Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа состояния денежно-кредитной политики определить, в чем заключается роль монетарной политики в государственном регулировании экономики.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность денежно-кредитной политики;
выявить различия кейнсианской и монетаристской теории денег;
изучить различные инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………...6
1.1Сущность денежно-кредитной политики государства………...6
1.2 Кейнсианская и монетаристская теории денег……………….12
1.3Инструменты денежно-кредитной политики …………………16
Глава 2 Особенности денежно-кредитной политики в условиях мирового финансового кризиса………………………………………………...28
2.1 Монетарная политика России. Антикризисные меры правительства России……………………………………………........................28
2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России…36
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики
России на перспективу……………………………………………………...…...42
Заключение………………………………………………………………..48
Список использованных источников……………………………………50

Файлы: 1 файл

Курс. работа Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

     Необходимо  отметить сильные и слабые стороны  использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия  на экономику страны в целом. В  пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк  и другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

     Но  существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

     Другой  негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в  следующем.  Скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

     Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег [9, стр. 310].

 

      1.2 Кейнсианская и монетаристская  теории денег 

     В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом.

     Среди экономистов ведутся споры, обусловленные  двумя различными подходами: кейнсианской теорией и монетаризмом. В чем  же суть этих разногласий? (табл.1).

     Таблица 1 – Основные положения кейнсианской и монетаристской теорий

     
Кейнсианский  подход Монетаристский  подход
Активное  вмешательство государства в  экономику;

Применение инструментов фискальной и  бюджетной политики;

Главной проблемой  в государственном регулировании  является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер.

Саморегулиремая экономика;

Применение инструментов денежно-кредитной политики;

Упор на деньгах. Представители этой школы считают, что связь между ВНП и денежной массой более прочная, нежели между инвестициями и ВНП.

 

     Кейнсианская  теория денег.

     Джон  Мейнард Кейнс и его последователи  полагали, что рыночная структура  экономики обладает внутренними "пороками", что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП, причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как, изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

     Основополагающим  кейнсианским уравнением является:

     ВНП=С+I+G+NX,                (1)

где С - потребительские расходы населения, I - инвестиции, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX - чистый экспорт.

     Кейнсианцы  считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной в период экономического кризиса, чем денежная политика.

     По  мнению кейнсианцев, скорость обращения  денег изменчива и непредсказуема. Кейнсианская позиция состоит в  том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. "Движутся" только деньги "для сделок", деньги - активы не участвуют в обороте. Следовательно, чем больше относительное значение денег, используемых для сделок, тем выше скорость денежного обращения.

     Расширение  денежного предложения понизит  процентную ставку. Коль скоро теперь становится менее накладно иметь  деньги в качестве активов, население  будет держать больше денежных активов  с нулевой скоростью обращения. Поэтому общая скорость денежного обращения падает.

     Итак, скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению  денег. Если это так, то стабильная связь  между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.

     Выше  было отмечено, что для борьбы с  инфляцией необходимо ограничить денежную массу.

     Кейнсианцы  придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного  предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.

     На  самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении  товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции.

     Если  же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы  увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать.

     Кейнсианцы  считают, что главной проблемой  в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер. 

     Монетаристский  подход.

     На 70-е годы приходится кризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист.

     Монетаристы считают, что рыночная экономика  является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие  неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму.

     Монетаризм  делает упор на деньгах. Представители  этой школы считают, что связь  между ВНП и денежной массой более  прочная, нежели между инвестициями и ВНП. Такой вывод делается из уравнения И.Фишера:

     М*Y = P*G,                 (2)

где M - денежная масса, Y - скорость денежного обращения, Р - индекс цен, G - количество товаров. Ведь если посчитать, что ВНП=P*G, а Y стабильна (или ее изменения предсказуемы), то ВНП напрямую зависит от массы денег, находящихся в обращении.

     В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях.

     Формирование  в нашей стране рыночных отношений  объективно предопределяет овладение  всем спектром механизмов экономического регулирования. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты [23, с. 225]. 

 

      1.3 Инструменты денежно-кредитной  политики 

       К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений. 

       

 

  

 
 
 
 

     Схема 1 – Инструменты денежно-кредитной  политики 

     1) Рефинансирование коммерческих банков.

     Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный  банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как, правило, векселя).

     Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

     Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

     Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

     Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить  необходимые коррективы в свою деятельность.

     Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

     Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в  качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

Информация о работе Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики