Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:07, курсовая работа
Ценность отличается от стоимости тем, что дает ответ на вопрос не только
о затратах, но и результатах, их своеобразном синтезе. Ценность характеризует
товар с позиций количества затраченного труда на его изготовление и пользы.
Следует отметить, что в дореволюционных работах русских экономистов
использовался термин «ценность», а не «стоимость».
Полезность отражает субъективную оценку покупателя. Последняя
определяется степенью насыщения или ограниченности тех или иных потребностей.
По мере роста благ, их наличного количества полезность обесценивается. Благо
становится менее полезным.
В наиболее развитом виде полезность представлена в теории предельной полезности.
Рассмотрению именно этих понятий и явлений и пойдёт речь в данной курсовой
работе
Введение. 3
Глава 1. Эволюция теории стоимости. 4
Глава 2. Понятия стоимости, ценности и полезности. 10
2.1. Ценность. 11
2.2. Потребительская и меновая стоимости. 12
2.3. Полезность. 16
Глава 3. Австрийская школа: теория предельной полезности. 22
3.1. Общие положения Австрийской экономической школы.. 22
3.2 Теория предельной полезности К. Менгера. 23
3.3 Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка. 26
Заключение. 32
Библиографический список: 34
Открытие и анализ двойственного характера труда – главный вклад К. Маркса в
трудовую теорию стоимости.
Конкретный труд– это полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и
качественно отличающийся от всех других видов труда (например, труд столяра,
пекаря, портного и т.д.). Конкретный труд создает определенную потребительную
стоимость. Различие потребительных стоимостей обусловлено тем, что они
выступают как продукты совершенно разных видов конкретного труда. Специфический
характер конкретного
труда каждого
от другого
Абстрактный труд – это труд, выступающий как затраты труда вообще
(человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от
его конкретной формы. Именно абстрактный труд создает стоимость. Его
специфическая особенность состоит в том, что он проявляет свою общественную
природу на рынке, в процессе обмена.
В условиях товарного производства двойственный характер труда выражает
противоречие между частным и общественным трудом. Конкретный труд каждого
производителя является чего частным делом, он не согласуется с трудом других
производителей, осуществляется стихийно, на свой страх и риск, без
предварительного знания потребностей общества в данного рода товарах.
С другой стороны, общественное разделение труда обусловливает наличие
всесторонней связи
между обособленными
продукты не для собственного потребления, а для других, они по существу
работают друг на друга. Следовательно, труд каждого товаропроизводителя
является не только частным, но и общественным.
Однако общественный характер труда проявляется лишь на рынке в процессе
обмена: только здесь обнаруживается, является ли труд товаропроизводителя
полезным для других, нужным обществу, получает ли он общественное признание.
Успешная реализация товаров одними производителями нередко нарушает интересы
других, недостаточно приспособившихся к потребностям общества и условиям
рынка. В результате одни производители обогащаются, другие – разоряются.
Противоречие между частным и общественным трудом отражается в противоречии
между конкретным и абстрактным трудом. Товар, являясь единством
потребительной стоимости и стоимости, в то же время заключает в себе
противоречие между ними.
Противоречие между частным и общественным трудом является основным
противоречием простого товарного производства. В условиях капитализма оно
становится еще более острым, трансформируется в противоречие между
общественным характером производства и частнокапиталистической формой
присвоения (основное противоречие капитализма).
Учет затрат труда на рынке происходит стихийно. Если стоимость представляет
собой овеществленный в товаре труд, то ее величину можно определить
количеством труда, общественно необходимого для его производства. Очевидно,
что величина стоимости измеряется рабочим временем. Однако разные
товаропроизводителя могут затрачивать на производство одного и того же товара
разное время, и разное количество труда. Это зависит от искусства работника,
от совершенства средств труда, уровня производительности труда.
Следовательно, мерой стоимости является не всякий труд, а только общественно
необходимый. Соответственно, величина стоимости определяется общественно
необходимым рабочим временем.
Общественно необходимое рабочее время – это то рабочее время, которое
затрачивается на изготовление товаров при: 1) общественно нормальном
(господствующем) состоянии производства; 2) средней квалификации (умелости)
работников; 3) средней интенсивности труда. Такое время обычно затрачивает
при создании товара большинство производителей, т.е. среднее время.
На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются
следующие:
· Производительность труда, под которой понимают его
эффективность, плодотворность. Производительность труда измеряется
количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или
величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции.
Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени,
необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины
его стоимости. (Пример. Если за 8 часов рабочего времени вместо 100 м ткани
будет произведено 200 м, то стоимость данных 200 м ткани будет измеряться
теми же 8 часами труда, хотя его производительность при этом увеличится
вдвое, а стоимость
каждого метра ткани
· Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени.
Более интенсивный
труд воплощается в большем
большую по величине стоимость в единицу времени. (Пример: Если в прошлом
примере рост производства ткани будет связан с повышением интенсивности труда
в 2 раза по сравнению со средней, то 8 часов труда фактически будут равны 16
часам труда, а стоимость каждого метра ткани при прочих равных условиях
останется прежней.)
· Сложность труда(например, труд ювелира сложнее труда
слесаря, а последний сложнее труда лесоруба). Труд работника, не требующего
специальной подготовки (обучения), называется простым трудом. Труд, для
выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным
трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в
степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе
обмена (редукция). При определении величины стоимости товара за основу берется
общественно необходимое количество простого труда
[7].
2.3.
Полезность.
Далеко не все экономисты были согласны с положениями трудовой теории
стоимости. На новом этапе, когда в последней трети XIX века произошла так
называемая маржиналистская революция и совершился поворот в сторону
полезности как основного фактора в экономике, стала развиваться теория
предельной полезности, т.е. был предложен новый подход к решению вопроса о
стоимости.
Основные представители нового направления экономического анализа – Уильям
Стэнли Джевонс (1835-1882), австрийцы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон
Визер (1851-1926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1914), американский экономист Джон
Бейтс Кларк (1847-1938).
Центральным моментом в теории предельной полезности является утверждение о
том, что сведение стоимости к затратам (труда или всех "трех первичных
факторов" – труда, земли и капитала) неприемлемо. Ценность (стоимость)
определяется степенью полезного эффекта, т.е. представителями теории
предельной полезности была сделана попытка анализа экономических процессов с
точки зрения потребителей.
Основные методологические положения теории предельной полезности заключаются
в следующем.
Во-первых, акцент в экономическом анализе был перемещен с издержек и затрат
на конечный результат. Для этого было введено само понятие предельной
полезности, обосновывалось утверждение о том, что производственные ресурсы
получают свою ценность от конечного продукта, а не наоборот. Иначе говоря,
если товар приобретается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то
расценил затраты труда на производство товара как общественно необходимые, а
потому, что данные товар для покупателя обладает определенным полезным
эффектов, и только поэтому покупатель ценит этот товар.
Во-вторых, в центр экономического анализа были выдвинуты человеческие
потребности, т.е. не внеличностные, "объективные" факторы и силы, а
субъективная мотивировка экономического поведения индивидов. С учетом этого
центральная категория – полезность – понимается именно как субъективная
оценка, которую дает каждый индивид роли определенного блага в удовлетворении
его потребностей. Ценность блага – это понимание конкретным человеком
значения потребляемой
вещи для его жизни и
В-третьих, человек ранжирует свои потребности в порядке понижения степени их
важности и стремится удовлетворить их имеющимися в его распоряжении
количеством благ.
Ценность каждого из благ будет зависеть от двух факторов: 1) от важности
удовлетворения потребности; 2) от степени ее насыщения.
Данное положение имеет наглядную интерпретацию в форме шкалы Менгера. Ее
значение в том, что она позволяет объяснить, почему блага меньшей родовой
полезности могут обладать большей ценностью (это определяется местом каждого
блага в шкале потребностей и степенью насыщения потребности в нем).
Например, удовлетворение потребности в пище (благо I) до определенного
предела важнее, чем удовлетворение потребности в табаке (благо V). Но уже
пятая единица пищи приносит человеку такое же удовлетворение, что и первая
единица потребления табака. Начиная с данного момента, индивид будет
стремиться привести в равновесие удовлетворение своей потребности в пище и
табаке.
В-четвертых, в процессе личного потребления действует закон убывающей
полезности благ. Это положение известно как первый закон Германа Генриха
Госсена (1810-1858).
Первый закон Госсена: величина удовлетворения от потребления каждой
дополнительной единицы блага данного вида уменьшается, пока не достигнут нуля
в точки полного насыщения. Снижение удовлетворения означает снижение
полезности каждой последующей единицы блага
Второй закон Госсена: если запас различных благ недостаточен для полного
удовлетворения, то совокупное наибольшее удовлетворение достигается в точке,
где интенсивность удовольствия от потребления каждого блага одинакова. Иначе
говоря, полезность комбинации благ максимальна, когда последние порции
потребленных различных благ имеют одинаковую полезность.