Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В современных условиях особую актуальность имеет проблема организации и развития предпринимательской деятельности. Связано это прежде всего с переходом нашей страны от административно-командной экономики к рыночной. Именно рыночная экономика формирует все необходимые условия для развития предпринимательства, для более полного его использования в интересах общества. Без развития предпринимательства России не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Предпринимательство, как один из видов экономической активности………………………………………………………………………....5
Содержание предпринимательской деятельности………………………......5
Виды и формы предпринимательской деятельности………………………7
Сущность и роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………..…11
Глава 2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России……………………..16
2.1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства…16
2.2.Проблемы развития малого и среднего предпринимательства…………...23
2.3.Особенности развития малого предпринимательства в экономике Чувашской Республики………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список использованной литературы………………………………………..…34

Файлы: 1 файл

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России..docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развития малого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки в России во многом вызвана слабой подготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных различными федеральными и региональными органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательными и правовыми актами.  Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуют уточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.

Первым важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советом Российской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкой программы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этого документа.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного развития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

      Государственное  регулирование поддержка играют  исключительно важную роль в  развитии предпринимательства. В  основе развитой системы государственной  поддержки предпринимательства  должны быть следующие меры:

- самостоятельная законодательная  и нормативная база, определяющая  специфические условия деятельности  субъектов предпринимательства, регулирующая  формы и методы его государственной  поддержки и процедуры принятия  решений;

- действенные правоприменительные  механизмы, гарантирующие соблюдение  законности и равноправие представителей  малого бизнеса во всех отношениях  с органами власти и другими  хозяйствующими субъектами;

- обеспечение безопасности  и защиты предпринимателей от  криминальных действий;

- система специализированных  институтов, которые обеспечивают  разработку и реализацию государственной  политики, направленной на поддержку  предпринимательства, включая органы  государственной власти и управления, общественные объединения и организации  предпринимателей, специализированные  объекты инфраструктуры поддержки  предпринимательства, создаваемые  и действующие при участии  государственного и частного  капитала (фонды, кредитные, страховые  и гарантийные учреждения, технологические  парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

- государственные программы, в том числе специальные программы, непосредственно ориентированные  на оказание поддержки предпринимательства, и иные программы социально-экономического  развития регионов (реструктуризация  промышленности, конверсия предприятий  ВПК, государственные инвестиции  в отраслевое и региональное  развитие, поставки для государственных  нужд, решение проблем занятости, миграции населения и т.д.);

- необходимое для реализации  мер поддержки бизнеса ресурсное (производственные площади, земельные  участки, оборудование) и финансовое  обеспечение (в том числе бюджетные  ассигнования в достаточном объеме) наряду с созданием условий  и механизмов для привлечения  частных отечественных и иностранных  инвестиций в сферу малого  предпринимательства, а также радикальным  совершенствованием налоговой системы. 
2.2.Проблемы развития малого и среднего предпринимательства.

            Значимость малого предпринимательства  в экономике страны побудило  ученых, менеджеров, широкую общественность  серьезно задуматься над теми  проблемами, которые возникают в  ходе малого бизнеса. Ознакомление  с мнениями широкой аудитории  позволило распределить по важности  эти проблемы следующим образом:

1) недостатки налоговой системы;

2) отсутствие оборотных средств;

3) низкий платежеспособный спрос населения;

4) высокая арендная плата;

5) экономическая политика государства;

6) недоступность кредитов;

7) дороговизна сырьевых ресурсов;

8) слабое развитие внутреннего рынка;

9) высокие тарифы перевозки;

10)отсутствие производительных  площадей.

     Для нормальной  деятельности бизнеса необходимо  обеспечить оптимальное сочетание  интересов государства, потребителей  и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести  упорядоченную и эффективно нормативно-правовую  базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать  развитие бизнеса и создавать  благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить  свое дело. Важно, чтобы государственная  политика поставила надежный  заслон непрекращающихся разрастаний  административных барьеров на  пути деловой активности малого  бизнеса.

      Представляется  принципиально важным установить  в качестве общих принципов  налогового законодательства  положения, согласно которым, во-первых, не допускается  дифференциация налогов с целью  ограничения или стимулирования  отдельных видов деятельности  и, во-вторых, запрещается установление  чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком  доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный  оборот товаров, услуг и капиталов.

