Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:16, курсовая работа
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В современных условиях особую актуальность имеет проблема организации и развития предпринимательской деятельности. Связано это прежде всего с переходом нашей страны от административно-командной экономики к рыночной. Именно рыночная экономика формирует все необходимые условия для развития предпринимательства, для более полного его использования в интересах общества. Без развития предпринимательства России не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Предпринимательство, как один из видов экономической активности………………………………………………………………………....5
Содержание предпринимательской деятельности………………………......5
Виды и формы предпринимательской деятельности………………………7
Сущность и роль малого и среднего предпринимательства в национальной экономике…………………………………………………………………..…11
Глава 2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России……………………..16
2.1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства…16
2.2.Проблемы развития малого и среднего предпринимательства…………...23
2.3.Особенности развития малого предпринимательства в экономике Чувашской Республики………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………...……..32
Список использованной литературы………………………………………..…34
3) создание правового механизма, обеспечивающего четкие и непротиворечивые «правила игры» в экономике;
4) создание для всех
участников рыночных отношений
равных прав и предоставление
полной экономической свободы
в рамках закона, обеспечение
рыночно-конкурентного режима
5) развития и совершенствования рыночной инфраструктуры;
6) оказание помощи и
поддержке со стороны
В настоящее время предпринимательские структуры составляют основу экономики страны:
- выступают основным источником налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налогов поступающих в местные бюджеты);
- доходы предпринимательских
структур являются основным
- сфера предпринимательства
является сегодня основным
Одним из
главных направлений развития
предпринимательства в нашей
стране признается малый
1.3. Сущность и роль малого и среднего предпринимательства
в национальной экономике
Малые и средние предприятия существуют и развиваются как самостоятельный сектор в условиях рынка. Они имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и экономическую стабильность; способны смягчать последствия структурных изменений; быстрее адаптироваться к меняющимся потребностям рынка; вносят значительный вклад в региональное развитие; конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Факторами, определяющими значение малого предпринимательства в экономике страны, являются численность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики; вклад малых предприятий в создание ВВП, ч в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), в формирование федерального регионального бюджетов; рост численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях и их воздействие на сокращение числа безработных; лучшее удовлетворение потребностей населения потребительскими товарами (работами, услугами) и т.д.
Значение малого и среднего предпринимательства трудно переоценить. Оно является важнейшей структурной составляющей рыночного хозяйства, одним из важнейших резервов повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизни народа в современных условиях. Без него не может эффективно реализовываться созидательный потенциал рынка. Вследствие этого во всем мире основная часть населения сегодня занята в малом бизнесе, который позволяет успешно решать многие задачи социально-экономического характера. Эта роль определяется функциями, которые она выполняет в рыночной экономике.
Во-первых, малое предпринимательство оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка и придает рыночной экономике необходимую гибкость. Оно ближе стоит к потребителю и, учитывая потребности населения, может сменить даже род занятий. Сегодня эта функция малого предпринимательства приобретает особую значимость, так как происходят быстрая индивидуализация и дифференциация потребительского спроса.
Во-вторых, малое предпринимательство мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, в том числе трудовые и сырьевые, которые без него не были бы использованы, так как малое предпринимательство предпочитает изготовлять продукцию мелкими партиями и выполнять индивидуальные заказы. В связи с этим оно умело использует отходы и небольшие запасы ресурсов. В США, например, на малый бизнес приходится около 50% научно-технических разработок. Поскольку в нашей стране идет процесс конверсии, эту роль малого бизнеса трудно переоценить.
В-третьих, малое предпринимательство способно ограничить монополию крупных предприятий, воздействовать на рационализацию их производства путем создания дочерних предприятий, специализирующихся на вспомогательных или побочных производствах. Узкая специализация при незначительных вложениях первоначального капитала позволяет малому предпринимательству использовать технику, иметь своих покупателей и выступать в качестве серьезного конкурента. Создание сети малых предприятий в соответствии с местными условиями дает возможность всестороннего развития региона и общества в целом.
В-четвертых, малому предпринимательству принадлежит большая роль в овладении достижениями научно-технического прогресса. В индустриально развитых странах в малом предпринимательстве осваивается более половины ноу-хау. О возможности малого бизнеса в данном отношении можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему принадлежит заметное место: на малый бизнес здесь приходится до 90-95% всех предприятий и от 20 до 60% ВНП.
В-пятых, малое предпринимательство способно создавать новые рабочие места низкой капиталоемкости, так как затраты капитала на одно рабочее место в малых предприятиях ниже, чем в крупных. Для малых предприятий характерно и более низкое техническое строение капитала, т.е. на единицу используемых средств производства здесь приходится больше единицы труда, чем на крупных предприятиях.
В-шестых, малое предпринимательство предоставляет большие возможности для проявления инициативы, самостоятельности и творческой активности. На малых предприятиях широко распространяются гибкие условия труда и найма на работу (неполный рабочий день или неделя, скользящий график труда, совместительство и т.д.), что весьма привлекательно для многих работников.
Эти функции малого и среднего предпринимательства составляют его преимущества. В связи с этим в развитой рыночной экономике предпринимательство выступает как решающая сфера обеспечения занятости населения. Это подтверждается опытом многих развитых стран, где малое предпринимательство занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
Малые и средние предприятия в развитых странах составляют важнейший сектор национальной экономики. Так, если крупные предприятия определяют уровень научно-технического производственного потенциала страны, то малые предприятия, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность в развитии.
К преимуществам малого предпринимательства относится также то, что собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что в целом положительно сказывается на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных Ненках, они часто производят товары по запросу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников, способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями.
В зарубежных странах малое предпринимательство считается основой рыночной экономики и является важнейшей формой хозяйствования. Даже для экономически развитых стран малое предпринимательство считается эффективным делом, так как оно позволяет решать многие задачи социально-экономического характера. В развитых странах удельный вес малого предпринимательства достигает 50-75% ВЫП. Во многом это связано с тем, что малый бизнес постоянно получает мощную государственную поддержку.
В Конгрессе США, например, созданы два специальных комитета, которые занимаются проблемами малого бизнеса. Малые предприятия ежегодно получают через бюджет прямые дотации; при получении малыми предприятиями банковских кредитов организовано государственное страхование; установлен обязательный процент государственных заказов для малого бизнеса; предоставляются налоговые льготы.
Развитию предпринимательства в России препятствуют следующие причины:
1) сложная финансово-экономическая обстановка в стране (относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок);
2) низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателя;
3) негативное отношение определенной части населения к предпринимательству;
4) необработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства;
5) слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Следует отметить, что эти причины в регионах страны проявляются по-разному, так как в них имеются неодинаковые экономические, политические, организационно-методические предпосылки деятельности субъектов малого предпринимательства. Это зависит от уровня развития самих регионов и от деятельности региональных и муниципальных властей, которые или принимают меры по устранению причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, или не заинтересованы в их развитии.
Глава 2. Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства - необходимое условие модернизации экономики России.
2.1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
Однако отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
Рассмотрим лишь некоторые формы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.
Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.
К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.
Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.
Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Информация о работе Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства в России