Регулирование внешнеэкономической деятельности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является на основе изучения теоретических аспектов регулирования внешнеэкономической деятельности региона предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса в Смоленской области.
Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность.
Предмет исследования – регулирование внешнеэкономической деятельности региона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности региона
1.1.Сущность и формы региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………........…...6
1.2.Нормативно-правовая основа регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………….…......8
1.3.Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне…………………………………………………….......12
Глава 2. Совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности региона на примере Смоленской области
2.1.Характеристика деятельности Управления международных связей Аппарата Администрации Смоленской области…………………….…......16
2.2.Современное состояние и тенденции развития региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………….…18
2.3.Рекомендации по совершенствованию регулирования внешнеэкономической деятельности региона………………………….…..22

Заключение…………………………………….……….…………………….….…26
Список литературы………………………………..………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Панасенкова.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены принципы внешних валютных операций. В законе раскрыты основные понятия внешних валютных правоотношений: «валюта РФ», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты» и т.д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и валютного контроля, их полномочия, установлены требования к совершению валютных операций.

Федеральный закон от 18 июля 1999г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также определяет права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности.

Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется также на основе международных договоров и обычаях делового оборота. Наиболее часто применяемые термины международной торговли сгруппированы в сборнике Международных правил толкования торговых операций «Инкотермс».

Основные приоритеты и направления внешнеэкономической деятельности отражены в «Концепции внешней политики РФ» от 12 июня 2008г. №ПР-1440.

Права субъектов РФ в осуществлении внешнеэкономического регулирования закреплены в Федеральном законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».  В нем, в частности, говорится, что Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции имеют право:

1. Проводить переговоры  и заключать соглашения об  осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств;

2. Содержать своих представителей  при торговых представительствах  Российской Федерации в иностранных  государствах за счет средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации по согласованию с  федеральным органом  исполнительной  власти;

3. Открывать представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4. Осуществлять формирование  и реализацию региональных программ

внешнеторговой деятельности.

Развитие регионального законодательства во внешнеэкономической сфере развивается в нескольких направлениях.

 Первое включает принятие концептуальных документов по созданию условий для развития внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ, например:

  • концепция развития экспорта в регионе (Пермский край, Ленинградская область, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Санкт-Петербург);
  • концепция внешнеэкономической деятельности (Новосибирская, Астраханская, Московская области);

Вторым направлением можно считать принятие в субъектах Российской Федерации организационно-плановых документов, направленных на поддержку программ развития, включающих специальные меры, такие как:

- государственный контроль внешнеэкономической деятельности в регионе (Нижегородская, Новосибирская, Астраханская области);

  • введение системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров (Иркутская, Астраханская области, Краснодарский край);
  • паспортизация хозяйствующих субъектов, направленная на поиск потенциальных иностранных партнеров субъектов, повышение экспортно-импортного потенциала (Самарская область);
  • участие в международных выставках (Республика Татарстан);

Третье направление — закрепление на региональном законодательном уровне определенных мер поддержки для конкретных участников внешнеэкономической деятельности.

Чем выше уровень развития регионального законодательства, больше и разнообразнее законы в сфере внешнеэкономических связей, тем более эффективна внешнеторговая деятельность в регионах, более диверсифицирована структура внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. Лидерами среди регионов являются Самарская, Нижегородская области, Республика Татарстан.

В заключение следует отметить, что развитие регионального законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности свидетельствует о доминирующей роли федеральных законов, в соответствии с которыми регионы конкретизируют собственное законодательство с учетом специфики экономического развития. И можно сделать вывод, что при наличии достаточно обширной правовой базы регулирования ВЭД на Федеральном уровне, отсутствует системная законодательная база на региональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне

 

В последние годы наблюдается заметная активизация внешнеэкономической деятельности большинства российских регионов. В связи с этим особую остроту приобретает проблема регулирования данной сферы.

Механизм регулирования ВЭД региона включает в себя три взаимосвязанных уровня: институциональный, функциональный и инструментальный.

 Институциональный уровень представлен государственными органами (федеральными и региональными), негосударственными организациями и представительствами зарубежных организаций. В управлении внешнеэкономической деятельностью наибольшее значение имеют следующие органы государственной власти:

1. МИД России

2. Министерство по антимонопольной  политике и поддержке

предпринимательства;

3. Министерство по налогам  и сборам;

4. Министерство финансов;

5. Министерство экономического  развития и торговли;

6. Федеральная таможенная  служба;

7. Федеральная служба  России по валютному и экспортному  контролю;

 

 Функциональный уровень регулирования ВЭД представлен совокупностью функций, которые выполняют органы регулирования. К таким функциям относятся:

  • Формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики
  • Установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации
  • Координация внешнеэкономических связей субъектов РФ
  • Информационное обеспечение внешнеторговой деятельности

 

 Инструментальный уровень регулирования ВЭД заключается в методах и инструментах, применяемых при выполнении функций регулирования ВЭД.

