Решение задач по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области экономической теории, формирование практических навыков по решению экономических задач.
Целью методической разработки является представление практического материала для студентов по решению задач по экономической теории.

Файлы: 1 файл

Решение задач по экономической теории.doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 500 х 80 = 40 000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 1000 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 1000 х 40 = 40 000 руб.

Рассчитаем изменение выручки и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆ TR = 0 руб.

Ответ. Так как на зонт |ED| = 1%, то спрос единичной эластичности, то есть объём спроса, изменяется в той же степени, что и цена. Поэтому выручка продавца не изменилась после изменения цены.

2.2.2. Эластичность предложения

Основные понятия

Эластичность предложения  – способность предложения или его величины изменяться в результате изменения рыночных цен.

В зависимости от уровня коэффициента эластичности предложения различают  следующие типы эластичности.

1. Если Еd >1, то предложение эластичное, оно чутко реагирует на изменение ценовой ситуации, даже незначительное изменение цены приводит к значительному изменению объемов продаж; при падении цены объем продаж значительно уменьшается, а при увеличении цены объем продаж увеличивается.

2. Если Еd < 1, то предложение неэластично, оно слабо реагирует на изменение ценовой ситуации, даже значительное изменение цены не приводит к существенным изменениям объемов продаж. Производитель не может извлекать выгоду из благоприятной рыночной ситуации, а в случае снижения цены несет убытки.

3. Если Еd = 1, то предложение единичной эластичности, изменения предложения и цены происходят в одинаковой пропорции, доход и прибыль производителя остаются прежними.

Коэффициент эластичности предложения по цене (ES) показывает относительное изменение объёма предложения при относительном изменении цены.

Формула расчёта аналогична формуле  расчёта ED.

 

ES =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

(2.10)

P2 – P1

Q1 + Q2


 

 

Эластичность предложения зависит  от многих факторов:

1. Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения.

2. Специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным.

3. Фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна.

4. Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения.

5. Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

Примеры решения задач

Задача 1. При повышении цены на йогурты с 15 до 25 руб. за 1 шт. в магазине объём предложения на них увеличился с 100 до 110 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение:

1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.

Р1 = 15 руб., Р2 = 25 руб.

Q1 = 100 шт., Q2 = 110 шт.

 

ES =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

 

P2 – P1

Q1 + Q2


 

 

ES =

110 – 100

х

15 + 25

= 0,19%

25 – 15

100 + 110


 

ES = 0,19% < 1% – объём предложения увеличился в меньшей степени (на 0,19%) чем выросла цена (на 1%), поэтому йогурт – товар неэластичного предложения.

2. Определим, как изменится выручка  продавца при увеличении цены  на йогурт с 15 до 25 руб. за 1 шт.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 15 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 15 х 100 = 1500 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 25 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 25 х 110 = 2750 руб.

Рассчитаем изменение выручки  и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 2750 – 1500 = 1250 руб.

Ответ. Так как на йогурт ES < 1%, то предложение неэластично, то есть оно слабо реагирует на изменение цены. Выручка продавца выросла на 1250 руб.

 

Задача 2. При понижении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт. в магазине  
объём предложения на них сократился с 70 до 50 шт. Определите тип эластичности предложения, изменение общей выручки продавца.

Решение:

1. Рассчитаем коэффициент эластичности предложения по цене.

Р1 = 500 руб., Р2 = 450 руб.

Q1 = 70 шт., Q2 = 50 шт.

 

ES =

Q2 – Q1

х

P1 + P2

 

P2 – P1

Q1 + Q2


 

 

ES =

50 – 70

х

500 + 450

= 3,17%

450 – 500

70 + 50


 

 

ES = 3,17% > 1% – объём предложения сократился в большей степени (на 3,17%) чем снизилась цена (на 1%), поэтому рубашки – товар эластичного предложения.

2. Определим, как изменится выручка продавца при уменьшении цены на рубашки с 500 до 450 руб. за 1 шт.

Рассчитаем выручку при первоначальной цене 500 руб.

