Регулирование внешнеэкономической деятельности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является на основе изучения теоретических аспектов регулирования внешнеэкономической деятельности региона предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса в Смоленской области.
Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность.
Предмет исследования – регулирование внешнеэкономической деятельности региона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности региона
1.1.Сущность и формы региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………........…...6
1.2.Нормативно-правовая основа регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………….…......8
1.3.Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне…………………………………………………….......12
Глава 2. Совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности региона на примере Смоленской области
2.1.Характеристика деятельности Управления международных связей Аппарата Администрации Смоленской области…………………….…......16
2.2.Современное состояние и тенденции развития региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………….…18
2.3.Рекомендации по совершенствованию регулирования внешнеэкономической деятельности региона………………………….…..22

Заключение…………………………………….……….…………………….….…26
Список литературы………………………………..………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Панасенкова.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему:

 

 «Регулирование внешнеэкономической деятельности региона»

(на примере Смоленской  области)

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса, 43 группы

Факультета  Экономики и Управления

Специальности

«Государственное и муниципальное

 управление»

Панасенкова С.В.

 

Научный руководитель:

Доцент кафедры управления,

Кандидат экономических наук

Филинов Виталий Александрович

 

 

 

 

 

Смоленск,

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….……….3

Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности региона

1.1.Сущность и формы региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………........…...6

1.2.Нормативно-правовая основа регулирования внешнеэкономической                  деятельности…………………………………………………………….…......8

1.3.Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности   на  региональном уровне…………………………………………………….......12

Глава 2. Совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности региона на примере Смоленской области

        2.1.Характеристика деятельности  Управления международных связей Аппарата Администрации Смоленской области…………………….…......16

        2.2.Современное состояние и тенденции развития  региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………….…18

        2.3.Рекомендации по совершенствованию регулирования внешнеэкономической деятельности региона………………………….…..22

 

Заключение…………………………………….……….…………………….….…26

Список литературы………………………………..………………………….…...28

Приложения……...……..……………………………………………………….….30

 

Введение

В социально-экономическом развитии современной России возрастает значение регионов, которым предоставлена большая самостоятельность в определении механизма регулирования социально-экономических процессов, в том числе внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Необходимо отметить, что рыночные реформы, преобразование системы отношений собственности, либерализация внешнеэкономической деятельности не принесли положительных результатов. Разрыв экономических связей бывших союзных республик, изменение геополитической обстановки субъектов, ранее развивавшихся в единых территориальных границах еще более усложнили задачу управления социально-экономическими процессами в регионах.

Одной из причин, снижающих эффективность развития внешнеэкономической деятельности регионов, является организационная структура управления ею. Существующее здесь централизованное  управление, непрозрачность разделения предметов ведения именно в этой сфере, недостаточное информационное обеспечение не позволяют в полной мере использовать потенциал регионов для наращивания экономического присутствия страны на рынках ближнего и дальнего зарубежья. Низкая отдача от существующих концепций и подходов в управлении внешнеэкономической деятельностью региона позволяет считать, что действующая политика недостаточно эффективна.

Отсутствие эффективной региональной стратегии в области внешнеэкономической деятельности, нового подхода к использованию ВЭД в качестве инструмента выхода на международные стандарты снижает эффективность экономики как регионов, так и страны в целом. Кроме того, в условиях глобализации экономики проблемы регулирования внешнеэкономических связей приобретают особо актуальное звучание. Сегодня весьма важно предвидеть предстоящие перемены в процессах регионального развития, которые возникнут в результате присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью разрешения противоречия между требованиями к росту (повышению уровня) конкурентоспособности региона во внешнеэкономической деятельности и отсутствием эффективных технологий ее регулирования на региональном уровне.

Степень разработанности проблемы. В работе используются нормативно-правовые акты, научные труды российских и зарубежных ученых. Исследованию внешнеэкономической деятельности регионов России, формам, перспективам этой деятельности посвящены работы А.Ю.Архипова, Ю.Н.Грачева, Н.А.Михалевой, М.Г.Нагдиевой, Е.Ф. Прокушева и др. Зарубежный опыт управления развитием внешнеэкономической деятельности субъектов достаточно подробно изложены в работах В.К. Ломакина, Н.Н. Ливенцева. В то же время в современной литературе отсутствуют комплексные научные исследования, позволяющие перейти от анализа экономического состояния региона к практической разработке направлений развития внешнеэкономической деятельности и оценке результатов их реализации.

Целью данной работы является на основе изучения теоретических аспектов регулирования внешнеэкономической деятельности региона предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса в Смоленской области.

Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность.

Предмет исследования – регулирование внешнеэкономической деятельности региона.

Задачи работы:

  • рассмотреть сущность и формы региональной внешнеэкономической деятельности;
  • раскрыть нормативно-правовую основу регулирования внешнеэкономической деятельности
  • изучить современное состояние и тенденции развития  региональной внешнеэкономической деятельности;
  • предложить рекомендации по совершенствованию регулирования региональной внешнеэкономической деятельности

При написании работы использовались такие методы исследования как анализ, синтез, сравнение, исторический, статистический метод и др.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. 
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы, научную новизну исследования. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности региона. Во второй главе раскрываются особенности регулирования ВЭД в Смоленской области и даются рекомендации по совершенствованию данного процесса. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Научная новизна состоит в том, что проведено обобщенное исследование организации внешнеэкономической деятельности Смоленской области, что позволило разработать направления ее развития в среднесрочной перспективе, включающие:

    • разработка стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона, как приграничной территории;
    • проведение эффективной информационной политики и осуществление информационной поддержки хозяйствующих субъектов региона;
    • подготовку в регионе высококвалифицированных кадров по регулированию внешнеэкономической деятельности и проведению эффективной политики на внутреннем и внешнем рынках.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные в работе рекомендации по управлению внешнеэкономической деятельностью региона, такие как: создание Совета по международному и межрегиональному сотрудничеству при руководстве субъекта; формирование и продвижение бренда «сделано в Смоленске»; создание в Смоленской области единого учебно-методического и образовательного центра по подготовке и переподготовке кадров, занятых во внешнеэкономической деятельности, и другие, - могут стать логичным дополнением проводимой внешнеэкономической политики региона, а также могут послужить основой для создания Концепции внешнеэкономического развития Смоленской области, при этом находясь в органичном контексте с содержанием «Концепции внешней политики РФ». Предложенные практические механизмы регулирования ВЭД в регионе могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности региона

    1. Сущность и формы региональной внешнеэкономической деятельности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, российским законодательством, указами Президента России субъекты Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения центра и субъектов Федерации.

Понятие внешнеэкономической деятельности региона дано в федеральном законе от 18 июля 1999г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Внешнеэкономическая деятельность региона – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). [1]

К числу основных зарубежных партнеров российских регионов отнесены субъекты зарубежных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных унитарных государств, а также органы международных организаций, созданные специально для целей регионального сотрудничества, поскольку связи субъектов Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств осуществляются только с согласия Правительства России.

Внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации реализуется в русле единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Со стороны федерального центра основными координаторами международных и внешнеэкономических связей регионов с зарубежными партнерами являются Министерство иностранных дел и Министерство экономического развития России. В случае необходимости привлекаются другие федеральные органы исполнительной власти.

Внешнеэкономическую деятельность можно классифицировать по нескольким признакам.

По направлению деятельности:

-экспорт, - импорт, - реэкспорт, - реимпорт

По структурному признаку:

-внешнеторговая деятельность: товары (торговля, бартер), услуги (туризм, инжиниринг, информационный обмен, транспортное обеспечение), интеллектуальная собственность (франчайзинг, Ноу-хау, консалтинг).

-финансовая деятельность: кредитование, страхование.

-производственная деятельность: лизинг, кооперация, совместное предпринимательство.

-инвестиционная деятельность: вложение капитала в ценные бумаги, вложение капитала в недвижимость, вложение капитала в предпринимательство.

По субъектам внешнеэкономической деятельности: -международное сотрудничество, -межрегиональное сотрудничество, -приграничное сотрудничество.

В соответствии с внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020г. внешнеэкономическая деятельность региона осуществляется более чем в 20 формах, в частности:

-внешняя торговля; -предприятия с иностранными инвестициями;                 -иностранные предприятия на территории регионов России; -международные объединения и организации; -международные производственные кооперативы;  -международное научно-техническое сотрудничество; -международные концессии; -переработка давальческого сырья; -международная торговля транспортными услугами;   -международное подрядное сотрудничество;              -международная торговля лицензиями, -прочие формы внешнеэкономических связей.

Таким образом, каждая форма имеет свои экономические и организационные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российских регионов.

1.2. Нормативно-правовая  основа регулирования внешнеэкономической  деятельности

 

В настоящий момент нормативную правовую базу регулирования внешнеэкономической деятельности составляют Конституция Российской Федерации, многочисленные законы и подзаконные акты, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации.

Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данным законом установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности, определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере.

Далее следует назвать Таможенный кодекс РФ, являющийся основополагающим нормативным актом в области таможенного регулирования. В Таможенном кодексе РФ определен механизм государственного регулирования перемещения товаров, работ, услуг, капиталов через таможенную границу.

Понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности декларанта и таможенного органа, методы определения таможенной стоимости товара, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот установлены Законом РФ от 21 мая 1993г. №5003-1 «О таможенном тарифе»

Механизм применения защитных мер установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности региона