Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентных отношений в рыночной экономики.
В соответствии с поставленной задачей в исследовании решались следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и формы конкуренции.
2. Исследовать конкуренцию в рыночном механизме.
3. Показать механизм рынка несовершенной, или монополистической, конкуренции.
4.Уточнить проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоритические вопросы конкуренции……………………………………......5
1.1 Сущность и формы конкуренции…………………………………………...5
1.2 Конкуренция в рыночном механизме……………………………………. 8
1.3 Механизм рынка свободной, или совершенной, конкуренции……........9
1.4 Олигополия………………………………………………………………….11
1.5Механизм рынка несовершенной, или монополистической,
конкуренции ……………………………………………………………………12
2. Развитие конкуренции Республики Казахстан…………………………….14
1.1Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в экономике РК…………………………………………………………………...14
Проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК .15
Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики…. 19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Теоритические вопросы
конкуренции…………………………………….....
1.1 Сущность и формы
конкуренции…………………………………………...
1.2 Конкуренция в рыночном механизме……………………………………. 8
1.3 Механизм рынка свободной, или совершенной, конкуренции……........9
1.4 Олигополия……………………………………………………
1.5Механизм рынка несовершенной, или монополистической,
конкуренции ……………………………………………………………………12
2. Развитие конкуренции
Республики Казахстан…………………………
1.1Антимонопольная политика
и развитие конкурентных отношений в экономике
РК…………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) .
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Политика в области конкуренции является основным инструментом достижения целей социально-экономического развития страны и ключевым фактором определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан.
Конкуренция– важный механизм и базовое условие функционирования
рыночной экономики. Рыночные отношения, не только в нашей стране,
но и в мире в целом претерпевают значительные изменения. Это связано, прежде всего, с процессами мировой глобализации и развитием технологий.
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентных отношений в рыночной экономики.
В соответствии с поставленной задачей в исследовании решались следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и формы конкуренции.
2. Исследовать конкуренцию в рыночном механизме.
3. Показать механизм рынка
несовершенной, или монополистической,
4.Уточнить проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК.
Система поведения конкурентной политики, созданная в Казахстане включает в себя законы и подзаконные акты, специальные законы, акты, специальные институты, отвечающие за ее осуществление и защиту прав потребителей, а также механизмы реализации этой политики. Однако, несмотря на определенные успехи в данной области, цели и методы проведения конкурентной политики требуют ее дальнейшего совершенствования.
Политика Республики Казахстан
в сфере конкуренции играет одну
из главных ролей в реформировании
системы государственного регулирования,
поскольку система
I Теоритические вопросы конкуренции.
1.1Сущность и формы конкуренции.
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство, она служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места. Конкуренция — это соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8. конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна.
На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
a) при его производстве:
· производительность труда;
· уровень налогообложения;
· внедрение научно-технических разработок;
· размеры прибыли предприятия;
· величина оплаты труда.
б) при его потреблении:
· продажная цена товара;
· качество;
· новизна;
· послепродажное обслуживание;
· уровень предпродажной подготовки.
Существует шесть видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
· продажа личного товара по цене конкурента
· снижение цены потребления товара
6. незаконные методы:
· антиреклама товаров конкурентов;
· производство товаров имитаторов (подделка).
При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.
Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их характеристики представлены ниже.
Типы рынков и их основные характеристики (таблица №1)
Тип рынка |
Количество субъектов рынка |
Однородность продукции |
Заменяемость товаров |
Взаимозаменяемость субъектов рынка |
Вход-выход на рынок |
Доли субъектов на рынке | |
продавцов |
покупателей | ||||||
Совершенная конкуренция |
Много |
Много |
Однородная |
Полная |
Нет |
Свободный |
Равные и небольшие |
Монополистическая конкуренция |
Ограниченное |
Много |
Дифференцированная |
Высокая степень |
Незначительная |
Ограниченный |
Доминирующее предприятие и предприятия-аутсайдеры с малыми долями на рынке |
Олигополия |
Несколько |
Много |
Однородная либо дифференцированная |
Высокая степень |
Значительная |
Ограниченный |
Крупные, примерно равные |
Монополия |
Один |
Много |
Однородная |
Нет |
Нет |
Блокирован |
100% |
Мтнопсония |
Много |
Один |
Незначительно дифференцированная либо однородная |
Незначительная |
Нет |
Блокирован |
100% |
Также различают несколько видов конкуренции.
I Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
• существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
• доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
Информация о работе Развитие конкуренции Республики Казахстан