TR1 = P1 x Q1

TR1 = 500 х 70 = 35 000 руб.

Рассчитаем выручку продавца по новой цене 450 руб.

TR2 = P2 x Q2

TR2 = 450 х 50 = 22 500 руб.

Рассчитаем изменение выручки  и сделаем вывод.

∆TR = TR2 – TR1

∆TR = 22 500 – 35 000 = – 12 500 руб.

Ответ. Так как на рубашку ED > 1%, то предложение эластично, то есть оно чутко реагирует на изменение цены. Выручка продавца сократилась значительно – на 12 500 руб. Производителю не выгодно снижать цены на товары эластичного спроса из-за сокращения выручки.

 

3. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

В рыночной экономике целью производителей является получение максимальной прибыли. Поэтому предприниматели выбирают, какой производить товар, ориентируясь на спрос потребителей и возможность получения прибыли. Для увеличения прибыли на предприятиях применяют новые технологии, уменьшают издержки.

На объёмы производства влияют издержки. Если они возрастают, то предприятие сокращает объёмы производства. Если издержки сокращаются, то предложение увеличивается.

Основные понятия

Издержки – это затраты, которые несет фирма по организации производства и сбыта продукции.

Классификация издержек

1. Постоянные издержки (FC) – затраты, которые прямо не зависят от объема выпуска продукции и которые фирма несет даже при полной остановке производства.

2. Переменные издержки (VC) – затраты, которые прямо зависят от объема выпуска продукции и включают расходы на покупку сырья, энергии, производственных услуг и т.д.

3. Общие издержки (TC) – сумма постоянных и переменных издержек:

TC = FC + VC     (3.1)

4. Средние постоянные издержки (AFC) – постоянные затраты на единицу продукции, которую можно рассчитать по формуле:

 

AFC =

TFC

(3.2)

Q


 

 

5. Средние переменные издержки (AVC) – переменные затраты:

AVC =

TVC

(3.3)

Q


 

 

6. Средние общие издержки – общие затраты на единицу продукции:

AC = AFC + AVC      (3.4)

 

AC =

TC

(3.5)

Q


 

 

Эффект масштаба

Эффект масштаба – изменение издержек производства и показателей хозяйствования в связи с увеличением объема производства.

В зависимости от характера различают три эффекта масштаба:

1. Положительный

2. Отрицательный

3. Постоянный.

Положительный эффект – при увеличении объёмов производства снижаются издержки производства.

Отрицательный эффект – при увеличении объёмов производства издержки растут.

Постоянный эффект – издержки не изменяются.

Оптимальный размер предприятия – это когда полностью реализован положительный эффект масштаба, а издержки минимальные.

Примеры решения задач

Задача 1. Предприниматель производит свои изделия по цене 50 руб. Постоянные издержки 45 тыс. руб., а переменные изменяются в зависимости от роста объёма производства.

Таблица 3.1

Исходные данные производственных программ

Показатели

Формула, 
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

 

1

3

7

15

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

 

4

9

13

20

24


Определите, какой вариант производственной программы дает максимальную прибыль и минимальные средние издержки.

Решение:

Таблица 3.2

Определение эффективной производственной программы

Показатели

Формула,  
пояснения

Производственная программа

1

2

3

4

5

Кол-во (Q), тыс. шт.

 

1

3

7

15

26

Переменные издержки (VC), тыс. руб.

 

4

9

13

20

24

Постоянные издержки (FC), тыс. руб.

дано в условии

45

45

45

45

45

Общие издержки (ТС),  
тыс. руб.

ТС = FC + VC

49

54

58

65

69

Средние общие издержки (АС), руб.

АС = ТС : Q

49

18

8,3

4,3

2,6

Цена (Р), руб.

дано в условии

50

50

50

50

50

Выручка (TR), тыс. руб.

TR = P x Q

50

150

350

750

1300

Прибыль (П), тыс. руб.

П = ТR – ТС

1

96

292

685

1231

Информация о работе Решение задач по "Экономической теории"