Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:07, курсовая работа
Ценность отличается от стоимости тем, что дает ответ на вопрос не только
о затратах, но и результатах, их своеобразном синтезе. Ценность характеризует
товар с позиций количества затраченного труда на его изготовление и пользы.
Следует отметить, что в дореволюционных работах русских экономистов
использовался термин «ценность», а не «стоимость».
Полезность отражает субъективную оценку покупателя. Последняя
определяется степенью насыщения или ограниченности тех или иных потребностей.
По мере роста благ, их наличного количества полезность обесценивается. Благо
становится менее полезным.
В наиболее развитом виде полезность представлена в теории предельной полезности.
Рассмотрению именно этих понятий и явлений и пойдёт речь в данной курсовой
работе
Введение. 3
Глава 1. Эволюция теории стоимости. 4
Глава 2. Понятия стоимости, ценности и полезности. 10
2.1. Ценность. 11
2.2. Потребительская и меновая стоимости. 12
2.3. Полезность. 16
Глава 3. Австрийская школа: теория предельной полезности. 22
3.1. Общие положения Австрийской экономической школы.. 22
3.2 Теория предельной полезности К. Менгера. 23
3.3 Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка. 26
Заключение. 32
Библиографический список: 34
Первый и второй законы Госсена используются для измерения величины ценности.
В-пятых, ценность (стоимость) благ определяется предельной полезностью, т.е.
субъективной полезностью последней единицы запаса, которая удовлетворяет
наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
Создатели теории предельной полезности, предлагая различные определения
товара с учетом его полезности и редкости, указывают, что в ходе постепенного
насыщения потребностей полезность вещи уменьшается с увеличением запасов
благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а, следовательно, и ценность
каждой следующей единицы блага. Если имеется некоторый запас блага
(продукта), то величина этого запаса будет определять его редкость,
способность удовлетворить потребность – определять полезность.
Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная
полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку
безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна
полезность любой единицы. Такое благо, в терминах К. Менгера, будет
неэкономическим (или свободным) благом.
Наоборот, даже если совокупная полезность всего количества блага (например,
бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к
тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, и это благо
приобретает экономический характер и ценность (стоимость).
В подобном разграничении совокупной полезности блага (т.е. полезности всего
запаса или всего доступного данному индивиду количества блага) и его
предельной полезности (т.е. полезности последней единицы из этого запаса или
из этого доступного количества) – одно из главных концептуальных положений,
привнесенных в теорию стоимости.
Бем-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего одиноко в
лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления (на
прокорм), второй – для улучшения питания (на откорм), третий – для откорма
домашней птицы, четвертый – для изготовления водки, пятый – для кормления
попугая, служащего ему для забавы. Стоимость зерна будет определяться именно
полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности.
Действительно, предположим, что приходит к этому поселенцу некто и просит
продать один мешок. Какую цену поселенец за него потребует? Как рационально
мыслящий экономический субъект он потребует ту цену, по которой он оценивает
мешок для кормления попугая. Конечно, отдать он может любой мешок из пяти
имеющихся, но этот любой мешок стоит столько, сколько стоит последний мешок.
Отсюда делается вывод: чем больше благ (товаров), т.е. чем менее они редки,
тем меньше их полезность для покупателя и ниже стоимость.
Таким образом, в теории предельной полезности ценность товаров выводится из
субъективной оценки их полезности и редкости, причем ценность товара и, в
конечном итоге, его рыночная цена определяется именно предельной полезностью,
вытекающей из закона убывающей полезности благ. В итоге было доказано, что
для построения стройной теории полезность может служить исходным пунктом
анализа, по крайней мере, не менее плодотворным, чем труд.
В развитие теории предельной полезности представителем американской школы Дж.
Б. Кларком (1847-1938) была предложена теория предельной производительности
факторов производства.
Как известно, в производстве всегда задействовано несколько факторов
производства. Об этом, в частности, говорится в теории трех факторов
производства, возникшей в первой половине XIX века. Она связывает создание
стоимости с функционированием трех факторов производства – капитала
(трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим факторам
соответствуют прибыль, заработная плата и рента. Факториальный подход нашел
применение и при разрешении проблемы стоимости в рамках теории предельной
производительности.
Каждый фактор производства имеет определенную производительность и вносит
свой вклад в ценность продукта. Владельцу соответствующего фактора
принадлежит вклад этого фактора.
Увеличение любого фактора производства при неизменности остальных дает
убывающий прирост продукции (т.е. имеет место убывающая отдача от того
фактора, вложение которого увеличивается). Утверждение об убывающей
производительности
применительно к земле
убывающей производительности капитала и труда писал Иоганн Генрих фон Тюнен
(представитель
экономико-математического
возникает проблема взаимозаменяемости факторов производства, проблема
оптимальной его организации, т.е. предпринимателю нужно решить, какие факторы
и в какой пропорции использовать (с учетом их цен). Новое, что внес Дж. Б.
Кларк – это сведение вознаграждения, которое должен получать каждый фактор, к
величине его предельного продукта.
Например, чтобы предпринимателю определить, сколько нанять работников, он должен
знать рыночную цену их труда и рыночную цену производимого ими продукта.
Преследуя цель максимизации прибыли, предприниматель сравнивает эти величины.
Наем работником имеет смысл увеличивать до тех пор, пока разница между этими
величинами положительна (цена продукта больше цены труда)
[8].
Таким образом, согласно теории предельной производительности все факторы
производства нанимаются в том количестве, которое обеспечивает равенство их
вознаграждения с предельным вкладом в создание стоимости (конечного
продукта). При этом вся произведенная стоимость готового продукта вменяется
тому или иному фактору в соответствии с его предельным вкладом. Тем самым в
теории предельной производительности дается анализ взаимодействия между
производством стоимости и ее распределением между отдельными агентами
товарного производства.
Глава 3. Австрийская школа: теория предельной
полезности
3.1. Общие положения Австрийской
экономической школы
Родоначальником австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921), профессор
Венского университета, опубликовавший в 1871 г. «Основания политической
экономии», а в 1887 г. – «Исследования о методе социальных наук и политической
экономии в особенности». Другой представитель австрийской школы – Фридрих Визер
(1851-1926) развивал идеи Менгера в своих работах «Происхождение и основные
законы хозяйственной ценности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Закон
власти» (1926). Но наиболее видным представителем этой школы стал Евгений
Бем-Баверк (1851-1919) – профессор Венского университета, президент Австрийской
академии наук и министр финансов Австрии. Основные труды Бем-Баверка – «Права и
отношения, рассматриваемые с точки зрения народнохозяйственного учения о
благах» (1881), «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886),
«Естественная стоимость» (1889), «Капитал и прибыль» (1889), «Позитивная теория
капитала» (1891) и «Теория Карла Маркса и её критика» (1896). В названных
изданиях обстоятельно излагалась теория предельной полезности, характерная для
австрийской школы. Если К. Менгер формулировал основные положения этой теории,
описывая индивидуальные акты обмена, то Визер уже использовал принцип
предельной полезности для оценки стоимости издержек производства, а Бем-Баверк,
развивая идеи
Менгера и Визера, дал более
развёрнутый вариант новой
дополнив её субъективистской концепцией процента
[9].
Теория предельной
полезности непосредственно
трудовой теории стоимости, на которой базируется теория прибавочной
стоимости. Е. Бем-Баверк, указывая на железную логику «Капитала» К. Маркса,
заявил, что для опровержения марксизма в целом достаточно показать
несостоятельность его учения о стоимости.
При разработке теории предельной полезности
[10] представители австрийской школы использовали различные определения
стоимости полезностью вещи (потребительной стоимостью), которые развивали ещё
Тюрго, Кондильяк, Германн, Сэй, и в особенности так называемые законы Госсена,
сформулированные немецким профессором в середине 19 в. Согласно этим законам, в
ходе «постепенного
насыщения потребностей»
увеличением запасов благ. Чем больше запасы, тем ниже полезность, а,
следовательно, и ценность каждой следующей единицы блага. Герман Госсен
(1810-18580) рассматривал полезность как субъективную категорию, потребление –
как единственный объект исследований. Заслуживающий внимания, и подменял
экономику психофизиологией. Именно он в работе «Развитие законов общественного
обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» (1854) создал первый
вариант экономико-математической теории полезности. Но у Госсена полезность
последнего блага в запасе называлась не предельной, а «ценностью последнего
атома».
3.2
Теория предельной
полезности К.
Менгера
К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку
показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он
утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются человеческие
потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность
неудовлетворённых желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из
нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что
при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим
образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для
ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал
потребности человека в различных предметах от I до X в зависимости от их
значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские