Регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: на основании изучения организационно-правовой базы рынка ценных бумаг Республики Беларусь, исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;

- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;

- показать пути решения проблем отечественного рынка ценных бумаг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в республике Беларусь

1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг, их типы и виды

1.2 Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг

1.3 Участники рынка ценных бумаг

1.4 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг

2. Рынок ценных бумаг: состояние, проблемы

2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

2.2 Государственная регистрация выпусков ценных бумаг

2.3 Лицензирование профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг

2.4 Основные проблемы рынка ценных бумаг

3. Пути решения проблем рынка ценных бумаг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

В области инвестиционной деятельности на международном фондовом рынке наблюдается процесс вытеснения традиционных финансовых брокеров электронными брокерами (E-broker), использующими интернет для осуществления клиентами электронной торговли финансовыми инструментами (E-trading). Согласно статистике, заказанной компанией E-trade (одна из крупнейших американских интернет-брокерских компаний), в течение последующих 5 пет более 80% индивидуальных инвесторов в США будут осуществлять сделки самостоятельно через интернет. Такие революционные изменения в технологии обслуживания клиентов имеют веские причины.

Предлагая новые возможности по обслуживанию клиентов, интернет-технология видоизменяет сам сервис, предоставляемый инвесторам на финансовых рынках. Прежде всего очевидны следующие преимущества электронных торговых технологий:

- имея оперативную финансовую информацию у себя на торговом терминале, клиент может сам принимать решения по управлению финансовым портфелем. Команды клиентов на совершение трансакций могут быть исполнены брокером в течение считанных секунд благодаря автоматизации процесса проверки данных команд брокером и передачи их в торговую биржевую систему. Это, несомненно, привлекательно для профессиональных игроков, хорошо владеющих рыночной ситуацией и осознанно принимающих свои решения. Кроме того, даже небольшая брокерская компания имеет возможность обслуживать тысячи клиентов;

- интернет-технология дает участнику электронных торгов практически те же возможности, которые имеет брокер, обладающий доступом к торговому терминалу биржевой системы. Кроме того, использование автоматизированной торговой технологии существенно снижает комиссионный сбор за трансакции. Все это позволяет инвестору играть на внутридневных колебаниях тренда (day trading), фиксируя спекулятивную прибыль;

- удаленность инвестора от брокера практически не имеет значения. Применение интернет-технологий позволяет обслуживать сколь угодно удаленных от брокера инвесторов, что резко увеличивает технологические возможности брокера по привлечению большего количества клиентов из различных регионов своей страны и других стран мира.

Электронные торговые системы существенно расширяют возможности инвестора по проведению торговых операций.

Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах:

1. Социальная справедливость — создание равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений и дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.

2. Надежная защита инвесторов — создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.

3. Регулирование — образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

4. Контролирование — создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.

5. Эффективность — максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, направленных на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и удовлетворению жизненных потребностей населения.

6. Правовой порядок — создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношения его субъектов.

7. Прозрачность и открытость — обеспечение инвесторов полной и доступной информацией, касающейся условий выпуска и оборота на рынке ценных бумаг; гласность финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.

8. Конкурентность — обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; образование условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установления немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.

9. Целостность — обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой являются республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться в следующих направлениях:

- обеспечение обязательного обнародования всей существенной информации о рынке ценных бумаг (условия выпуска и оборота ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение эмитентов, характер и тенденции в торговле ценными бумагами и т.д.);

- лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников, в том числе тех, которые занимаются трастовой деятельностью на рынке ценных бумаг, надзор за их действиями, разработка экономических нормативов, содержащих соотношение собственных финансовых средств к привлеченным, определяющих содержание и характер проводимых операций;

- надзор за биржевой торговлей ценными бумагами, введение обязательных для выполнения правил торговли, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

- привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, которые используют внутреннюю, недоступную другим информацию с целью получения дохода или избегания налогообложения по операциям с ценными бумагами;

- обеспечение прав владельцев ценных бумаг (доступ к финансовой отчетности эмитентов, участие в управлении путем реализации права голоса, беспрепятственная и быстрая передача прав собственности на ценные бумаги и т.д.).

Государство благоприятствует становлению и развитию эффективной и стабильной системы платежей для обслуживания операций по ценным бумагам, доступу на рынок ценных бумаг эмитентов, устанавливает ограничения по использованию на рынке ценных бумаг заемных средств. Комитет по ценным бумагам выполняет как функции контроля за соблюдением законодательства по ценным бумагам и налагает санкции за его нарушение, так и функции регулирования рынка ценных бумаг, предусмотренные законодательством, осуществляет наблюдение за размещением ценных бумаг белорусских эмитентов на международных рынках ценных бумаг и эмитентов других государств — на белорусском рынке ценных бумаг.

Эффективное функционирование рынка ценных бумаг, повышение ликвидности всех инструментов зависят от внедрения достижений мирового опыта: международных стандартов по клирингу и расчетам по ценным бумагам, регистрации и перерегистрации и т. д. Развитие систем клиринга и расчетов по ценным бумагам должно быть направлено на снижение свойственного этим системам риска путем сокращения срока между заключением и реализацией сделок по ценным бумагам, обеспечение гарантий их выполнения и установления принципа одновременного обмена денег на ценные бумаги. Эффективность может быть повышена путем отказа от физического перемещения ценных бумаг, стимулирования использования, где возможно, систем зачета, а также стандартизированных методов связи и строгих временных рамок выполнения операций.

