Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В современных условиях особую актуальность имеет проблема организации и развития предпринимательской деятельности. Связано это прежде всего с переходом нашей страны от административно-командной экономики к рыночной. Именно рыночная экономика формирует все необходимые условия для развития предпринимательства, для более полного его использования в интересах общества. Без развития предпринимательства России не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Предпринимательство, как один из видов экономической активности………………………………………………………………………....5
Содержание предпринимательской деятельности………………………......5
Виды и формы предпринимательской деятельности………………………7
Сущность и роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………..…11
Глава 2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России……………………..16
2.1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства…16
2.2.Проблемы развития малого и среднего предпринимательства…………...23
2.3.Особенности развития малого предпринимательства в экономике Чувашской Республики………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список использованной литературы………………………………………..…34
Потенциал Республики Чувашии не богат полезными ископаемыми и для нее основное богатство - это люди. Структура экономики республики - не сырьевая и в основном экспорто-ориентированная. Это требует активной и целенаправленной государственной поддержки, поскольку существующая экономика должна вести себя достаточно активно на российском и зарубежном рынках. Следовательно, надо поддерживать предприятия, способные создавать конкурентоспособную продукцию.
Вклад (доля) малого бизнеса Чувашии в валовой региональный продукт в 2008 г. составил 14,0 %. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта Чувашской Республики за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. выросла с 25,5 до 30,0% .
Малые предприятия в Чувашской Республике действуют в основном в столице и близлежащих районах. Так, 76,9% всех малых предприятий и 70,1% индивидуальных предпринимателей сосредоточены в городских округах. Основное количество действующих малых предприятий функционирует в г. Чебоксары: 2006 г. - 4601, что составляет 77% общего количества всех предприятий малого бизнеса в республике; 2007 г. - 5200 (74%); 2008 г. - 5528 (53%), обращает внимание имеющаяся незначительная положительная тенденция к смещению действующих малых предприятий от центра к периферии.
Темпы прироста малых предприятий в г. Чебоксары составили в 2007 г. 13%, в 2008 г. - 6,3%, а за 9 месяцев 2009 г. - 17,6%.
Структура малого и среднего бизнеса в г. Чебоксары по видам экономической деятельности складывалась за 9 месяцев 2009 г. следующим образом: торговля и общественное питание-50%, обрабатывающие производства - 15, строительство - 15, транспорт и связь - 5, здравоохранение - 4, образование -1% .
Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий в муниципальных образованиях республики (в расчете на 1000 населения). Если в среднем по России насчитывается 8-10 малых предприятий на 1000 жителей (в странах Европейского союза и Японии - 45-50 единиц), то в Чувашской Республике этот показатель — 8,014.
Наименьшая плотность малых предприятий наблюдается в Ибресинском (2,8 предприятия на 1000 человек населения), Порецком (2,9), Янтиковском (3,0), Шумерлинском (3,0) и Вурнарском (3,1) районах. Максимально близки к среднереспубликанскому показателю такие муниципальные образования, как Красноармейский (7,7) и Чебоксарский (7,9) районы. В г. Канаше этот показатель выше среднереспубликанского значения (9,4). Самое высокое значение показателя плотности малых предприятий по республике наблюдается в г. Чебоксары (16,1). Такие диспропорции являются во многом следствием структуры экономики, сложившейся за десятилетия в районах и городах республики.
Общая численность работающих в малом предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей) в 2008 г. составила около 142,0 тыс. человек, или порядка 27,8% средней численности занятых в экономике республики. На долю малых предприятий в настоящее время приходится 22,5% среднесписочной численности работников, занятых в организациях всех отраслей экономики республики (в целом по России на малых предприятиях занято 17,8% общего числа работающих, тогда как в европейских странах около 70-80%).
Малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики республики. За последние годы отраслевая структура практически не изменилась: в сфере торговли сосредоточено чуть меньше половины всех малых предприятий: в 2008 г.- 37,7% (для I сравнения в 2007 г. - 42%); удельный вес малых предприятий, занятых строительством - 14,8% (в 2007 г. - 14,8%); добычей полезных ископаемых, обрабатывающим производством, производством и распределением электроэнергии, газа и воды - 13,6% (в I 2007 г. - 14,3%); в сфере сельского хозяйства в Чувашии осуществляют свою деятельность 3,9% малых предприятий, зарегистрированных преимущественно в сельской местности, столько же было и в 2007 г. - 3,9%, тогда как по России - 2,1 %.
