Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентных отношений в рыночной экономики.
В соответствии с поставленной задачей в исследовании решались следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и формы конкуренции.
2. Исследовать конкуренцию в рыночном механизме.
3. Показать механизм рынка несовершенной, или монополистической, конкуренции.
4.Уточнить проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоритические вопросы конкуренции……………………………………......5
1.1 Сущность и формы конкуренции…………………………………………...5
1.2 Конкуренция в рыночном механизме……………………………………. 8
1.3 Механизм рынка свободной, или совершенной, конкуренции……........9
1.4 Олигополия………………………………………………………………….11
1.5Механизм рынка несовершенной, или монополистической,
конкуренции ……………………………………………………………………12
2. Развитие конкуренции Республики Казахстан…………………………….14
1.1Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в экономике РК…………………………………………………………………...14
Проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК .15
Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики…. 19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………
3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
2. Развитие конкуренции Республики Казахстана.
1.1 Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в экономике РК
Статья 1. Предмет и цели
настоящего Закона
1. Настоящий
Закон определяет правовые основы защиты
прав субъектов рынка и потребителей от
монополистической деятельности, ограниченной
настоящим Законом, антиконкурентных
действий государственных органов и недобросовестной
конкуренции. Закон направлен на поддержание
и создание благоприятных условий для
добросовестной конкуренции на товарных
рынках Республики Казахстан.
2.
Целями настоящего Закона являются защита
конкуренции, создание условий для эффективного
функционирования товарных рынков, обеспечение
единства экономического пространства,
свободного перемещения товаров и свободы
экономической деятельности в Республике
Казахстан
К стагнации и замедлению роста в экономике приводит монополизация. Она выступает как рыночная концентрация. Концентрация как экономическая категория представляет собой экономические отношения по поводу целенаправленного укрупнения и сосредоточения собственности у хозяйствующих субъектов. Согласно законодательству Казахстана показателем оценки уровня монополизации выступает доля фиксированного числа предприятий (CR Concentration Rations) . Рынок считается монопольным, а субъект рынка доминирующим, если его доля в общем объеме выпуска превышает 35%. А также, если совокупная доля не более чем двух субъектов рынка на определенном товарном рынке составляет 50 и более процентов или совокупная доля не более чем составляет 70 и более процентов. Это соответствует мировой практике. В экономике Казахстана наблюдается тенденция не только восстановления, но и усиления монополизации, которая исходит уже не от государства, а от частного и иностранного капитала и оказания мощного лоббистского давления на правительственные органы, с целью получения льгот и преференций. Происходит образование монополистических структур на базе приватизированных объектов. Для снижения уровня монополизации и развития конкуренции государством проводится антимонопольная политика.
Антимонопольная политика сегодня определена нормами и правилами поведения субъектов рыночной экономики.
Экономика Казахстана является низкоконкурентной, так как уровень конкуренции на большинстве рынков колеблется в пределах от 0 до 65%, на них действует один или несколько доминирующих хозяйствующих субъектов, которые можно условно назвать финансово-промышленными группами.
В Казахстане в июле
2006года был создан Комитет
по защите конкуренции
1.2 Проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК.
1.Закон Республики Казахстан
«О конкуренции»
25 декабря 2008 года Главой государства
подписаны законы Республики Казахстан
«О конкуренции», «О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам
конкуренции». Целью принятых законов
является защита конкуренции и создание
условий для роста предпринимательской
и инвестиционной активности бизнеса,
а задачами:
- предупреждение монополистической деятельности;
- пресечение недобросовестной конкуренции;
- демонополизация отраслей экономики;
-
развитие честной и свободной…
В соответствии со статьей
39 Закона «О конкуренции» антимонопольный
орган вырабатывает предложения
по формированию государственной политики,
реализует государственную
В соответствии с возложенными функциями Агентство на постоянной основе изучает состояние товарных рынков, уровень конкуренции на них. По результатам проводимых анализов выявляются барьеры для «входа» на рынок новых компаний, к которым можно отнести государственное регулирование цен, неразвитость передающих сетей и аффилиированность субъектов, действующих на том или ином рынке и т.д.
В результате анализов товарных
рынков Антимонопольным органом
определяются первоочередные отрасли
экономики, в которых не развита
конкуренция, в целях выработки
мер по повышению конкуренции, а
также предложения и
Антимонопольным органом в рамках осуществления межотраслевой координации деятельности государственных органов по развитию конкуренции в Правительство и компетентные государственные органы направлено в 2008 году более 10, а в 2009 году порядка 40 предложений по внесению изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, в том числе о принятии мер защитного характера, механизме сдерживания необоснованного роста цен на отдельные группы товаров, устранению барьеров и т.д.
