Регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование безработицы, ее регулирование в Беларуси и России. В связи с поставленной целью в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
- анализ причин возникновения безработицы;
- анализ видов и форм безработицы;
- анализ последствий безработицы для государства;
- обзор классических и современных методов решения проблемы безработицы.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая природа безработицы 5
1.1 Понятие и сущность безработицы 5
1.2 Виды и формы безработицы 10
1.3 Социально экономические последствия безработицы 15
2. Регулирование безработицы 19
2.1 Регулирование безработицы в Российской Федерации 19
2.2 Регулирование безработицы в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

      Скрытая безработица – характерна для  отечественной экономики; суть ее в  том, что в условиях неполного  использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска; формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми [5, c.147-149].     

    1.   Социально-экономические последствия безработицы
 

     Являются  ли последствия безработицы серьезной  проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

     Действительно, в переходный период единственным средством  побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости [2, c.6].

     Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

     Необходимо  подчеркнуть: появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов[7, c. 5-6].

     Подобные  исследования представляют несомненный интерес для России и Беларуси, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в Беларуси и России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в странах переходного периода [4, c.22].

     Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

     Выделяют  экономические и неэкономические  последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

     Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

     На  индивидуальном уровне неэкономические  последствия безработицы состоят  в том, что если человек в течение  продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

     На  уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики "Нового курса" для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел "предотвратить революцию отчаяния". Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить [6, c.26-27].

     Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

     Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

          Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

     Социальные  последствия безработицы бывают отрицательные и положительные.

     Отрицательные:

     -  обострение криминогенной ситуации (из-за нехватки денег);

     -  усиление социальной напряженности;

     -  рост количества физических и душевных заболеваний;

     -  увеличение социальной дифференциации;

     -  снижение трудовой активности.

     Положительные:

     -  повышение социальной ценности рабочего места (большой конкурс);

     -  увеличение личного свободного времени;

     -  возрастание свободы выбора места работы;

     -  увеличение социальной значимости и ценности труда.

     Безработица - опасное и в политическом отношении  явление. На волне массовой безработицы  возникли самые реакционные в  истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и  Пиночета в Чили).

     Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число  основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости [4, c.22-23]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Регулирование безработицы 

      2.1 Регулирование безработицы в Российской Федерации 

      Прежде  чем рассматривать регулирование  безработицы в Российской Федерации  считаю целесообразным представить  статистические данные Федеральной службы государственной статистики России в отношении динамики уровня безработных в этой стране (все данные приведены в тысячах человек):

      Таблица 4.1 – Динамика количества безработных  в Российской 

                              Федерации [12]

Показатель 2007 год, тыс.чел. 2008 год, тыс.чел. 2009 год, тыс.чел.
Численность экономически активного населения - всего 74567 74987 75332
Безработные - всего 4620 5000 6200
Безработные, зарегистрированные в органах занятости 1674 1500 2500

 

      Как видно из таблицы 4.1 в России наблюдается отрицательная динамика уменьшения количества безработных.

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда. С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается.

      С другой стороны, многие проблемы занятости  приняли глубинный характер.

      Речь  идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

     Одновременно  быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

     На  сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены  в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.

     Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

     Для ее выполнения разработана Государственная  программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

     В рамках этой программы в 1991 году и  была создана Государственная служба занятости населения.

     Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

      Так необходимо сказать, что постановлением Правительства Российской Федерации установлены на 2008 год минимальная величина пособия по безработице в размере 781 рубля и максимальная величина пособия по безработице в размере 3124 рублей. Для получения этих пособий существуют следующие условия [12].

      Пособие по безработице назначается и  выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, со дня признания их безработными.

     Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработице выплачивается, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Информация о работе Регулирование безработицы