К настоящему времени в практике государственной региональной политики Российской Федерации сложились следующие основные формы и механизмы регулирования международных и межрегиональных связей субъектов федерации, которые необходимо использовать при реализации приоритетных задач внешнеэкономической деятельности:

- согласование с МИД России, а в случае необходимости и  с другими федеральными органами  исполнительной власти проектов  соглашений об осуществлении  международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами на региональном уровне;

- систематические встречи  представителей МИД России с  главами субъектов Российской  Федерации;

          - через  Консультативный совет субъектов  Российской Федерации по международным  и межрегиональным связям при  МИД России (КС), образованный в 1994г. От субъектов Российской Федерации в состав Совета входят обычно заместители глав администраций, курирующие внешние связи, или руководители региональных министерств и комитетов по таким связям. Как правило, КС собирается два раза в год. На его заседаниях рассматриваются такие актуальные вопросы, как привлечение инвестиций в экономику российских регионов, проблемы и перспективы сотрудничества субъектов Российской Федерации с партнерами в странах СНГ, меры по развитию приграничного сотрудничества. Так, Советом был разработан ряд существенных документов и рекомендаций в сфере международных региональных связей – проекты типовых соглашений о региональном сотрудничестве, порядок их подготовки и подписания, положение о представительстве субъекта Российской Федерации за рубежом,  рекомендации по направлению региональных делегаций за рубеж и приему зарубежных делегаций в субъектах Федерации;

- через представительства  МИД России в субъектах Российской  Федерации;

- оказание загранучреждениями  МИД и Минэкономразвития России  содействия субъектам Российской  Федерации в организации зарубежных  поездок, обмена делегациями и презентаций, в подборе надежных партнеров, продвижении инвестиционных и торгово-экономических проектов. Российские загранучреждения ведут работу по формированию банка данных о законодательстве страны пребывания, правоохранительной практике в области межрегиональных и приграничных связей, конъюнктуре рынка и т.д. До заинтересованных зарубежных партнеров доводятся "паспортные" данные об экспортно-импортных возможностях российских регионов;

- подготовка кадров региональных  международников. Подготовка кадров  ведется также в рамках совместной программы Совета Европы и Комиссии Европейских сообществ. Практическую пользу приносят стажировочные поездки представителей субъектов Российской Федерации в европейские страны при содействии Совета Европы.

Особым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности региона является имиджевая политика субъекта РФ. Основной задачей имиджевой политики регионов является поддержание и продвижение в России и за рубежом имиджа экономически развивающихся и инвестиционно привлекательных субъектов.

Одним из направлений имиджевой политики является система  регионального брэндинга. Региональный брэндинг – образ региональной идентичности, отражающий репутацию региона и основных производимых в регионе продуктов и услуг, увязанный с названием региона, а также рядом текстовых, либо графических изображений. Брэндинг региона преследует две основные цели:

 • создание его позитивного  и уникального образа у целевых  аудиторий

• рост экономического потенциала за счет достигнутого позитивного восприятия.

Еще одним инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности регионов является выставочно-ярморочная деятельность.

Организационная поддержка органов государственной власти при проведении выставочно-ярмарочных мероприятий в регионах оказывается на основе принципов «Федеральной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации», учитывая специфику экономического климата в регионе. Организационная поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий выражается:

- в информировании и привлечении российских и зарубежных участников выставочно-ярмарочных мероприятий;

- в обеспечении  связи российских предпринимателей  с иностранными представительствами  в России;

-  в  финансовой поддержке выставочно-ярморочных  мероприятий.

Использование данных механизмов регулирования ВЭД в регионе позволит привлечь в субъекты РФ инвестиции, качественные трудовые ресурсы, необходимые новые технологи и новых деловых партнеров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ВЭД может стать одним из факторов экономического роста в регионе. Однако, если регулированию данной сферы не уделять достаточного внимания, то эта возможность может быть упущена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Характеристика деятельности  Управления международных связей  Аппарата Администрации Смоленской области

 

Управление международных связей Аппарата Администрации Смоленской области является структурным подразделением  Аппарата Администрации Смоленской области. Управление международных связей подчиняется непосредственно заместителю Губернатора Смоленской области – руководителю Аппарата Администрации Смоленской области.

В структуру Управления международных связей входят: 
- отдел международных связей и приграничного сотрудничества; 
-   сектор информационно-аналитической работы.

Анализируя содержание Положения об Управлении, можно выделить следующие функциональные обязанности в области ВЭД:

    1. реализация на территории Смоленской области государственной политики в сфере международных, межрегиональных связей, регионального и приграничного сотрудничества,
    2. координация проектов и программ в сфере международной деятельности и приграничного сотрудничества, реализуемых на территории Смоленской области,
    3. осуществление деятельности по расширению и укреплению международных связей и приграничного сотрудничества Смоленской области,
    4. формирование позитивного международного имиджа Смоленской области.
    5. подготовка предложений по установлению и развитию партнерских отношений с субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями иностранных государств.
    6. координация работы по подготовке, подписанию и реализации соглашений и иных документов Администрации Смоленской области в сфере международных связей и приграничного сотрудничества.
    7. проведение анализа состояния отношений Смоленской области с зарубежными партнерами и перспектив их развития по различным направлениям международного сотрудничества.
    8. содействие внедрению передового зарубежного опыта и технологий в деятельность региональных структур.

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности региона