Наблюдается увеличение
занятости малым бизнесом в
таких видах экономической
В промышленности значительная доля малых предприятий сосредоточена в машиностроении и металлообработке - 23,3%, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 17,6, пищевой промышленности — 14,6 и легкой промышленности — 11,1%.
Малые предприятия также оказывают значительное влияние на развитие строительного комплекса региона. Более половины республиканского объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», приходится на малый бизнес (рис. 8).
Выполнением подрядных работ в 2008 г. занимались 1554 малых предприятия (в 2000 г. - 494), собственными силами которых было выполнено подрядных работ на сумму 19471,2 млн р., что составил 61% республиканского объема работ, выполненных по договорам строительного подряда.
Для Чувашской Республики важной отраслью является сельское хозяйство, так как на селе проживает до 42% населения республики, тогда как по Российской Федерации в целом сельские жители составляют 27%. Всего в Чувашской Республике в 2008 г. 405 предприятий осуществляло экономическую деятельность в сельскохозяйственной отрасли. Малыми предприятиями произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 1544,2 млн р., или 3,5% валовой продукции сельского хозяйства по республике (m, сравнения, в 2000 г. - 0,4%).
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, на 1 января 2009 г. общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 1273,46 млнр.
Проанализировав все вышеизложенное, следует отметить, что основными негативными моментами в развитии малого бизнеса Чувашской Республики являются:
> недостаточно высокая численность действующих субъектов малого бизнеса;
> низкая доля субъектов малого бизнеса в общем объеме работ (услуг), производимых в реальном секторе экономики на территории Чувашии;
> слабая задействованность трудовых ресурсов республики
> Дисбаланс между уровнем развития малого предпринимательства в районах Чувашии и в региональном центре.
Достаточно сложная картина, сложившаяся в сфере малого бизнеса, связана с воздействием разнообразных факторов Это в первую очередь отсутствие последовательной политики федеральных властей, а также не всегда грамотные действия представителей государственных структур на региональном и муниципальном уровнях.
Заключение.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Предпринимательство - это не обычная, не рядовая деятельность, а творческая активность, необходимая тем, кто занимается бизнесом. У предпринимателей особая этика и мировоззрение. Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Сегодня на пути к цивилизованному рынку необходимо развивать самые разнообразные формы предпринимательства. Весьма эффективно способны развиваться и функционировать малые предприятия. В современных условиях успех на рынке определяется не размером предприятия, а тем, как оно учитывает в своей деятельности требования, предъявляемые рынком. Малое предпринимательство является гибким, оно ближе стоит к потребителю. Учитывая потребности населения, оно может сменить даже род занятий. Кроме того, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, способно решать региональные задачи. Оно более восприимчиво к научно-техническому прогрессу.
Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Таким образом, малый и средний бизнес ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2 и 3): официальный текст. – М.: «Издательство ЭЛИТ», 2004. – 384 с.
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации: Части первая и вторая:
официальный текст по
3. Федеральный закон от
24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии
малого и среднего
4.Федеральный закон от
14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого
5.Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 4 декабря 2006 г.). // http://www.consultant.ru/
6. Безопасность личности и бизнеса. // Справочник информационного агентства AT. СПб.. 1998
7. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник. – М.: Финпресс, 2009.-303с.
8. Бутырнова Т.В. Экономическая теория. Курс лекций: Учебное пособие. – Чебоксары: Руссика,2008. - 353с.
9. Казаков С. Б. Предпринимательство: сущность, формы, пути развития: монография. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007. – 184 с.
10. Муравьев А. И. Предпринимательство. – СПб.,Лань, 2001.
11. Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 2008.
12. Полярус А. Страшная сила инерции //Российское предпринимательство. – 2003. – N 5. – С.14.
13. Аборнева о. и., Воронин В. п. Проблемы развития малого предпринимательства в России 11 Менеджмент в России и за рубежом. 2000. N2.
14. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. Багиев Г.Л., Асаул А.Н.
Информация о работе Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России