Развитие конкуренции Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование конкурентных отношений в рыночной экономики.
В соответствии с поставленной задачей в исследовании решались следующие задачи:
1.Охарактеризовать сущность и формы конкуренции.
2. Исследовать конкуренцию в рыночном механизме.
3. Показать механизм рынка несовершенной, или монополистической, конкуренции.
4.Уточнить проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоритические вопросы конкуренции……………………………………......5
1.1 Сущность и формы конкуренции…………………………………………...5
1.2 Конкуренция в рыночном механизме……………………………………. 8
1.3 Механизм рынка свободной, или совершенной, конкуренции……........9
1.4 Олигополия………………………………………………………………….11
1.5Механизм рынка несовершенной, или монополистической,
конкуренции ……………………………………………………………………12

2. Развитие конкуренции Республики Казахстан…………………………….14

1.1Антимонопольная политика и развитие конкурентных отношений в экономике РК…………………………………………………………………...14
Проблемы развития конкуренции в основных отраслях экономики РК .15
Роль государства в повышении конкурентоспособности экономики…. 19


Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

I Теоритические вопросы конкуренции.docx

— 106.50 Кб (Скачать файл)

С точки зрения теории, экономическая  устойчивость- это состояние автономной хозяйственной системы (например, национальная экономики), которое обеспечивает её способность к целенаправленному функционированию (стабильно развивающейся деятельности) в обозримом временном периоде. Устойчивое экономическое развитие состоит совсем не в том, чтобы держать экономические показатели, характеризующие состояние экономики страны выше или ниже определённого уровня. Оно предполагает  позитивные, причём прогрессирующие изменение основных макроэкономических показателей.

Президент Казахстана Назарбаев  Н.А в своём Послании народу Казахстана « Конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной  нации» определил  в качестве задачи

экономической политики государства  достижение максимально высоких  темпов экономического роста.  При  этом, подчеркнув, что Правительство  будет добиваться решение этой задачи через повышение конкурентоспособности  нашей экономики в соответствии с планом развития страны до 2010года.

Конкурентоспособность - это  внутреннее (имманентное) свойства субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее знать свою нишу в рыночном мировом хозяйстве. То есть это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

В Республике Казахстан государство  в целях повышения конкурентоспособности  экономики определило две ключевые цели:

а) диверсификация экономики  и отход от зависимости от нефти  и минеральных ресурсов;

б) становление Казахстана в качестве полноправного участника мировой экономики посредством принятия международных стандартов в производственном, финансовом и государственном секторах.

Для реализации этих целей  была разработана государственная  стратегия, в основе которой лежат  четыре основополагающих принципа: 1) предотвращение потери конкурентоспособности путём рационального управления нефтяными доходами и повышения эффективности государственного сектора.

2) продвижение конкурентоспособности  посредством укрепления потенциала  Правительства по выявлению и  устранению барьеров для роста  бизнеса и частных инвестиций.

3) создание основы будущей конкурентоспособности за счёт инвестирования в  человеческий капитал и базовую инфраструктуру.

4)  соблюдение экологических пределов экономического роста.

В направлении соблюдения перечисленных принципов  Правительством Казахстана уже  предприняты определенные меры. Поставлена задача сделать прозрачным управление нефтяными доходами и  первым шагом в этом направлении  стало создание в 2001году Национального  фонда Республики Казахстан. Для  обеспечения диверсификации производства правительство намерено придерживаться либерального  режима торговли и  измерять успех отечественных ненефтяных компаний по их присутствию на мировых рынках и конкурентоспособности их продукции относительно импорта.

Содействовать их интегрированию в мировое хозяйство должно вступление страны в ВТО и усиление регионального  сотрудничества в области инфраструктуры, таможни и стимулировании торговли. Это оправдано, так как конкурентоспособность  казахстанской экономики может  быть достигнута только в условиях ее интеграции в мировую экономику. Так, в 2007году Правительство планирует  внедрение стандартов  Европейского союза в финансовом секторе.

