Развитие конкуренции Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование конкурентных отношений в рыночной экономики.
В соответствии с поставленной задачей в исследовании решались следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и формы конкуренции.
2. Исследовать конкуренцию в рыночном механизме.
3. Показать механизм рынка несовершенной, или монополистической, конкуренции.
4.Уточнить проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоритические вопросы конкуренции……………………………………......5
1.1 Сущность и формы конкуренции…………………………………………...5
1.2 Конкуренция в рыночном механизме……………………………………. 8
1.3 Механизм рынка свободной, или совершенной, конкуренции……........9
1.4 Олигополия………………………………………………………………….11
1.5Механизм рынка несовершенной, или монополистической,
конкуренции ……………………………………………………………………12

2. Развитие конкуренции Республики Казахстан…………………………….14

1.1Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в экономике РК…………………………………………………………………...14
Проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК .15
Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики…. 19


Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

I Теоритические вопросы конкуренции.docx

— 106.50 Кб (Скачать файл)

• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно  свободен;

• нет ограничений на доступ той или иной фирмы к  информации о состоянии рынка, ценах  на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и  т.д.

II Несовершенная конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции - характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка.

III Монополистическая конкуренция - она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми.

   IV Монополия (от греч. monos— один и poleo — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы.

V Монопсония - в единственном числе выступает покупатель, (от греч. monos — один и opsonia — закупка).В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма).

VI Олигополия ( от греч. oligos — немногий и poleo — продаю). Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

 

          1.2 Конкуренция в рыночном механизме.

Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т. е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния.

В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.

Если отдельные фирмы  в состоянии воздействовать на условия  продажи своей продукции (в первую очередь, на цены), то они ведут между  собой конкурентную борьбу, но рынок  уже не считается совершенно конкурентным.  
           Когда группа фирм выпускает и продает одноименные, однородные товары, то считается, что эти фирмы образуют отрасль.  
Кривая, которая показывает, на какое количество произведенного фирмой товара предъявляют спрос покупатели при каждой цене товара, называемой кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная фирма знала свою кривую спроса, то ей не представляло бы труда определить объем продаж и получаемый от этого доход.

Конкуренция участвует в  решение триады экономических проблем: что, как, для кого производить. Цель предпринимателя состоит в максимизации прибыли, что требует расширение масштабов производства и сбыта. Поэтому в своей деятельности предприниматели конкурируют за более выгодные условия производства и сбыта товаров, получение большей  прибыли. Причем конкуренция между  продавцами сильнее в том случае, когда предложение товаров больше, чем спрос. Продавцы чтобы продать  свой товар, обычно вынуждены снижать  его цену, что ведёт к сокращению доходов и объёма производства данного  товара. Если же конъюнктура рынка  такова, что спрос на товар больше, чем предложение, то конкурировать  между собой приходится покупателям. Каждый их них, чтобы купить дефицитный товар, старается предложить такую  цену, которую не могут предложить конкуренты. Следствием этого явления  является повышение цен, в свою очередь, стимулирует рост производства и  предложения данного товара. Рыночная конкуренция позволяет использовать такие факторы, которые без обращения  к ней оставались бы никому неизвестными или неиспользуемыми.

Победа в конкуренции  обеспечена тому, кто с помощью  рынка обнаружит новые товары и технологии, новые способы удовлетворения потребностей людей. Конкуренция, таким образом, создаёт своего рода безликий механизм экономического принуждения, заставляющий людей перестраивать свою деловую активность в  большей мере, чем инструкции и команды из центра при уравнительной психологии.

 

         1.3 Механизм  рынка свободной, или совершенной, конкуренции.

         Введем необходимую в дальнейших исследованиях категорию предельного дохода (MR), под которым понимают изменение суммарного дохода фирмы (TR), вызванное продажей одной дополнительной единицы товара иными словами:

         Стремящаяся максимизировать прибыль фирма должна решать два принципиально важных вопроса: 1) стоит ли ей продолжать свою деятельность; 2) если стоит, до каких пределов. Фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им) – правило 1. 
        До какого уровня должна фирма расширять объемы выпуска? Здравый смысл подсказывает, что если производство одной дополнительной единицы товара дает доход, превышающий издержки, связанные с изготовлением этой единицы товара, то фирме можно увеличивать объем продукции. Фирме нет необходимости расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукции станет равным издержкам ее производства. Это равносильно следующему утверждению: если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам – правило 2

Основы теории свободной, или совершенной, конкуренции, представляющей собой абстрактную модель функционирования рыночного механизма, были разработаны английским экономистом А. Маршаллом.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется  множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Главная черта совершенной  конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции  незначительна. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р,  то получим результат.

Кривую D называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения, которые могут смешаться под влиянием разных факторов. Так, на величину спроса влияют уровень доходов населения, объём рынка и полезность, мода и др. На предложение товаров сильное влияние оказывают издержки их производства, снижение которых ведёт к увеличению предложения товаров на рынке.

 

 

1.4 Олигополия

 

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили). На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Слово "олигополия" введено  английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).

Олигополистические рынки  обладают следующими признаками:

а) малое число фирм и  большое число покупателей.

Это означает, что объем  рыночного предложения находится  в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или  стандартизированная продукция. В  теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент  концентрации (процентное отношение  продаж четырех крупнейших фирм к  общему отраслевому объему выпуска  продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке: H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2 , где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

 

1.5 Механизм рынка несовершенной, или монополистической,                     конкуренции.

Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объёмом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной. Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные формы: Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции. Трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм. Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией. Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы. Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции). Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической  конкуренции на рынке продолжает  оставаться большое количество  продавцов и покупателей. Но  возникает новое явление –  дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. К. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

  2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. Oligos – немногий, poleo – продать). Для нее характерно наличие либо однородной либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

Информация о работе Развитие конкуренции Республики Казахстан