Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В современных условиях особую актуальность имеет проблема организации и развития предпринимательской деятельности. Связано это прежде всего с переходом нашей страны от административно-командной экономики к рыночной. Именно рыночная экономика формирует все необходимые условия для развития предпринимательства, для более полного его использования в интересах общества. Без развития предпринимательства России не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Предпринимательство, как один из видов экономической активности………………………………………………………………………....5
Содержание предпринимательской деятельности………………………......5
Виды и формы предпринимательской деятельности………………………7
Сущность и роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………..…11
Глава 2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России……………………..16
2.1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства…16
2.2.Проблемы развития малого и среднего предпринимательства…………...23
2.3.Особенности развития малого предпринимательства в экономике Чувашской Республики………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список использованной литературы………………………………………..…34

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России..docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРВО ОБРАЗОВАНИИИЯ И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Экономическая теория

Тема: Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….  3                                                                                                              

Глава 1. Предпринимательство, как один из видов экономической активности………………………………………………………………………....5                                                                                  

    1. Содержание предпринимательской деятельности………………………......5
    2. Виды и формы  предпринимательской деятельности………………………7
    3. Сущность и роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………..…11

Глава 2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России……………………..16

2.1 Государственная поддержка  малого и среднего предпринимательства…16

2.2.Проблемы развития малого  и среднего предпринимательства…………...23

2.3.Особенности развития  малого предпринимательства в  экономике Чувашской Республики………………………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………...……..32                                                                                                           

Список  использованной литературы………………………………………..…34                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировой опыт подтверждает  - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

В современных условиях особую актуальность имеет проблема организации и развития предпринимательской деятельности. Связано это прежде всего с переходом нашей страны от административно-командной экономики к рыночной. Именно рыночная экономика формирует все необходимые условия для развития предпринимательства, для более полного его использования в интересах общества. Без развития предпринимательства России не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса.

Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.

Становление и развитие сектора малых предприятий - это необходимое условие трансформации всей экономики региона, эффективной реструктуризации производства, разрешения проблемы занятости, роста благосостояния населения. Здоровая экономическая среда может быть создана только на базе функционирования широкой прослойки малых предпринимательских структур, которые способны стимулировать конкуренцию, содействовать стабильности общества, формировать основу развитой социально ориентированной экономики путем создания среднего класса.

Выступая особым сектором экономики, малые предприятия способны оперативно реагировать на динамику спроса и насыщать рынок необходимыми товарами и услугами, создавать рабочие места, обеспечивать высокую окупаемость затрат, эффективно противодействовать своеволию монополий. Поскольку малое предпринимательство ориентирует свою деятельность на запросы локального рынка, оно рассматривается как способ решения региональных проблем с учетом особенностей местных рынков.

   Объект исследования данной курсовой – российское предпринимательство.

    Целью в работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса  в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях. Поставленная цель предполагает необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач:

  • раскрыть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в развитии экономики России;
  • выделить состав и значимость факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства;
  • обосновать основные направления и необходимость государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие предпринимательства, его субъекты и роль в экономике

    1. Содержание предпринимательской деятельности

      Понятие  «предприниматель» еще в 18 веке  ввел в науку английский экономист  Ричард  Кантильон (1680-1734), который обратил внимание на феномен предпринимательства как явления нового времени, сменившее феодальное средневековье. Он замечал, что в дополнение к земельным собственниками и наемным рабочим разного рода появился новый слой людей, которые на свой страх и риск  устремляются к рыночной обмену с целью получения прибыли. По Кантильону, предпринимателем является человек с неопределенными, нефиксированными доходами, который покупает товары по известной цене, а продавать свои будет по цене по сравнению с затратами более высокой, но ему пока неизвестной. Предпринимательство, по Кантильону, - экономическая функция особого рода, состоящая  в приведении предложения в соответствии со спросом на различных рынках. Ее важнейшая отличительная черта – постоянная сопряженность с риском.

      А. Смит  также характеризовал предпринимателя  как собственника, рискующего своими  средствами ради получения прибыли: он сам планирует и организует  производство, распоряжается его  результатами и т.п.