Конечной целью становления системы обращения ценных бумаг является следующее:

- создание развитой, эффективно действующей республиканской депозитарной системы ценных бумаг. Кроме хранения ценных бумаг, депозитарная система может осуществлять и дальнейшее обслуживание сделок по ценным бумагам, предоставлять услуги по клирингу, ответственному хранению, расчетам и послеторговому обслуживанию ценных бумаг, осуществлять обработку информации, обеспечивать выплаты дохода и т. д. Депозитарий может как включать систему платежей в свою структуру, так и быть связанным с отдельной системой платежей;

- создание системы зачета требований при наличии достаточного объема рынка ценных бумаг;

- выполнение всех соглашений по ценным бумагам в соответствии с принципом «поставка против платежа»;

- принятие стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) для обращения документов по операциям с ценными бумагами и их нумерации.

Обращение ценных бумаг должно обеспечиваться следующими системами:

- биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами;

- депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам;

- зачета требований (клиринга), которая будет развиваться исходя из потребностей рынка ценных бумаг в целях обеспечения своевременной поставки ценных бумаг против платежа. Для предоставления процесса денежного клиринга и выполнения сделок по ценным бумагам клиринговым (расчетным) центром в депозитарной системе должен выступать Национальный банк Республики Беларусь и уполномоченные им учреждения банковской системы;

- быстрой, эффективной и разумно организованной сверки условий соглашений по ценным бумагам;

- быстрой и надежной регистрации перехода прав собственности на ценные бумаги. Для этого функция регистрации права собственности на ценные бумаги должна быть отделена от эмитентов и осуществляться уполномоченными учреждениями, независимыми от эмитентов. Эти же учреждения будут предоставлять эмитентам и акционерам сведения по реестру собственников соответствующих ценных бумаг.

В целях максимального развития рынка ценных бумаг в интересах инвесторов и эмитентов отдельных регионов республики, содействия привлечению финансовых ресурсов предприятий, создания благоприятных условий для развития технологий и производств, диверсификации производства в регионах, создания фондовой инфраструктуры, способной в процессе разгосударствления в сжатые сроки реструктуризировать производство в регионах, необходимо, чтобы наряду с биржевым рынком ценных бумаг развивался цивилизованный внебиржевой рынок ценных бумаг.

На внебиржевом рынке ценных бумаг создаются торгово-информационные системы учреждений, созданных на определенных условиях саморегулируемыми организациями или профессиональными участниками для организованной продажи ценных бумаг, целью которых является упорядочение этого рынка, повышение его эффективности и прозрачности. Эти торгово-информационные системы для организации своей деятельности могут использовать мощности иных действующих торговых систем, в том числе товарных бирж.

Внебиржевой рынок должен содействовать развитию услуг инвестиционного консультирования и управления портфелями ценных бумаг, что будет приближать рынок ценных бумаг, в первую очередь, к простому инвестору и его интересам.

Приватизация должна стать одним из основных источников появления с стране ценных бумаг в процессе развития фондового рынка. В ходе массовой приватизации должна образоваться широкая прослойка акционеров, а предприятия, которые были государственной собственностью, должны использовать свободные финансовые ресурсы рынка ценных бумаг, сняв с государства груз финансовой поддержки. Предшествовать формированию более объемного рынка ценных бумаг должно преобразование больших и средних государственных предприятий в открытые акционерные общества. В свою очередь, в процессе приватизации должны шире использоваться возможности инфраструктуры рынка ценных бумаг (размещение акций посредством фондовой биржи, привлечение к распространению акций торговцев ценными бумагами и т.д.).

Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, с самого начала деятельности должны ориентироваться на стандарты выпуска акций в дематериализованной форме. Функция регистрации изменения права собственности на акции открытых акционерных обществ должна быть передана независимым регистраторам.

Продажа акций в процессе приватизации должна ориентироваться на систему биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Компьютерная сеть, сеть чековых аукционов должны органично войти в систему фондового рынка, особенно внебиржевого рынка ценных бумаг.

На этапе первичного размещения акций приватизируемых предприятий использование клирингово-расчетной и депозитарной инфраструктуры фондового рынка поможет осуществить органичный переход ко вторичному обращению этих ценных бумаг на фондовом рынке.

На первом этапе функционирования и развития фондового рынка Беларуси законодательством должны быть обеспечены гарантии необлагаемого налогом режима перехода отечественных и иностранных инвестиций в акции, облигации и иные ценные бумаги открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и исключение двойного налогообложения дивидендов, иных доходов от деятельности с ценными бумагами.

В процессе становления и развития национального рынка ценных бумаг льготное налогообложение деятельности на фондовом рынке и доходности от ценных бумаг должно устанавливаться в приоритетных областях экономики, имеющих общенациональное значение.

Страхование рисков на фондовом рынке должно обеспечивать в первую очередь эмиссионную деятельность открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, с помощью как институциональных инвесторов (инвестиционных, страховых и пенсионных фондов и компаний), так и индивидуальных инвесторов, резидентов и нерезидентов Республики Беларусь, инвестирующих собственные сбережения в ценные бумаги белорусских эмитентов.

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг