Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование безработицы, ее регулирование в Беларуси и России. В связи с поставленной целью в курсовой работе будут решаться следующие задачи:
- анализ причин возникновения безработицы;
- анализ видов и форм безработицы;
- анализ последствий безработицы для государства;
- обзор классических и современных методов решения проблемы безработицы.
Введение 3
1. Экономическая природа безработицы 5
1.1 Понятие и сущность безработицы 5
1.2 Виды и формы безработицы 10
1.3 Социально экономические последствия безработицы 15
2. Регулирование безработицы 19
2.1 Регулирование безработицы в Российской Федерации 19
2.2 Регулирование безработицы в Республике Беларусь 25
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Современная инвестиционная деятельность в Беларуси в большей степени ориентирована на государственное субсидирование и дотирование трудоизбыточных градообразующих производств с целью предотвращения массовых высвобождений рабочей силы. Это консервирует неэффективную занятость. Как представляется, главная задача в управлении такими предприятиями должна быть сконцентрирована в плоскости их реструктуризации, основанной на сегментировании персонала и выявлении потенциальных возможностей производства конкурентоспособной качественной продукции.
Представляется неоправданным продолжение целевого инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья, поскольку это невозвратные инвестиции, также не оправдывает себя административное создание новых рабочих мест на прежней технологической базе. По сути, обозначенные явления не только не способствуют структурной перестройке, но и тормозят её, так как сохраняют неэффективную занятость. Нужна общая среда, заинтересовывающая в активизации инвестиционной деятельности негосударственных субъектов хозяйствования, и гарантирующая субъектам инвестиционной активности доходы на вложенный капитал (предпринимателю — прибыль, кредитору — процент за пользование кредитом, государству - налог).
Анализ существующей практики фискального регулирования занятости в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонаправленном характере, поскольку отсутствуют чёткие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и незащищённость предпринимателей перед их постоянным изменением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налогообложения и субсидирования предприятий в целях поддержания занятости на них, но она способствует консервации неэффективной занятости на микроуровне.
Однако бюджетно-налоговое регулирование может ощутимо повлиять на экономическую активность в стране, создав условия для повышения эффективности занятости. Важным направлением в этой области считается расширение государственных расходов. Чтобы поддержать отечественных производителей, государство может расширить объём закупок у них (в Беларуси — для поднятия малого бизнеса), увеличить ассигнования в бюджетную сферу, использовать практику представления налоговых льгот, связанных с освобождением от выплат в социальные фонды, по налогообложению прибыли, по расходам, связанным с профессиональным обучением и переподготовкой, в связи с принятием на работу неконкурентоспособных на рынке труда граждан, использовать прямое целевое государственное финансирование мероприятий в области занятости при обязательном соблюдении условий её эффективности [10].
Кредитно-денежные методы регулирования занятости достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависимости здесь таковы:
- при увеличении денежной массы в стране возможен рост совокупных доходов;
- при росте совокупных доходов увеличивается совокупный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сберегает;
- при росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд[2, c.7].
Следует отметить, что в отечественной экономике данные взаимосвязи могут работать при следующих условиях: экономической самостоятельности субъектов хозяйствования, наполняющей кредитные и инвестиционные процессы реальным смыслом (самоокупаемость, прибыльность инвестиций для предприятий, срочность, возвратность, платность кредитов для банков); выгодности для населения легального размещения части своих доходов в банках на депозитных счетах, правовая, антиинфляционная защищённость вкладов; учёт общего уровня инфляции в стране, так как увеличение денежной массы может спровоцировать либо рост реальных объёмов производства (как это было показано выше), либо просто отображать рост цен.
Наряду с косвенными методами регулирования занятости посредством воздействия на её факторы и условия, государство обладает широким арсеналом мер прямого воздействия на формы и структуру занятости, безработицы.
Следует отметить, что в настоящее время это аспект государственного регулирования экономических отношений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы занятости населения распространяется на официально регистрируемую безработицу. В настоящее время в Беларуси государственная служба занятости населения воспринимается как орган, ответственный за уровень безработицы в стране, а потому должен её снижать. Это не совсем правомерная постановка вопроса. Безработица в стране — это результат неудовлетворительного функционирования всей системы экономических отношений занятости, а не государственного органа, её регулирующего.
Как представляется, главной задачей государственной службы занятости должна быть помощь в трудоустройстве лиц, обратившихся к ним (то есть воздействие на формы и виды безработицы), что, несомненно, скажется на её общем уровне, но не снижение уровня безработицы как самоцель.
В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.
Благодаря организационным усилиям служб занятости за последние два года снижена средняя продолжительность одного случая безработицы (с 8,4 месяца до 7,3), что способствует некоторому уменьшению длительной безработицы. Предпринимается комплекс мер по повышению территориальной мобильности рабочей силы, перемещению свободной рабочей силы в трудонедостаточные регионы (в основном это предприятия АПК); оказывается информационная, образовательная и финансовая поддержка безработным в организации собственного дела.
Кроме активных мер регулирования безработицы, в Беларуси используется практика пассивной помощи безработным: выплата пособия по безработице. В 2005-2007 г.г. его получили около 65% безработных, состоящих на учёте. Лица, признанные безработными, имеют право на получение пособия по безработице. Средний размер пособия на одного безработного в настоящее время составляет 38 700 белорусских рублей [15, с.5].
Далее представлен порядок регистрации граждан безработными. Порядок регистрации граждан безработными в органах по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов установлен Положением о порядке регистрации граждан безработными и снятии их с учета, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1549.
Органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов регистрируют в качестве безработных граждан Республики Беларусь, не имеющих работы (деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству) и заработка (заработной платы, дохода, вознаграждения за выполненную работу).
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов при личном обращении.
Граждане, которые в установленном законодательством порядке не могут быть зарегистрированы безработными, учитываются в органе по труду, занятости и социальной защите в качестве граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.
Органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют учет граждан из числа родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направлены по решению суда в органы по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.
При
обращении гражданином
Перечень документов для регистрации в органах государственной службы занятости населения в качестве безработного
Документы
и (или) сведения, представляемые гражданином
при обращении, согласно Указу Президента
Республики Беларусь
от 16.03.2006 № 152 (в редакции Указа Президента
Республики Беларусь от 06.09.2007 № 402):
3) диплом или другой документ об образовании, квалификации, ее повышении, профессиональной подготовке и переподготовке;
4) справка по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты, с указанием среднемесячной заработной платы (дохода) за последние 12 месяцев работы, количества оплачиваемых календарных недель работы в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
Гражданами, не занимавшимися в течение 12-месячного периода до дня обращения в органы по труду, занятости и социальной защите деятельностью, приносящей им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, справка о среднемесячной заработной плате (доходе) за последние два месяца работы, количестве оплачиваемых календарных недель работы в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению, на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) либо справка из военкомата с указанием размера денежного довольствия по штатной должности на день увольнения не представляется;
5) декларация о доходах по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты;
6) военный билет и справка о размере денежного довольствия по последней воинской должности, выдаваемые военным комиссариатом, - для уволенных с военной службы;
7) копия свидетельства о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Копия удостоверения ребенка-инвалида – для лиц, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;
8) справка об освобождении - для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
9) справка о самостоятельном трудоустройстве либо об отказе в приеме на работу в соответствии с заявкой или договором на подготовку - для выпускников учреждений образования;
10)
заключение медико-реабилитационной экспертной
комиссии об установлении инвалидности
– для лиц, получающих пенсии по инвалидности;
11) медицинское заключение - для лиц, имеющих
ограничения по состоянию здоровья. Иные
документы, необходимые для выполнения
административной процедуры согласно
Положению о порядке регистрации граждан
безработными и снятия их с учета, утвержденному
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 17.11.2006 № 1549, которые запрашиваются
органами по труду, занятости и социальной
защите из других государственных органов
(организаций), а также могут быть представлены
гражданином самостоятельно;
12) справка о профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации за последние пять лет, предшествующих высвобождению (по высвобожденным работникам в случаях направления их на профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации).
13) справка о размере пособия для лиц, получающих пособия (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей). Организация, назначившая пособие;
14) справка о размере пенсии (для лиц, получающих пенсии по инвалидности, за работу с особыми условиями труда, за выслугу лет). Орган по труду, занятости и социальной защите [8, с.1-6].
В
качестве инструмента прямого
1) определение приоритетных форм занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность выпускаемой продукции; рентабельность продукции и производства; наличие положительной добавленной стоимости на предприятии; показатели социальной эффективности (рабочие места для лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда, либо социально значимые производства, отрасли);