Регулирование внешнеэкономической деятельности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является на основе изучения теоретических аспектов регулирования внешнеэкономической деятельности региона предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса в Смоленской области.
Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность.
Предмет исследования – регулирование внешнеэкономической деятельности региона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……….3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности региона
1.1.Сущность и формы региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………........…...6
1.2.Нормативно-правовая основа регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………….…......8
1.3.Особенности регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне…………………………………………………….......12
Глава 2. Совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности региона на примере Смоленской области
2.1.Характеристика деятельности Управления международных связей Аппарата Администрации Смоленской области…………………….…......16
2.2.Современное состояние и тенденции развития региональной внешнеэкономической деятельности…………………………………….…18
2.3.Рекомендации по совершенствованию регулирования внешнеэкономической деятельности региона………………………….…..22

Заключение…………………………………….……….…………………….….…26
Список литературы………………………………..………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Панасенкова.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

По состоянию на 1 января 2012г. при содействии Управления международных связей Аппарата Администрации Смоленской области подписано множество соглашений с регионами России. Среди них Москова, Московская область, Санкт-Петербург, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Орловская области, Ставропольский край, Удмуртская республика и другие субъекты РФ.

Также подписаны соглашения о сотрудничестве с субъектами иностранных государств, таких как Республика Беларусь, Украина, Польша, Абхазия, Литва, Китай и других.  Еще несколько соглашений готовятся к подписанию в 2012 году. [9]

В целях повышения эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности региона при содействии Управления международных связей была создана Комиссия по координации международных и межрегиональных связей Смоленской области. В нее входят Губернатор области – А.В. Островский, заместитель Губернатора –руководитель Аппарата Администрации – Платонов Л.В.,  президент Смоленской торгово-промышленной палаты, а также начальники департаментов Администрации  Смоленской области.

Т.о. Управление  международных связей Аппарата Администрации Смоленской области наряду с Департаментом экономического развития, инвестиций внешнеэкономической деятельности и предпринимательства является основным координирующим органом в сфере внешнеэкономической деятельности региона и реализует на территории Смоленской области государственную политику по регулированию ВЭД в форме международного, межрегионального и приграничного сотрудничества.

2.2. Современное состояние и тенденции  развития региональной внешнеэкономической  деятельности

 

Анализируя отчет Губернатора Смоленской области за 2011г, можно сделать вывод, что последние годы были весьма насыщенными в сфере международного сотрудничества и характеризуются высокой интенсивностью развития внешних связей региона. Внешнеторговый оборот Смоленской области за три последних года (2009 - 2011 гг.) в целом вырос почти в 2 раза (на 90%), в том числе экспорт на 85%, импорт на 94,7%. Товарообменные операции осуществляются с 90 странами ближнего и дальнего зарубежья. [10]

В экспорте региона в 2011 году преобладали такие страны как: Беларусь, Украина, Израиль, Бразилия, Бельгия, ОАЭ. В импорте - Беларусь, Германия, Польша, Китай, Украина.1

Следуя региональным приоритетам Концепции внешней политики Российской Федерации, Администрацией Смоленской области в 2010 г. проводилась работа, направленная на укрепление и расширение взаимного и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ.

Ключевую роль в международных связях Смоленской области играет сотрудничество с Республикой Беларусь. По итогам 2011 года удельный вес Белоруссии в товарообороте Смоленской области составил 51,6 %. На территории области работает более 80 совместных предприятий с участием белорусского капитала.

Одним из успешных совместных проектов является сборочное производство холодильников ООО «Атлант-СМ» (г. Смоленск), организованное  минским заводом холодильников ЗАО «Атлант» на смоленском предприятии ОАО «Айсберг».

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации об активизации межрегионального и приграничного сотрудничества с Украиной, Администрация Смоленской области взаимодействует с регионами Украины.

Среди стран мира, с которыми Смоленская область осуществляла в 2011 г. торгово-экономическое сотрудничество, Украина занимает 2 место по общему товарообороту и по экспортируемой продукции, а по импорту – 9 место.

По итогам 2011 года удельный вес Украины в товарообороте Смоленской области составил 5,4 %.

В товарной структуре экспорта области основными группами товаров являются: продукция химического и нефтехимического производства, древесина и изделия из нее, машины, оборудование, теле/радиоаппаратура, средства транспорта и относящиеся к ним устройства, приборы, черные и цветные металлы и изделия из них, текстильные материалы.

В товарной структуре импорта региона преобладают такие группы товаров как: продукты животного и растительного происхождения, другие пищевые продукты, напитки, табак.

Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Смоленской области за три последних года увеличился более чем на 28%. Основные вложения иностранного капитала в Смоленской области осуществлялись такими крупными предприятиями, как ОАО «ОСРАМ», ОАО «Дорогобуж», ОАО ПО «Кристалл», ООО «Ситалл», ЗАО «КЛАССЕН-РУС», ЗАО «фестальпине Аркада Профиль», ООО «Сычевский электродный завод», ООО «Гагаринский фанерный завод».

В регионе имеются крупные организации промышленности, учредителями которых являются иностранные компании:

- ООО «Ярцевский хлопчатобумажный  комбинат», учредитель – компания  «Булосан трейдинг-лимитед» (Кипр);

- ОАО «Дорогобужкотломаш» -  компания «Бремор Коммершиал  Корп.» (Великобритания);     

- ООО «Гагаринский фанерный  завод» -  компания «Rossilion Enterprises Limited» (Кипр);

- ООО «Сычевский электродный  завод» -  компания «Эврадор Трейдинг  Лимитед» (Кипр);

- ОАО «ОСРАМ» - фирма «OSRAM ГмбХ» (Германия);                                              

- ЗАО «фестальпине Аркада Профиль» - концерн «Voestalpine AG» (Австрия);

- ООО «Аэростар Контракт» - компания «АЭРОСТАР ЭНТЕРПРАЙСЕС  ЛИМИТЕД» (Остров МЭН, Великобритания);

- ОАО «Вязьма-Си-лайон» -  Цзянсуская корпорация «Морской  Лев» (Китай);

- ООО «Комета-плюс» - компания  «Эйджент Трейдинг Груп ЛЛК» (США).

В соответствии с обращением Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в целях повышения эффективности регулирования международного сотрудничества в данный момент ведется работа по подготовке к открытию представительства МИД России в  г. Смоленске.

Также Администрация Смоленской области придает большое значение развитию всестороннего сотрудничества на межрегиональном уровне. В 2011 г. активно развивались отношения с Московской, Псковской, Волгоградской, Воронежской, Тверской и Ярославской областями.2 Одним из важных направлений в 2011 г. стала активизация сотрудничества с Москвой. В рамках документов созданы условия для разностороннего развития экономических отношений и деловых контактов. Стороны оказывают взаимное содействие по обеспечению и углублению связей между хозяйствующими субъектами в сфере поставок материально-технических и топливно-энергетических ресурсов, продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Примером такого сотрудничества может стать предполагаемое возведение в столице торгового комплекса «Смоленский» с продукцией смоленских производителей.

Также с целью предоставления комплексной информации об  экономическом и инвестиционном потенциале Смоленской области дипломатическому корпусу, представителям зарубежных деловых кругов и средствам массовой информации, 22 марта 2012 года была проведена презентация Смоленской области в особняке МИД России. Это мероприятие находилось на контроле у Губернатора области С.В. Антуфьева.

В рамках подготовки презентации региональные власти уделили внимание и такому методу регулирования ВЭД как региональный брэндинг. В целях повышения узнаваемости Смоленской области в среде внешнеэкономических партнеров был разработан логотип региона, который теперь будет представлять область на всех международных мероприятиях. 3

Т.о., судя по экономическим показателям роста оборота внешней торговли, прироста инвестиций, а также увеличения числа осуществляемых внешнеэкономических мероприятий можно сделать вывод об эффективном функционировании данной сферы. Основным недостатком можно выделить отсутствие концепции развития внешнеэкономической деятельности Смоленской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. рекомендации  по совершенствованию регулирования внешнеэкономической деятельности региона.

 

 Несмотря на активное регулирование  внешнеэкономической деятельности  Смоленской области, наблюдающееся  в последнее время, в регионе  сохраняется ряд проблем.

