении прибыли в краткосрочной перспективе. Это связано с целым рядом факторов, в числе которых – нестабильность политической системы, «непрозрачность» правил игры для отдельных субъектов бизнеса, невозможность получения финансовых средств на длительный срок и т.п. А инновационные проекты, особенно связанные с радикальными инновациями – обычно рассчитаны на несколько лет. От рождения идеи, до практического воплощения они проходят несколько структурных этапов, причем, весьма затратных, как по времени, так и по средствам. А российскому бизнесу это в диковинку и совсем невыгодно. [4, 29-33]
В-вторых, структурная неорганизованность инновационного процесса не позволяет таким субъектам инновационной деятельности как органы государственной власти, новаторы, потребители, инвесторы, вспомогательная инфраструктура организовать продуктивное взаимодействие, что, безусловно, повысило бы инновационную активность в стране. Уж слишком разные категории населения «ввязаны» в этот процесс. [5, 120-126] (См. приложение 2).
В-третьих, масштаб новизны в разных странах может быть разным. Проще говоря, что в России инновация, то за границей уже давно используемая технология. Россия, находясь на невысоком уровне технического и технологического уровня, закупает за рубежом продукцию классом выше, чем была у нее до этого. И что воспринимается в нашей стране как инновация. За рубежом же эти технологии с успехом используется на протяжении нескольких лет, там радостью готовы продать нам «инновацию», сами же в свою очередь начнут развивать и внедрять технологии классом выше. При таком подходе, мы всегда останемся «вторыми» и будем закупать на западе товары, технологии, готовые заводы и т.п. считая их «верхом совершенства», а отечественная инновация будет «стоять».
В-четвертых, неорганизованность инновационного процесса и коррупция также остаются серьезными проблемами на пути инновационной экономики России.
В-пятых, образование необходимо финансировать в полной мере, чтобы обеспечить страну высококвалифицированными специалистами. [8, 12-15]
Вывод:
На данный момент ситуация
такова, что развитие инновационных технологий
в России – является ключевым фактором
не только для выхода из экономического
кризиса, но и вообще стратегического
конкурирования и лидерства нашей державы
на международной арене. [6, 24]
Как и десять лет
назад, Россия – «сырьевой источник» мира.
Опровергнуть это мнение будет очень сложно
с учетом российских реалий – бюрократизма,
коррупции, низкого технологического
уровня нашей страны, недофинансированием
образования. Очевидно, что первоочередной
задачей является налаживание системы
законодательства. Будут ликвидированы
бюрократические проволочки, государство
организует помощь, создаст благоприятную
среду для бизнеса, а образование в России
будет качественнее и финансироваться
в достаточном объеме, тогда и говорить
о навязывании конкуренции Западу станет
куда гораздо проще.
1.3 Инновационный менеджмент на предприятии.
Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Информация о работе Развитие инновационной отрасли в экономике города Новочебоксарск