По итогам проведенных
анализов выявлена высокая монополизация
сфер железнодорожного транспорта, телекоммуникаций,
топливно-энергетического
Развитие конкуренции в железнодорожной отрасли.
Железнодорожная отрасль Республики Казахстан по-прежнему остается монополизированной. Монопольная доля группы компаний АО «НК «КТЖ» на рынке железнодорожных перевозок сохраняется, в том числе на потенциально конкурентных рынках, смежных с рынком железнодорожных перевозок. В результате такой монополизации ежегодно
ограничивается конкуренция в сфере вспомогательных (обслуживающих) услуг. Агентством в 2009 году в сфере железнодорожной отрасли проведен анализ уровня конкуренции на рынке услуг «поставки и розничной реализации запорно-пломбировочных устройств, применяемых на железнодорожном транспорте».
По итогам анализа рынка поставки и розничной реализации запорно-пломбировочных устройств, применяемых на железнодорожном транспорте, в Реестр включены ТОО «Универсал», ТОО «Корпорация Нукер», ТОО «Торговый дом «Бірлік». Кроме того, по результатам данного анализа установлены согласованные действия между субъектами данного рынка.
На рынке пассажирских перевозок доминируют АО «Пассажирские перевозки» (далее – Общество) и его аффилиированные компании. Общество полностью контролирует предприятия как основной, так и обеспечивающей (сервисной) деятельности пассажирских перевозок.
Практика деятельности частных перевозчиков выявила ряд недостатков существующих условий доступа частного бизнеса на рынок перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.
Частные перевозчики не имеют
равных возможностей с указанными компаниями
в предоставлении услуг пассажирских
перевозок железнодорожным
В 2009 году в Агентство поступало много обращений как от собственников железнодорожных вокзалов, так и от перевозчиков пассажиров с просьбой оказать содействие в решении вопросов их взаимоотношений на рынке оказания услуг железнодорожных вокзалов.
Причиной тому, по мнению Агентства, является отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта и собственников вокзалов, которое приводит также к антиконкурентным действиям субъектов рынка.
В настоящее время проходит новый этап реформирования железнодорожной отрасли, в ходе которого предполагается дальнейшее развитие конкуренции в перевозочной деятельности как на внутреннем, так и внешних рынках. Последнее особенно актуально с учетом расширения товарных границ и усиления конкуренции в рамках формирования Единого экономического пространства.
Формирование Единого экономического пространства странами, входящими в Таможенный союз, предполагает открытие рынков для беспрепятственного продвижения товаров, работ и услуг, что напрямую касается и железной дороги. Железнодорожные отрасли в странах Единого таможенного союза находятся на стадии реформирования. При этом, имеются принципиальные различия в действующих и целевых моделях отрасли. Различия заключаются, в частности, в законодательном определении рыночной сферы железнодорожного транспорта.
В настоящее время состояние
железных дорог Казахстана характеризуется
физически-изношенными
Данные вопросы, в том числе развитие конкуренции на этом сегменте рынка предлагается решать в рамках разрабатываемой отраслевой программы по развитию транспортной инфраструктуры на 2010–2014 годы.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Транзитно-транспортный потенциал Казахстана, обусловленный выгодным расположением в центре коммуникационного потока между Европой и Азией; реформирование способность всесезонного круглосуточного оказания услуг железнодорожного транспорта. |
Неконкурентоспособность железнодорожной отрасли Казахстана: физически изношенные активы, морально устаревшие технологии; сохранение монопольной
доли группы компаний АО «НК «КТЖ»
на рынке железнодорожных аффилиированность субъектов рынка железнодорожной отрасли; ограничение конкуренции в сфере вспомогательных (обслуживающих) услуг; неравный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта; отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей вопросы взаимодействия предприятий железнодорожного транспорта и собственников вокзалов. |
Возможности |
Угрозы |
Расширение товарных границ и усиления конкуренции в рамках формирования Единого экономического пространства (открытие рынков для беспрепятственного продвижения товаров, работ и услуг); реализация национального транзитного ресурса. |
Невозможность национального перевозчика АО «НК «КТЖ» конкурировать с иностранными компаниями; вытеснение казахстанских компаний с высокодоходных сегментов рынка. |
1.3 Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики.
Роль государства в жизни общества во многом определяется способностью органов управления обеспечить в конкретных макроэкономических условиях достижение таких базовых целей, как высокий уровень жизни населения, гармоничные социальные отношения, устойчивый экономический рост. Условием реализации этих целей является обеспечение устойчивого экономического развития страны.
Информация о работе Развитие конкуренции Республики Казахстан