1. Отсутствует системная и последовательная политика в сфере регионального содействия ВЭД. Налицо узкий набор внешнеэкономических инструментов, отсутствие ключевых институтов поддержки, недостаточное финансирование целевых программ стимулирования ВЭД. Положение осложняется тем, что в регионе не разработана Концепция и Стратегия внешнеэкономической деятельности.

Формирование системной внешнеэкономической деятельности области предполагает использование механизмов стратегического и программно-целевого управления деятельностью и проектирование соответствующих институтов и форматов сотрудничества для ее осуществления. Учитывая данное условие, актуальным мероприятием является разработка Целевой программы развития международного и межрегионального сотрудничества Смоленской области, которая будет призвана спроектировать и проработать инициативы региона и структурировать их в пакет предложений, имеющих федеральное значение в рамках проводимого внешнеполитического и внешнеэкономического курса России.

Международный опыт реализации инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности регионов говорит о важности продуктивных механизмов диалога между бизнесом, региональными властями и другими группами интересов в регионе. Такие механизмы могут повысить продуктивность диалога, в рамках которого бизнес формулирует стратегические предложения (например, связанные с развитием отдельных кластеров или секторов), а региональные власти активно вовлечены в выбор приоритетов, формирование стратегических инициатив и ориентированы на эффективную реализацию необходимых реформ, например, по повышению качества бизнес-климата. Подобные механизмы могут иметь различные организационные формы, например, Совета по международному и межрегиональному сотрудничеству при руководстве региона. Структура совета представлена на рис.2.

 

Рис.2. Структура Совета по международному и межрегиональному сотрудничеству при Губернаторе смоленской области

 

2. Еще одной серьёзной проблемой, препятствующей развитию ВЭД, является неэффективная информационная политика региона на внешних рынках, отсутствие информационной поддержки смоленских производителей.

Важным условием для создания и успешного продвижения Смоленской области является плановое распространение информации об успехах в ключевых отраслях области. Например, информации о достижениях в сельском хозяйстве, передовых фермерских хозяйствах, названии их продукции, преимуществах в технологическом процессе производства экологически чистых продуктов перед иностранными производителями.

Целесообразным является формирование и продвижение бренда «сделано в Смоленске» («Смоленские продукты», «Смоленские товары»), сопровождаемого определенным логотипом, правом на установку которого должны пользоваться производители товаров и услуг, в структуре добавленной стоимости которых производство внутри региона составляет не менее 50%.

Условия предоставления права использования торговой марки «Сделано в Смоленске», сопровождаемой специальным графическим изображением (логотипом), необходимо закрепить на правовом уровне. Это условия возмездности или безвозмездности использования соответствующего логотипа, наличие или отсутствие требований к качеству продуктов, сопровождаемых соответствующим логотипом и др.

3. Также следует обратить внимание на такую проблему как отсутствие квалифицированных кадров в регионе по осуществлению регулирования внешнеэкономической деятельности. Сформировавшийся в Смоленской области дефицит квалифицированных кадров по ВЭД и недостаточный уровень их профессиональной подготовки в значительной степени ограничивают возможности внешнеэкономической деятельности региона, затрудняют проведение грамотной политики на внутреннем и внешнем рынках, развитие новых направлений и инструментов регулирования.

 Особенно актуальной данная  проблема становится в аспекте  присоединения России к ВТО. Теперь  для эффективной внешнеэкономической деятельности в регионе потребуются кадры, способные овладеть всей новой правовой системой для того, чтобы здесь, на территории Смоленской области, защищать её интересы. Имея в виду даже нынешние масштабы внешней торговли региона — 1,5 млрд долларов, — можно понять, какой может быть цена неграмотности в этой области. Сегодня подготовка кадров — стратегически важная отрасль для регулирования ВЭД. В решении этой проблемы простым повышением квалификации кадров не обойтись.

Необходимо создание в Смоленской области единого учебно-методического и образовательного центра по подготовке и переподготовке кадров, занятых во внешнеэкономической деятельности. Учитывая чрезвычайно важное для ВЭД географическое положение области, возможно придание данному центру межрегионального статуса.

Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности региона