Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:14, дипломная работа
Цель дипломной работы: на основании изучения организационно-правовой базы рынка ценных бумаг Республики Беларусь, исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;
- показать пути решения проблем отечественного рынка ценных бумаг.
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в республике Беларусь
1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг, их типы и виды
1.2 Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг
1.3 Участники рынка ценных бумаг
1.4 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг
2. Рынок ценных бумаг: состояние, проблемы
2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
2.2 Государственная регистрация выпусков ценных бумаг
2.3 Лицензирование профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг
2.4 Основные проблемы рынка ценных бумаг
3. Пути решения проблем рынка ценных бумаг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Департамент по ценным бумагам осуществляет вневедомственный финансовый контроль за соблюдением участниками рынка ценных бумаг законодательства о ценных бумагах.
Количество институциональных инвесторов (в том числе банков) на 1 января 2008 года составляло 61 (26), на 1 января 2009 года – 65 (26).
Размер активов (кроме) банков на 1 января 2008 года составлял 25,4 млн долларов США, на 1 января 2009 года – 51,2 млн долларов США.
Капитализация рынка акций по состоянию на 1 января 2009 года составляла 0,103 млн долларов США.
Отношение капитализации к ВВП на 1 января 2009 года – 0,18 % (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Объем и количество зарегистрированных регулятором рынка ценных бумаг выпусков ценных бумаг
Виды ценных бумаг | Количество эмитентов | Количество выпусков | Объем фактически размещенных ЦБ по цене размещения, млн долларов США | |||
По состоянию на 01.01.08 | По состоянию на 01.01.09 | По состоянию на 01.01.08 | По состоянию на 01.01.09 | По состоянию на 01.01.08 | По состоянию на 01.01.09 | |
Акции | 4 208 | 4 201 | 5 279 | 4 939 | 7 813,9 | 14 181,8 |
Облигации | 9 | 30 | 68 | 155 | 238,2 | 1 121,9 |
Всего | 4 217 | 4 231 | 5 347 | 5 094 | 8 052,1 | 15 303,7 |
Примечание – Источник: [18]
Общий объем торгов за 2008 год на первичном рынке составлял 37,9 млн долларов США, в том числе облигациями – 37,9 млн долларов США, на вторичном рынке – 534 млн долларов США, в том числе акциями – 91,7 млн долларов США, облигациями – 534 млн долларов США.
Общий объем торгов на первичном и вторичном рынках составлял 571,9 млн. долларов США.
Отношение объема торгов к ВВП – 0,98 % (табл. 2.2)
Таблица 2.2 - Количество организаций, осуществляющих определенный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Вид профессиональной деятельности | По состоянию на 01.01.08 | По состоянию на 01.01.09 | ||
Всего | В том числе банки | Всего | В том числе банки | |
Брокерская деятельность | 58 | 26 | 63 | 26 |
Дилерская деятельность | 55 | 26 | 60 | 26 |
Депозитарная деятельность | 40 | 19 | 37 | 18 |
Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами | 16 | 11 | 17 | 13 |
Деятельность по организации торговли ценными бумагами | 1 | 0 | 1 | 0 |
Клиринговая деятельность | 1 | 0 | 1 | 0 |
Примечание – Источник: [18]
Количество проверок за 2008 год, осуществленных уполномоченным органом профессиональных участников рынка ценных бумаг, – 39, эмитентов – 191 (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Виды нарушений на рынке ценных бумаг и ограничительные меры воздействия и санкции, применяемые уполномоченным органом
Вид нарушения на рынке ценных бумаг | Меры воздействия и санкции | Количество (указать по каждому виду примененных мер) | Суммарный размер штрафов (долларов США) | ||
На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.08 | На 01.01.09 | ||
1. Невыполнение лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности, в том числе соблюдение порядка осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам | Аннули-рование лицензии | 2 | 2 | – | – |
2. Административные правонарушения в области рынка ценных бумаг (нарушение установленного порядка регистрации, размещения и совершения сделок с ценными бумагами, требований законодательства о ведении реестра акционеров, непредставление документов, отчетов и иные нарушения) | Наложение штрафа | 214 | 144 | 23 127,4 | 23 797,7 |
Примечание – Источник: [18]
В 2009 году Департаментом по ценным бумагам работа в области совершенствования законодательства, регулирующего правовые основы деятельности на рынке ценных бумаг, осуществлялась по следующим основным направлениям:
- разработка концептуальных направлений развития расчетно- клиринговой системы по ценным бумагам;
- реализация мероприятий Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 21 января 2008 г. № 78/1 (далее – Программа), главной целью которой является создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг, способствующего привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики;
- выполнение поручений Правительства Республики Беларусь, а также реализация мероприятий, предусмотренных:
мерами по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 6/1;
планом первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году, утвержденным Главой Администрации Президента Республики Беларусь от 13 января 2009 г. № 09/5 и Премьер-министром Республики Беларусь от 13 января 2009 г. № 11/4 и др.;
- приведение нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь, регулирующих правоотношения на рынке ценных бумаг, в соответствие с актами Главы государства, постановлениями Правительства Республики Беларусь и совершенствование порядка выпуска и обращения ценных бумаг, осуществления профессиональной деятельности на основе анализа правоприменительной практики.
В рамках выполнения выделенных приоритетных направлений, Департаментом по ценным бумагам разработано 22 проекта нормативных правовых актов.
В их числе:
1) Нормативные правовые акты Главы государства:
- Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 331 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009, № 159, 1/10809), разработанный в целях совершенствования порядка осуществления деятельности на рынке ценных бумаг по следующим направлениям:
порядок осуществления депозитарной деятельности и установления междепозитарных корреспондентских отношений;
либерализация условий осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам;
развитие рынка облигаций местных займов, в том числе установление ряда налоговых льгот по операциям с облигациями, выпущенными местными исполнительными и распорядительными органами;
развитие рынка корпоративных облигаций;
- Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 664 «О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277», которым усовершенствован порядок осуществления выпуска и государственной регистрации корпоративных облигаций, обеспечиваемых банковской гарантией, а также расширен перечень способов обеспечения исполнения обязательств по облигациям;
2) Законы Республики Беларусь:
- проекты законов Республики Беларусь, предусматривающие внесение изменений в Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» (новая редакция) и Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», которые станут основой новых принципов комплексного регулирования рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка, что будет способствовать скорейшей интеграции национального рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему, а также более тесному взаимодействию финансовых рынков Республики Беларусь и отдельных иностранных государств, прежде всего Российской Федерации.
Проект Закона Республики Беларусь, предусматривающий внесение изменений в Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» (новая редакция) (далее - Законопроект) регулирует отношения, связанные с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг, профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг со всеми видами ценных бумаг и особенностями создания профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того, Законопроектом предусматривается возможность создания саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, определены права саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также установлены требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям.
Законопроектом также закрепляются основы государственного регулирования рынка ценных бумаг, а также определены функции, права и обязанности республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг.
С целью повышения прозрачности рынка ценных бумаг Законопроектом более детально регламентирована процедура раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг – эмитентами, профессиональными участниками, акционерами открытых акционерных обществ – на различных этапах их функционирования на рынке ценных бумаг. Законопроект также содержит положения, позволяющие относить информацию на рынке ценных бумаг к закрытой, служебной (инсайдерской), общедоступной, раскрытой, что исключает неоднозначность толкования данных терминов и будет способствовать предотвращению незаконного использования закрытой, служебной информации участниками рынка ценных бумаг.