Развитие теории стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Ценность отличается от стоимости тем, что дает ответ на вопрос не только
о затратах, но и результатах, их своеобразном синтезе. Ценность характеризует
товар с позиций количества затраченного труда на его изготовление и пользы.
Следует отметить, что в дореволюционных работах русских экономистов
использовался термин «ценность», а не «стоимость».
Полезность отражает субъективную оценку покупателя. Последняя
определяется степенью насыщения или ограниченности тех или иных потребностей.
По мере роста благ, их наличного количества полезность обесценивается. Благо
становится менее полезным.
В наиболее развитом виде полезность представлена в теории предельной полезности.
Рассмотрению именно этих понятий и явлений и пойдёт речь в данной курсовой
работе

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Эволюция теории стоимости. 4
Глава 2. Понятия стоимости, ценности и полезности. 10
2.1. Ценность. 11
2.2. Потребительская и меновая стоимости. 12
2.3. Полезность. 16
Глава 3. Австрийская школа: теория предельной полезности. 22
3.1. Общие положения Австрийской экономической школы.. 22
3.2 Теория предельной полезности К. Менгера. 23
3.3 Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка. 26
Заключение. 32
Библиографический список: 34

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 76.03 Кб (Скачать файл)

1.                 Материальные блага включают:

естественные дары природы, продукты производства.  Иногда к материальным благам

относятся и отношения  по присвоению материальных благ.  Их объединяет тот факт,

что они полезны.

2.                 Нематериальные блага - эта блага,

воздействующие  на развитие способностей человека, они  создаются в

непроизводственной  сфере.

Особое значение имеет разделение благ на экономические и неэкономические.

К экономическим  благам относятся те, которые являются объектом или

результатом экономической, деятельности, то есть которые можно  получить в

количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями, в то

время как неэкономические  блага предоставляются природой без приложения

человеком усилий.

Специфической формой экономического блага является товар.  Таким образом,

товар, это специфическое  экономическое благо, произведенное для  обмена. По

определению К. Маркса  «товар есть, прежде всего, внешний предмет, вещь,

которая благодаря своим  свойствам, удовлетворяет  какие-либо человеческие

потребности.  Природа этих потребностей, - порождаются ли они  желудком, или

фантазией, - ничего не изменяет в деле».

Фридрих Энгельс  также отмечает, что: «Для того чтобы стать товаром продукт

должен  быть передан в  руки того, кому он служит в качестве потребительской

стоимости. Посредством обмена».  Следовательно, товар это продукт труда,

предназначенный для обмена. Он обладает по крайней  мере двумя свойствами:

- Способность удовлетворять  какую-либо человеческую потребность;

- Пригодность к  обмену.

     Способность товара удовлетворить ту или иную потребность человека составляет

его потребительскую  стоимость.

Это свойство присуще  всем товарам.  Характер потребностей может быть при этом

самым различным (физические, духовные).  Разным может быть и  способ их

удовлетворения.

     Потребительская стоимость имеет три формы проявления:

     а) количество;

     б) натуральная  форма;  

     в) качество.

Последнее - это  степень полезности данной потребительской  стоимости, степень её

соответствия потребности, её пригодности удовлетворять потребность  в конкретных

условиях потребления[5].

     Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости

продукта  в натуральном  хозяйстве.  Продукты труда в натуральном хозяйстве

являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают

потребительной  стоимостью для других, т.е. общественной потребительной

стоимостью.  Потребительная стоимость товара переходит к  непосредственному

производителю только посредством обмена.

Почему все товары, удовлетворяющие различные потребности, имеющие различные

потребительные  стоимости, могут обмениваться друг на друга?  Очевидно,

потому, что все  они, независимо от своих телесных свойств, имеют нечто такое,

что присуще им всем.  Таким общим для них  свойством является то, что они  есть

продукты человеческого  труда.

Товар обладает не только свойством удовлетворять  человеческие потребности, но

и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие

товары.

Способность товара обмениваться на другой товар выражает наличие у каждого из

них стоимости.  Способность товара к обмену в определенных

количественных  пропорциях есть меновая стоимость.

    

Глава 2. Понятия стоимости, ценности и полезности. 

Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко

различать содержание категорий "благо", "продукт", "товар".

Прежде всего, товар  нельзя отождествлять с благами, которые выступают как

желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых, не все

блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства  большая часть

благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом труда –

это не товар. В-третьих; если блага не удовлетворяют потребности  и никому не

нужны – это  тоже не товар. В-четвертых, когда благо  создано для потребления

внутри хозяйства, а не для обмена – оно также  не является товаром. Таким

образом, товар  – это специфическое экономическое  благо, произведенное для

обмена в целях  удовлетворения потребностей людей.

От продукта товар  принципиально отличается тем, что  его путь от производства

к потреблению  обязательно пролегает через  рынок. Товар – продукт труда,

изготовленный не для собственного потребления, а  с целью обмена на другие

продукты. В этом смысле в качестве товара выступают  и услуги, но они имеют

специфику: не имеют  материальной формы, их нельзя непосредственно  накопить,

потребить их можно  только в момент производства.

Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром

общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд,

воплощенный в  товаре; способность обмениваться на другие продукты).

Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение  категорий

"ценность", "стоимость", "полезность".

Первоначально (в  частности, в трудах русских ученых конца XIX века, а также в

первые послереволюционные годы) немецкое слово "der Wert" обычно переводилось

как "ценность". В переводах трудов К. Маркса и  Ф. Энгельса вместо этого

термина стали  использовать "стоимость". Подобное разграничение было

обусловлено тем, что стоимость стала увязываться  с овеществленным в товаре

общественным трудом, а сторона полезности при таком  подходе исключалась из

рассмотрения.

    

2.1. Ценность. 

В современной  экономической литературе по отношению  к благам формулируется

понятие ценности, имеющее два аспекта:

·                     оценку благ с точки зрения их полезности, способности

удовлетворять определенные потребности человека;

·                     оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что

обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в  процесс

производства.

Таким образом, ценность (стоимость) представляет собой синтез результатов и

затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной и

абстрактной полезности, а вторые (затраты) – как единство конкретного и

абстрактного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых  ресурсов,

имеющих альтернативные возможности применения).

К товару и его  свойствам каждая научная школа  подходила со своей

методологией. В  историческом плане можно выделить два подхода к анализу

товара: на основе трудовой теории стоимости и с  позиции теории предельной

полезности (иначе  – нетрудовой теории стоимости).

Прежде всего, рассмотрим основные положения трудовой теории стоимости. Ее

разработка осуществлялась представителями классической буржуазной политической

экономии. Большой  вклад в развитие трудовой теории стоимости внес К. Маркс,

который систематизировал труды своих предшественников, изложил  ее

последовательно и всесторонне, раскрыл ее узловые  элементы в их единстве и

взаимосвязи[6].

    

2.2. Потребительская  и меновая стоимости. 

В рамках трудовой теории стоимости четко различаются  два свойства товара:

потребительная  стоимость и меновая стоимость. На различие потребительной и

меновой стоимости  обращали внимание Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс

и другие экономисты.

     Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара,

благодаря которым  он обладает способностью удовлетворять  какую-либо потребность

общества или  отдельного человека (может служить  пищей, быть одеждой или иным

полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а

общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять

потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым

поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости  заключается в

том, что она  составляет вещественное содержание богатства  любого общества. С

потребительной  стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность,

значение которых  возрастает в современных условиях.

Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку

товар должен обладать еще одним свойством – свойством  обмениваться на другой

товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая

стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на

другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает,

что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто  общее. Общим

объективным свойством  товаров является то, что на их производство затрачен

общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как

воплощение общественного  труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в

товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является

внешним проявлением  стоимости и лежит в основе обмена товаров.

Стоимостью может  обладать только вещь, представляющая собой потребительную

стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость

обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека,

стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты  труда еще не

делают продукт  стоимостью (продукты труда, произведенные  для собственного

потребления, свойство стоимости не приобретают).

В процессе труда  создается потребительная стоимость  и стоимость. Это

обстоятельство  вытекает из того, что труд всякого  производителя носит 

двойственный  характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный труд.

Информация о работе Развитие теории стоимости