  Повышение конкурентоспособности экономики Казахстана может быть обеспеченно в результате реализации Стратегии индустриально- инновационного развития страны на период до 2015года. Эта Стратегия нашла дальнейшее подкрепление в Программе развития малого и среднего бизнеса. Эти Программы нацелены на стимулирование инвестиций в отрасли экономики, не связанные с добычей нефти и  газа,   посредством    упрощение

процедур лицензирования и сокращения числа проверок, путем укрепления связей между нефтяной и ненефтяными отраслями экономики, а также путем достижения соответствия  международным стандартам и повышение роли НИОКР. Для поддержки и обеспечения решения поставленных задач были созданы различные государственные институты, такие как, Инновационный фонд, Инвестиционный фонд, Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр по передачи технологий и Банк развития Казахстана.

В целях реализации Стратегии  индустриально-инновационного развития важно определить приоритеты развития экономики страны. Для этого Правительством были привлечены эксперты мирового уровня для проведение анализа конкурентных преимуществ страны. Центром маркетингово-аналитических исследований совместно с американской консалтинговой компанией J.E. Austin Associates  Inc. и The Economic Competitiveness Group Inc. была проведена работа по определению перспективных казахстанских, субрегиональных и региональных кластеров- «Казахстанская  кластерная инициатива»

Кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанные с их деятельностью организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Цель проекта «Казахстанская кластерная инициатива»- определение  перспективных кластеров с целью  создание индустриальной основы для  повышения конкурентоспособности  и диверсификации экономики. Реализация этой цели должна способствовать снижению зависимости экономики Казахстана от нефтегазодобывающих и сырьевых отраслей  промышленности и в конечном счете обеспечение высокой производительности и экономическому росту.

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Конкуренция представляет собой  соперничество, состоящее между  участниками рыночной экономики  за приобретение наиболее благоприятных  условий своего хозяйствования. Формы  такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей  и условий зарождения этого соперничества  как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек  этих форм движения хозяйственной деятельности. Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция  выглядит так:

А.  мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.

Б. развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

В. взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

Подводя итог, можно сделать  следующие выводы:

1.Конкуренция- это сложное многогранное явление.  Существует  множество  её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики. 

2.Роль конкуренции на  рынке:

          – конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.

           – конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. 

– конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.

3.Совершенная конкуренция  обладает следующими характерными чертами:

 – основной чертой является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высоко-организованном рынке.

                                                

 – фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию.

 –  отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции.

 – для входа (выхода) на рынок совершенной конкуренции не существует никаких препятствий.

4.Можно выделить две основные причины возникновения несовершенной конкуренции:

– есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки;

– рынки имеют тенденцию  к несовершенной конкуренции, когда  существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль.

5. Монополии характеризуются следующими чертами

 –  фирма-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.      

 –  когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию.

– главный плюс монополии: масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. 

–  основной минус монополии заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства.

6. В условиях олигополии каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы. В рыночной конкуренции проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

 

Список литературы:

1.   Портер М.  «Международная конкуренция»  1994г.

2.   Учебник  «Экономическая теория»  под редакцией  А.И. Архипова, С.С. Ильина  2010г

3.  Х. Зайдель, Р. Теммен  «Основы учения об экономике» 1994г

4.  Г.И. Рузавич «Основы рыночной экономики» 1996г

5.  К. Маконелл, С. Брю. Экономика: принципы, проблемы и политика.

6.  «Национальная экономика»: Учебник/ Под. общ. ред. А.В. Сидоровича, А.А. Абишева. – Алматы: Экономика, 2009г.

7. «Экономическая теория» учебник 2-е издание под редакцией И.П. Николаевой  2009г.

8. Учебник «Конкурентоспособность». Под редакцией: профессор Л.С. Бляхмана, профессор А.А Абишева. Алматы 2008г.

9.   Экономическая теория. Краткий курс лекций: Учебное  пособие.-Алматы: «Экономика», 2007г.

10.  «Конкурентоспособность  экономики Республики Казахстан:  состояние, проблемы и приоритеты  развития»: Материалы международной  научно-практической конференции  / Под общей редакцией академика НАН РК, профессора Г.С. Сейткасимова.- Астана: ИЭФ КазЭУ им.Т. Рыскулова, 2005г.

11.   Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний А.Дементьева Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000. //    Маркетинг. - 2003, №3

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие конкуренции Республики Казахстан