      Классической  формулой предпринимательства признается  определение Ж.Б.Сэя. Он характеризовал предпринимателя как лицо, которое берется за свой счет и риск и свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Само же предпринимательство определялось как оперирование факторами производства – извлечение их в одном месте, где они дают малый доход, затем перемещение  и новая их комбинация в другом месте, где они дают наибольший доход. Определение Сэя приложимо к любым формам предпринимательской деятельности: торговле, производству, кредитному делу, посреднической деятельности, включая спекулятивную.

 

    Можно выделить три периода развития малого и среднего бизнеса в нашей стране

1. период интенсивного  становления предпринимательства (1990-1995гг.);

2. период насыщения и  структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период цивилизованной  модернизации (с 1998г. по настоящее  время).

     Предприниматель должен правильно оценивать структуру рыночных потребностей и выявлять те из них, удовлетворение которых может принести наибольшую эффективность: максимизировать как свои собственные доходы, так и выгоды потребителей; анализировать структурные факторы развития компаний и проводить необходимые улучшения этих факторов.

      Таким образом, в обобщенном виде предпринимательство  можно определить как инициативную, связанную с риском, деятельность  субъекта хозяйствования, осуществляющего  новые комбинации факторов производства  с целью реализации своих идей  и достижения экономического  эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды и формы  предпринимательской  деятельности

Становление предпринимательства в России сопровождалось совершенствованием его организационно-правовых форм, так как для любого предпринимателя его деятельность начинается с нахождения хозяйственной сферы (ниши) и выбора форм предпринимательства. Организационно-правовая форма предпринимательства делает бизнес благородным, соответствующим требованиям цивилизованной экономики.

По форме собственности предприятия могут быть подразделены: на частные и общественные сектора.

Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов Федерации) и муниципальные предприятия.


 



 

 

 

 


 


 

Рис 1: Формы предпринимательской деятельности.

Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит хозяйственному товариществу или обществу на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитное товарищество). Хозяйственные общества создаются в виде акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Участниками же хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Полное товарищество — это организация, участники которой занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Коммандитисты не участвуют в управлении и ведении дел товарищества на вере. Их обязанность — внести вклад в складочный капитал. Коммандитисты имеют право: получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в cкладочном капитале; передать свою долю в складочном капитале другому участнику; знакомиться с годовыми отчетами товарищества; выйти из товарищества и вернуть свой вклад.

      В зависимости  от содержания деятельности можно  выделить различные виды предпринимательства:

- производственное предпринимательство  – это производство товаров, услуг, работ, духовных ценностей для  последующей продажи;

- коммерческое предпринимательство  – торговля готовыми товарами  по ценам, превышающим цену приобретения;

- финансовое предпринимательство  – особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи  выступают деньги и ценные  бумаги;

- посредничество – предпринимательство, в котором предприниматель не  производит и не продает товар, а соединяет две заинтересованные  во взаимной сделке стороны;

- страховое предпринимательство  связано со страхованием и  компенсацией возможного ущерба  имущества, ценностям, жизни, здоровью  в результате непредвиденных  обстоятельств.

      Субъектами  предпринимательства могут быть  частные лица (с образованием  и без образования юридического  лица). Деятельность таких предпринимателей  осуществляется как на основе  собственного труда, так и с  привлечением наемного. Предпринимательская  деятельность осуществляется также  группой лиц, связанных между  собой договорными отношениями  и экономическим интересом. Субъектами  коллективного предпринимательства  выступают товарищества, общества, кооперативы. Субъектами предпринимательства  могут быть также государственные  и муниципальные предприятия.

       Для  российской экономики предпринимательство  явление относительно новое, поскольку  командно-административной системы  оно существовать не могло. В  процессе переходу к рынку  с начала 90-х годов в стране  осуществляется ряд мер по  обеспечению реальной базы (правовой, экономической, социальной) для зарождения  предпринимательства. К важнейшим  из них относится принятие  соответствующего законодательства  и широкомасштабная приватизация, которая была призвана возродить  частную собственность как основу  предпринимательства, развития конкуренции  и обеспечения экономической  свободы. К важнейшим необходимым  условиям развития предпринимательства  также относятся:

1) обеспечение политической, экономической  и социальной стабильности  в обществе;

2) предоставление всем  хозяйствующим субъектам гарантий  в сохранности их собственности, исключение возможности ее национализации;

Информация о работе Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России