Решение задач по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области экономической теории, формирование практических навыков по решению экономических задач.
Целью методической разработки является представление практического материала для студентов по решению задач по экономической теории.

Файлы: 1 файл

Решение задач по экономической теории.doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

 

5.2. Взаимосвязь  безработицы и инфляции

Основные понятия

Инфляция – чрезмерное переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, приводящее к обесцениванию денег, росту цен, ухудшению качества выпускаемых товаров.

Кривая Филлипса

Связь инфляции с безработицей можно проиллюстрировать с помощью кривой Олбана Филлипса (1914–1975), профессора лондонской школы экономики, предложившего ее в 1958 г.

Проанализировав экономику Великобритании за сто лет (1861–1956), Филлипс построил кривую, показывающую обратную зависимость между изменением ставки зарплат и уровнем безработицы.

Так как за ростом зарплаты стоят рыночные цены товаров, на которые она расходуется, американские экономисты П.Самуэльсон и Р.Солоу впоследствии преобразовали теоретическую кривую Филлипса, заменив ставки зарплаты темпом роста товарных цен, т.е. инфляцией (рис. 5.2).

 


 

Рис. 5.2. Кривая Филлипса

Государство использует кривую для  определения уровней с высокой  занятостью и стабильными ценами.

Если правительство считает уровень безработицы U1 слишком высоким, то для его снижения до величины U2 проводит бюджетные и денежно-кредитные мероприятия для стимулирования спроса (увеличение зарплат бюджетникам, пособий, уменьшение ссудного процента). Однако одновременно темп инфляции возрастает до Р2. Что может привести к кризису, поэтому государство принимает меры по снижению инфляции до Р3 и безработица увеличивается до U3.

Примеры решения задач

Задача 1. Ниже приведены данные динамики безработицы и индекса цен (5.1).

Таблица 5.1

Условные данные: норма (уровень) безработицы  и индекса цен

 

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Норма (уровень) безработицы, %

5

3,2

1,6

1

Индекс цен, %

1

1,3

2,5

3,3


Начертите график, характеризующий  кривую Филлипса, прокомментируйте его.

 

 

Рис. 5.3. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса показывает обратную зависимость между инфляцией  и безработицей при низком индексе цен на товары и услуги.

При норме безработицы 5% (U1) и индексе цен 1% – большой уровень безработицы, экономика находится на фазе кризиса (рис. 5.3).

Государство для снижения безработицы  принимает меры по увеличению спроса (увеличение заработной платы, государственных расходов), и темп инфляции снижается до уровня безработицы 1,6% (U2) и индекса цен 2,5% (Р2). Чтобы избежать обострения кризиса государство снижает индекс цен до уровня Р3 (1,3%) и при этом безработица увеличивается до уровня U3 (3,2%).

 

Задача 2. Начертите график, характеризующий кривую Филлипса, прокомментируйте его. Ниже приведены данные динамики безработицы и индекса цен (табл. 5.2).

 

Таблица 5.2

Условные данные: норма (уровень) безработицы  и индекс цен

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Норма (уровень) безработицы, %

13

9,5

7,6

5

Индекс цен, %

1,1

1,2

1,3

1,6


 

 

 

Рис. 5.4. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей при низком индексе цен на товары и услуги.

При норме безработицы 13% (U1) и индексе цен 1,1% – большой уровень безработицы, экономика находится на фазе кризиса (рис. 5.4).

Государство для снижения безработицы принимает меры по увеличению спроса (увеличение заработной платы, государственных расходов), и темп инфляции снижается до уровня безработицы 7,6% (U2) и индекса цен 1,3% (Р2). Чтобы избежать обострения кризиса государство снижает индекс цен до уровня Р3 (1,2%) и при этом безработица увеличивается до уровня U3 (9,5%).

 

6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ  В ОБЩЕСТВЕ

Доходы общества состоят из доходов  всех субъектов рыночной экономики: домохозяйств, фирм и государства. От структуры и уровня доходов зависит жизненный уровень населения, эффективность производственной сферы.

Проблема заключается в противоречии между равномерностью распределения  доходов и эффективностью экономики. Любое общество выбирает одно из двух: или равномерное распределение доходов и неэффективная экономика, или неравномерное распределение доходов и эффективная экономика. Большинство государств придерживаются второго подхода.

