Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:14, дипломная работа
Цель дипломной работы: на основании изучения организационно-правовой базы рынка ценных бумаг Республики Беларусь, исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;
- показать пути решения проблем отечественного рынка ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в республике Беларусь
1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг, их типы и виды
1.2 Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг
1.3 Участники рынка ценных бумаг
1.4 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг
2. Рынок ценных бумаг: состояние, проблемы
2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
2.2 Государственная регистрация выпусков ценных бумаг
2.3 Лицензирование профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг
2.4 Основные проблемы рынка ценных бумаг
3. Пути решения проблем рынка ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Следует отличать учредителей фондовой биржи от ее акционеров и членов Членами фондовой биржи могут быть акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Устав и правила фондовой биржи должны предусматривать, что членство в ней доступно для любого профессионального участника рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, что членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лица. При этом физическое лицо, обладающее долевым участием в уставном фонде члена биржи, не может быть руководителем или сотрудником другого члена биржи, а также служащим самой биржи.
Фондовая биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и учета по сделкам, различные правила и другие документы, связанные с деятельностью биржи. При этом центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи, если они противоречат действующему законодательству, Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций, не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др.
В Республике Беларусь биржевой рынок представлен главным образом открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»
Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным допустимым местом торгов. К таким бумагам, в частности, относятся: государственные кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь, облигации местных займов и ценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества и надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.
Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются в рамках секции валютного рынка, секции фондового рынка и секции срочного рынка. Сделки с финансовыми активами заключаются только в электронных торговых системах. Участники торгов имеют возможность работать с использованием автоматизированных рабочих мест, расположенных в залах торгов, или установить удаленный торговый терминал в своем офисе.
В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом Международной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, является содействие формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли [25, c. 434].
Можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности биржи, является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной торговли ценными бумагами.
2. Рынок ценных бумаг: состояние, проблемы
2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
К основным целям регулирования рынка ценных бумаг относятся:
- создание необходимых условий для работы всех участников рынка;
- защита участников рынка, в том числе инвесторов, от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;
- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности;
- создание новых инструментов для расширения и совершенствования существующего рынка ценных бумаг, а также, при необходимости создание новых рынков;
- воздействие на рынок для достижения каких-либо общественных целей (например, снижение инфляции, рост экономики) [27, c. 189].
Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:
- создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;
- лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;
- страхование инвесторов и защита их прав;
- аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
- постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);
- контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности — вплоть до уголовных наказаний;
- предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.
Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и обществом в целом.
Можно выделить две основные модели регулирования фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.
Государство через законодательную базу и свои органы управления регулирует рынок ценных бумаг напрямую — административно, и косвенно — экономически. Административное регулирование государства заключается в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство осуществляет посредством экономических рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования [21, c. 567].
Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Указ Президента Республики Беларусь 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»;
Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биржах»;
Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2008 г. № 1801 «О составлении закладных и учете прав по ним» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 291, 5/28850), разработанное в целях реализации статьи 55 Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. «Об ипотеке»;
Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2006 г. № 09/П «Об утверждении инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг»;
Инструкция о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112
Постановление комитета по ценным бумагам при Совете 24 апреля 2003 г. № 06/П «Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», и установлении предельной границы колебаний рыночной цены»;
Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь 16 декабря 2005 г. № 09/П «Об утверждении Инструкции о порядке аттестации специалистов рынка ценных бумаг Республики Беларусь»;
Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 05/П «Об установлении требований финансовой достаточности к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и квалификационных требований к их руководителям и сотрудникам»
Инструкция о порядке осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. № 143 «О регулировании депозитарной деятельности».
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь 13 февраля 2008 г. № 18/25 «Об утверждении Инструкции о раздельном учете денежных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и их клиентов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 67, 8/18312);
Инструкция о порядке представления отчетности и раскрытия информации, утвержденную постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 10/П;
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». Данным постановлением предусмотрены особенности расчета стоимости чистых активов профессиональными участниками рынка ценных бумаг, что обусловлено необходимостью повышения финансовой устойчивости профессиональных участников, снижения риска их финансовой несостоятельности, что, в свою очередь, будет способствовать защите прав и законных интересов инвесторов.
Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь определено следующими документами:
Концепцией функционирования и развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь, главная цель которой состоит в определении и создании необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством, и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг;
Концепцией формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь, направленной на создание эффективной и прозрачной системы клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами всех видов;
Программой развития электронной торговли на фондовом рынке Республики Беларусь, согласно которой все сделки на биржевом и внебиржевом вторичном рынке заключаются через систему удаленных торговых терминалов, доступ к которым имеют все профессиональные участники национального фондового рынка;
Планом мероприятий по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, основной целью которого является создание благоприятного инвестиционного климата на всех сегментах финансового рынка.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 года № 1585, к основным задачам, возложенным на Министерство финансов Республики Беларусь, относятся государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам [16].
Согласно Положению о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь (далее – Департамент по ценным бумагам), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 года №_982, Департамент по ценным бумагам с правами юридического лица является структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов Республики Беларусь, наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим исполнительные, контрольные, координирующие и регулирующие функции в части государственного регулирования рынка ценных бумаг, осуществления контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.