Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа состояния денежно-кредитной политики определить, в чем заключается роль монетарной политики в государственном регулировании экономики.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность денежно-кредитной политики;
выявить различия кейнсианской и монетаристской теории денег;
изучить различные инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………...6
1.1Сущность денежно-кредитной политики государства………...6
1.2 Кейнсианская и монетаристская теории денег……………….12
1.3Инструменты денежно-кредитной политики …………………16
Глава 2 Особенности денежно-кредитной политики в условиях мирового финансового кризиса………………………………………………...28
2.1 Монетарная политика России. Антикризисные меры правительства России……………………………………………........................28
2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России…36
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики
России на перспективу……………………………………………………...…...42
Заключение………………………………………………………………..48
Список использованных источников……………………………………50

Файлы: 1 файл

Курс. работа Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

     Следует также реализовать селективные  меры по борьбе с инфляцией:

     1) замещение займов корпораций  кредитами Банка развития за счет увеличения его уставного капитала и эмиссии им облигаций под госгарантии;

     2) ужесточение антимонопольного регулирования  и других немонетарных мер  антиинфляционной политики;

     3) широкомасштабные бюджетные инвестиции  в развитие высокотехнологичного сектора, инноваций, инфраструктуры и сектора общественных услуг, что повысит эффективность экономики.

     Для этого надо создать систему институтов бюджетной поддержки и кредитного стимулирования высокотехнологичных  секторов экономики и инновационно активных предприятий, включая корпорации развития. Она должна состоять из: 1) различных налоговых льгот; 2) прямых субсидий на производство продукции; 3) субсидирования бюджетом фондов заработной платы (в части, облагаемой социальным налогом); 4) субсидирования бюджетом процентных ставок по привлекаемым от российских банков инвестиционным кредитам для реализации инвестпроектов, одобренных правительством (о расширении масштабов применения данного инструмента господдержки было объявлено 21 октября 2008 г.; важно, чтобы это не стало временной мерой).

     Кроме того, необходимо обеспечить субсидирование процентов по кредитам приоритетным секторам экономики, создать систему  кредитования и страхования высокотехнологичного экспорта. Причем надо предоставлять  долгосрочные кредиты в масштабах, на порядок больших, чем сейчас. Нужны госгарантии по кредитам, привлекаемым высокотехнологичными и инновационно активными предприятиями, при этом список таких кредитов и облигаций, утвержденных правительством, должен гарантировать их прием ЦБ в качестве залога при выдаче рефинансовых кредитов. Те из вышеперечисленных мер, которые запрещены нормами ВТО, следует принимать с оговоркой, что они действуют до вступления России в эту организацию. Объем бюджетной поддержки сельского хозяйства и других отраслей, уже заявленный в ходе переговоров, необходимо использовать на практике, в первую очередь для субсидирования процентных ставок.

     Кризисы на российском фондовом рынке в 2008 г. показали, насколько еще уязвима  экономика России к внешним шокам. Существует опасность, что, как и в случае с нехваткой ликвидности в 2007 г., ЦБ и Минфин России ограничатся экстренными, временными вливаниями ликвидности в экономику, не меняя, по сути, макроэкономическую политику. Это видно и из текста проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на 2009—2011 гг., опубликованного как раз перед крахом фондового рынка в сентябре—октябре 2008 г.7 Однако уже ясно, что борьба с инфляцией преимущественно макроэкономическими методами в сложившихся условиях невозможна. При проведении монетарной политики нужен системно-структурный подход. Снижение инфляции должно рассматриваться не как предварительное условие экономического подъема и развития высоких технологий, а как результат постоянных усилий всех органов госуправления по стимулированию развития экономики и НТП. Государство должно использовать весь спектр инструментов регулирования, чтобы повысить эффективность экономики, обеспечивая параллельно и снижение «инфляции издержек», и ускорение экономического развития на высокотехнологичной, инновационной основе8 [22].

 

      2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России 

     В последние годы денежно-кредитная  политика Банка России в целом  характеризовалась недостатком  системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствий системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности денежно-кредитной политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.