Рыночное распределение доходов  связано с получением доходов  собственниками факторов производства в зависимости от полезности и эффективности их использования. Например, чем полезнее и эффективнее труд работника, тем большую заработную плату он получит. Чем эффективнее предприниматель ведет свой бизнес, тем больший доход он получит. Это приводит к стремлению всех участников рыночных отношений работать эффективнее, использовать свои факторы производства с максимальной эффективностью.

Основные понятия

Для отражения степени неравенства  доходов в обществе используется кривая Лоренца и индекс Джини.

Кривая Лоренца  – графический метод, иллюстрирующий распределение доходов обществе.

Индекс Джини – статистический показатель, отражающий неравномерность распределения доходов в обществе, заработной платы различных групп населения, используемый в странах с развитой рыночной экономикой. 

Индекс Джини изменяется от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство).

Рис. 6.1. Кривая Лоренца

Абсолютное равенство  – биссектриса ОЕ, в экономических системах с равным распределением доходов 20% населения

Абсолютное неравенство – кривая OFE, означающая, что и 20, и 40, и 60% не получают никаких доходов, за исключением одного, последнего в ряду OF человека, который получает 100% дохода.

Кривая распределения  доходов (кривая Лоренца) – кривая, которая отражает действительное распределение доходов (рис. 6.1). Чем больше отклонение кривой от ОЕ, тем больше неравенство распределения доходов

Примеры решения задач

Задача 1. Постройте и проанализируйте кривую Лоренца, если доходы населения в месяц составляют: А – 2000, B – 3000, С – 5000, D – 7000, Е – 8000.

Решение:

Сначала определим доли доходов  пяти групп населения в общем доходе страны (таб.6.1).

Таблица 6.1

Исходные данные для построения кривой Лоренца

Группа населения, сумма  дохода

Процент дохода

Суммарный 
процент дохода

Процент населения

А – 2000

8

 

20

B – 3000

12

20

20

С – 5000

20

40

20

D – 7000

28

68

20

Е – 8000

32

100

20

Сумма доходов всех пяти групп населения: 25 000

     

1. Расчет процента дохода можно провести с помощью пропорций.

Для группы населения А, получающей доход в размере 2000:

25000 – 100%

2000 – х%

х = (2000 х 100) : 25 000 = 8%

 

Аналогично рассчитываем проценты дохода для групп населения  B, C, D, E. Занесем полученные проценты дохода в таблицу.

2. Так как групп населения  пять (А, B, C, D, E), а весь доход населения 100%, то доход каждый группы 1/5 от общего, то есть в процентах – 20%. Занесем эти данные в таблицу.

3. При построении кривой Лоренца  процент дохода и процент населения  откладываем нарастающим итогом (рис. 6.2).

 

 

Рис. 6.2. Кривая Лоренца

Задача 2. Вычертите кривую Лоренца, наглядно показывающую степень дифференциации доходов различных групп населения. Если разбить население России на 10 равных по численности групп, то доля каждой группы в общих доходах населения в 2009 году составила (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Исходные данные для построения кривой Лоренца

Группы населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Доля в населении, %

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

Доля в доходах, %

3

4

6

6

8

8

10

13

15

27


Начертите кривую Лоренца, показывающую степень дифференциации доходов различных групп населения.

Решение:

При построении кривой Лоренца процент  дохода и процент населения откладываем  нарастающим итогом (рис 6.3).

Первая точка соответствует  значениям 10 и 3, а вторая после сложения данных по двум группам населения (первой и второй групп) соответствует значениям 20 и 7, третья точка после сложения данных трех групп – 30 и 13, четвертая – 40 и 19, пятая – 50 и 27, шестая – 60 и 35, седьмая – 70 и 45, восьмая – 80 и 58, девятая 90 и 73. Десятая точка всегда соответствует 100% и 100%.

Рис. 6.3. Кривая Лоренца

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Салов А.И. Экономика. – М.: Высшее образование, 2008.
  2. Корниенко О.В. Экономическая теория. Практикум. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  3. Слагода В.Г. Основы экономики. Учебник. – М.: Форум, 2008.
  4. Власьевич Ю.Е. Сборник задач по экономике. - М.: Бек, 2009.
  5. http://allc.spb.ru/metod Учебные пособия для студентов: Экономическая теория в 2 частях.

 

 


Информация о работе Решение задач по "Экономической теории"