Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:25, контрольная работа
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области экономической теории, формирование практических навыков по решению экономических задач.
Целью методической разработки является представление практического материала для студентов по решению задач по экономической теории.
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
среднего профессионального образования
Санкт-Петербургский
колледж управления и экономики
«Александровский лицей»
Короткова И.В.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Санкт-Петербург
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка по дисциплине «Экономическая теория» предназначена для обучения студентов СПО первого курса.
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области экономической теории, формирование практических навыков по решению экономических задач.
Целью методической разработки является
представление практического
В методической разработке последовательно представлен практический и теоретический материал по экономической теории, который может быть использован студентами в подготовке домашних заданий, самостоятельной работе, подготовке к экзамену.
В результате изучения дисциплины студенты научатся самостоятельно определять методику решения экономических задач, использовать основополагающие термины и понятия.
Структура методической разработки и изложение материала удобны для восприятия студентами, позволяют использовать её при выполнении самостоятельных и практических работ.
Пособие так же предназначено для преподавателей, читающих курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». В пособии последовательно рассмотрены темы по экономической теории, включающие термины и решение задач.
Так как экономическая теория является
базовой дисциплиной для
ОГЛАВЛЕНИЕ
Экономическая теория является одной из базовых дисциплин для студентов, обучающихся на экономических специальностях. Она изучает такие важные явления в экономике, как спрос и предложение, издержки производства и производственные возможности, инфляция, безработица и др.
При изучении экономической теории студенты получают как теоретические, так и практические знания, позволяющие в дальнейшем осваивать и другие экономические дисциплины. В данном пособии последовательно излагаются те темы экономической теории, которые содержат практические задания. Материал излагается таким образом, что бы студент сначала ознакомился с основными понятиями по теме, а затем с решением задач.
Актуальность данной темы обусловлена тенденциями развития современного общества, которые отражаются в системе образования. Все больше экономических профессий востребовано на рынке труда, поэтому в учебных заведениях увеличивается количество аналогичных специальностей.
Об экономике говорят в средствах массовой информации, пишут книги. Современный человек должен обладать знаниями из различных сфер нашей жизни, но экономические знания сейчас носят приоритетный характер.
Знание основ экономической теории и умение решать задачи позволяет лучше ориентироваться в ситуации в стране и мире. Помогает оценить производственные возможности предприятия, элементы рынка, проанализировать макроэкономические показатели, структуру безработицы, антиинфляционную политику государства.
В условиях рыночной экономики важнейшим направлением развития общества является экономический рост в стране, осуществляемый за счёт развития производства, расширенного воспроизводства преимущественно интенсивным путём.
Так как ресурсы в обществе ограничены, а потребности всё время растут и совершенствуются, предприятиям необходимо делать выбор, что предпочтительнее производить. Делая свой выбор, они опираются на экономическую выгоду – желаемую прибыль при наименьших затратах.
При этом определяются производственные возможности предприятия, альтернативные затраты и делается выбор какое количество каких товаров эффективнее производить. То есть предприятие выбирает наиболее эффективную производственную программу.
Основные понятия
Производство в экономическом смысле – процесс создания разных видов экономического продукта.
Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.
Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.
Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.
Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг.
Факторы производства – ресурсы, вовлеченные в производство.
Альтернативная стоимость (затраты) – это цена, измеряемая через другую вещь, которую мы должны отдать взамен. Право именоваться ценой имеет лишь то благо, которое по желанности стояло на втором месте после выбранного варианта действий.
Кривая производственных возможностей (КПВ) демонстрирует различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании ресурсов; каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства двух продуктов из данного количества ресурсов.
Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять несколько допущений:
1. Экономика функционирует в условиях полной занятости и полного объема производства.
2. Количество ресурсов постоянно.
3. Технология производства остается постоянной.
4. Экономика производит два продукта – средства производства (станки) и потребительские товары (хлеб).
Примеры решения задач
Задача 1. Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 1.1).
1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.
2. Рассчитать альтернативные затраты производства одного станка.
3. Рассчитать альтернативные затраты производства одного хлеба.
4. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.
Таблица 1.1
Таблица данных для построения КПВ
Товар |
Вариант производственной программы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Средства производства (СП) |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предметы потребления (ПП) |
15 |
14 |
12 |
9 |
5 |
0 |
СП в ПП |
||||||
ПП в СП |
Решение
Рис. 1.1. График кривой производственных возможностей
Подсчитаем альтернативные затраты.
Таблица 1.2
Расчёт альтернативных затрат
Товар |
Вариант производственной программы | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
СП станки |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ПП хлеб |
15 |
14 |
12 |
9 |
5 |
0 |
СП в ПП (сколькими станками придётся пожертвовать для увеличения производства хлеба,в знаменателе – насколько увеличится производство хлеба, в числителе – насколько уменьшаем производство станков) |
1/1 |
2/1 |
3/1 |
4/1 |
5/1 | |
ПП в СП (наоборот) |
1/1 |
1/2 |
1/3 |
1/4 |
1/5 |
Методологическое значение КПВ
Кривая (граница) производственных возможностей помогает определить любую комбинацию производства двух товаров предприятием:
1. При полной загруженности ресурсов (все точки на кривой).
2. При неполном использовании ресурсов (левее кривой).
3. Невозможное производство (правее кривой) из-за недостаточности ресурсов (рис.1.1).
А также помогает определить объёмы производства товаров при увеличении ресурсов (смещение кривой вправо) и уменьшении ресурсов (смещение кривой влево).
Закономерность изменения величин альтернативной стоимости
Альтернативная стоимость
Задача 2. Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 1.3).
1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.
2. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара А.
3. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара Б.
4. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.
Таблица 1.3
Таблица данных для построения КПВ
Товар |
Вариант производственной программы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
А |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Б |
20 |
17 |
13 |
8 |
0 |
А в Б |
|||||
Б в А |
Решение
Рис. 1.2. График кривой производственных возможностей
Таблица 1.4
Расчёт альтернативных затрат
Товар |
Вариант производственной программы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
А |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Б |
20 |
17 |
13 |
8 |
0 |
А в Б |
3/1 |
4/1 |
5/1 |
8/1 | |
Б в А |
1/3 |
1/4 |
1/5 |
1/8 |
Методологическое значение КПВ
Кривая (граница) производственных возможностей помогает определить любую комбинацию производства двух товаров предприятием:
1. При полной загруженности ресурсов (все точки на кривой).
2. При неполном использовании ресурсов (левее кривой).
3. Невозможное производство (правее кривой) из-за недостаточности ресурсов (рис.1.2).
А также помогает определить объёмы производства товаров при увеличении ресурсов (смещение кривой вправо) и уменьшении ресурсов (смещение кривой влево).