      Особое  внимание необходимо уделить  проблеме кредитования малого  предпринимательства. Специфические  особенности предприятия малого  бизнеса, а именно высокая степень  риска и неустойчивость на  рынке, делают его непривлекательным  для кредиторов. Кредитная необеспеченность  вынуждает уходить в тень или  оформлять низкую рентабельность  для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия  обращаются к «теневому» капиталу. Банки отказываются работать  с малыми предприятиями, не входящими  в контролирующий их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются  неприемлемые условия. Этот процесс  обостряется в период учреждения  малого предприятия, выхода на  рынок и при макроэкономических  кризисах, поэтому необходимо усилить  поддержку в этом направлении.

      Проблема  также заключается  в непонимании  и неправильном использовании  малым бизнесом кредитов: успешные  предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы  роста, а неуспешные – берут, и  этим ухудшают свое положение  из-за усугубления проблем финансовой  неустойчивости.

      При разработки государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы, в зависимости от перспектив развития. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли  с диверсифирванным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревоперерабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность), вторая – те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность), третья – те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Особенности развития малого и среднего предпринимательства в экономике Чувашской Республике.

Богатый опыт развития малого предпринимательства в прошлом имеется и у Чувашии. Ещё до XVII в. чуваши в широких масштабах занимались кузнечным делом. В XVII в. были развиты различные виды ремесел и промыслов: бондарное производство; изготовление корзин деревянной посуды, телег, саней; кожевенное, сыромятное и войлочное дело; обработка костей и рогов и т.д. Ремесленники не только работали на заказ, но и производили продукцию на рынок.

Развивалась мелкая промышленность. Появились солодовенные, пивоваренные и винокуренные предприятия. При винокуренных предприятиях, созданных в то время под селом Сундырь, вырабатывали 1100 ведер хлебного вина в год, что составляло третью часть выпускаемой в Чувашии продукции винокурения и 40,3% общегосударственного произ-водства. Во второй половине XVII в. в Чебоксарах возникли кожевенные, салотопенные и колокольные предприятия, позже начали действовать кирпичные, мукомольные и другие предприятия.

Становление и развитие сектора малых предприятий - это необходимое условие трансформации всей экономики региона, эффективной реструктуризации производства, разрешения проблемы занятости, роста благосостояния населения. Здоровая экономическая среда может быть создана только на базе функционирования широкой прослойки малых предпринимательских структур, которые способны стимулировать конкуренцию, содействовать стабильности общества, формировать основу развитой социально ориентированной экономики путем создания среднего класса.

Выступая особым сектором экономики, малые предприятия способны оперативно реагировать на динамику спроса и насыщать рынок необходимыми товарами и услугами, создавать рабочие места, обеспечивать высокую окупаемость затрат, эффективно противодействовать своеволию монополий. Поскольку малое предпринимательство ориентирует свою деятельность на запросы локального рынка, оно рассматривается как способ решения региональных проблем с учетом особенностей местных рынков.

В сравнении с Российской Федерацией можно судить о более благоприятной обстановке по некоторым из показателей развития малого бизнеса в Чувашии. Если сравнивать показатели в целом по Российской Федерации, в Чувашской Республике доля занятых на малых предприятиях к 2008 г. составила 22,5% против 19% по стране, доля в валовом региональном продукте-14%, против 12% в среднем по России3 .

Число малых предприятий в Чувашской Республике в 2008 г. выросло почти в 2,5 раза по сравнению с 2001 г. и на 01.09.2009 г. составило 11576 предприятий.

Следует отметить, что, несмотря на экономический кризис, по сравнению с 2007 г. количество субъектов малого бизнеса в республике на 01.10.2009 г. возросло в 1,5 раза. Среднесписочная численность работников малых предприятий в Чувашской Республике в 2008 г. достигла 96010 человек и на октябрь 2009 г. составила 96586 человек.

Эффект развития малого и среднего бизнеса в экономике с формированием традиций предпринимательства, ориентированных на конечного потребителя, приносит в экономику увеличение числа занятых, рост доли отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, а также валовой региональный продукт (ВРП). Предприятия приобретают конкурентные преимущества, запас прочности и устойчивое развитие благодаря внедряемым инновациям и мобильности.

Информация о работе Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России