Регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование безработицы, ее регулирование в Беларуси и России. В связи с поставленной целью в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
- анализ причин возникновения безработицы;
- анализ видов и форм безработицы;
- анализ последствий безработицы для государства;
- обзор классических и современных методов решения проблемы безработицы.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая природа безработицы 5
1.1 Понятие и сущность безработицы 5
1.2 Виды и формы безработицы 10
1.3 Социально экономические последствия безработицы 15
2. Регулирование безработицы 19
2.1 Регулирование безработицы в Российской Федерации 19
2.2 Регулирование безработицы в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

     Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде  безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Гражданам, общий трудовой стаж которых в  соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

     Для граждан, впервые ищущих работу (ранее  не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

     Гражданам, достигшим на день признания их безработными пенсионного возраста, но не оформившим пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, и признанным в установленном порядке безработными, период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

     Пособие по безработице гражданам, уволенным  из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

      - в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

    - в следующие четыре месяца - в размере 60%;

     - в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в Москве.

     Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы и признанным в установленном порядке безработными, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда.

     При наличии у безработного гражданина лиц, находящихся на его содержании, размер пособия по безработице увеличивается на 50 % от величины минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторократной величины минимального размера оплаты труда.

     Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при соблюдении безработным гражданином условий и сроков перерегистрации.

      Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно [17]. 

      Мне представляется, что Правительственная  программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.

      Согласно  российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в  содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

      Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

      В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

      Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест, как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия  текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий  использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих  к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные  кредиты для пополнения оборотных средств [9, c.258].

      Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном  регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации  утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

      Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. 

          Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

          Целями Программы  являются повышение уровня и изменение  структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

          Основными задачами Программы являются:

      - обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

      - регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

      - формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

      - предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ [6, c.27].  

    2.2 Регулирование безработицы в Республике Беларусь 

      Для начала представим официальные данные по уровню безработицы за последние 3 года: 
 
 
 

      Таблица 4.2 – Динамика количества безработных  в Республике

                              Беларусь [11]

Показатель 2007 год, чел. 2008 год, чел. 2009 год, чел.
Численность безработных,

тыс. чел

50,3 63,3 76,2
Уровень официально зарегистрированных безработных

тыс.чел

29,8 32,5 44,3

 

     Как видно из таблицы 4.2: в Республике Беларусь наблюдается увеличение числа безработных (в виду экономического кризиса).

     Успешные  меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы.

     Как и любой рынок, рынок труда  регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.

     Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

     Процессы  увеличения уровня безработицы тесно  связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.

     Низкая  эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест [13, c.54].

     Инвестиции  являются инструментом, с помощью которого можно производить целенаправленные изменения в структуре занятости по критерию её эффективности.

Информация о работе Регулирование безработицы