     Важно учитывать, что реакция конкретных объектов денежно-кредитной политики на действия монетарных властей не одинакова при разном сочетании макроэкономических факторов, при изменяющейся динамике внешнеэкономических условий. Поэтому выбор в качестве приоритетного конкретного объекта денежно-кредитной политики должен осуществляться на основе анализа всего комплекса макроэкономических условий. В мировой практике к целям денежно-кредитной политики традиционно относится обеспечение основных показателей макроэкономической устойчивости - экономического роста, занятости, ценовой стабильности, высокой конъюнктуры финансового рынка. В этой связи надо отличать цели денежно-кредитной политики от целевых показателей ее реализации. Последние включают: денежные агрегаты; размеры колебаний процентной ставки; темпы инфляции; уровень поддержки валютного курса.

     Для эффективного функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в российской экономике необходимо выявить его каналы, что должно основываться на эконометрическом анализе широкого круга показателей. Например, использование процентной ставки в зависимости от особенностей экономики конкретной страны может повлиять на разные экономические индикаторы. Ее рост способен привести к увеличению товарных запасов вследствие удорожания потребительского кредита. Очевидно, подобная ситуация реальна для экономики с развитой кредитной системой. Но изменение процентной ставки может также сказаться на объемах кредитования реального сектора и, кроме того, обусловить снижение денежного мультипликатора с соответствующим изменением динамики денежных агрегатов. Поэтому определение конкретных каналов трансмиссионного механизма должно основываться на изучении особенностей российской экономики.

     Банк  России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность денежно-кредитной политики, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента денежно-кредитной политики применяется краткосрочная процентная ставка.

     Таким образом, стремление центрального банка оказать на хозяйствующих субъектов психологическое воздействие и побудить их рассчитывать инвестиционные проекты с учетом последующего снижения инфляции основывается на регулировании "цены" денег. Иными словами, инфляционное таргетирование не базируется на объективных взаимозависимостях между макроэкономическими показателями. Его основой выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период. Соответственно возможность их изменения не учитывается центральными банками, объявившими о переходе к таргетированию инфляции.

     Нужно отметить, что страны, использующие инфляционное таргетирование (Австрия, Великобритания, Канада, Швеция), добились в 1990-е годы таких же результатов в снижении роста цен, какие были достигнуты странами, не опиравшимися на данный вариант денежно-кредитной политики (США, страны еврозоны, Япония). Инфляционное таргетирование не применяется ни в одной из стран с недиверсифицированным экспортом. Это, скорее всего, связано с низкой степенью прогнозируемости макроэкономической ситуации в них, а также со значительными колебаниями конъюнктуры мировых товарных рынков.

     Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте для ослабления воздействия внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2009-2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной.

     Банком  России также продекларирована задача превращения процентной ставки в  главный инструмент денежно-кредитной политики. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок.

     Предполагается, что активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию. Банку России следует широко использовать мировой опыт проведения процентной политики, в частности систему регулирования разновременных процентных ставок по: операциям рефинансирования (main refinancing operations); долгосрочным операциям рефинансирования (longer-term refinancing operations); операциям тонкой настройки (fine-tuning operations); операциям, связанным со структурными преобразованиями (structural operations); операциям льготного кредитования (marginal lending facility).

     Обязательным  условием обеспечения сбалансированности спроса и предложения денег является наличие обоснованной методики оценки спроса на них. В начале 1990-х годов  при его оценке в российской экономике  была допущена системная ошибка, состоявшая в том, что спрос на деньги определялся на основе динамики ВВП. Соответственно при падении этого показателя была реализована политика сжатия денежного предложения, которая привела к росту процентной ставки и огромному бюджетному дефициту в результате неспособности предприятий выплачивать налоги в денежной форме при тотальной бартеризации экономики. Но следовало учитывать, что именно в указанный период увеличивались объемы посреднических операций, развивался фондовый рынок, а также рынки земли и недвижимости. В таких условиях падение ВВП сопровождалось ростом объема сделок в экономике. Поэтому спрос на деньги не падал, а, наоборот, возрастал.

     Оценка  текущего спроса на деньги по показателю оборота платежной системы, адекватному  объему сделок в экономике, способна, на наш взгляд, правильно отразить потребности хозяйствующих субъектов в деньгах. В последние восемь лет темпы роста платежного оборота в России опережали темпы роста реального ВВП почти в семь раз. Использование рациональной методики оценки спроса на деньги на основе показателя динамики объема сделок (платежного оборота) позволит проводить эффективную и обоснованную денежно-кредитную политику и избежать ошибок 1990-х годов, имевших катастрофические последствия для российской экономики.

     Накопление  Банком России значительных международных  резервов и перспективы их последующего роста в случае высокой конъюнктуры  мирового рынка энергоносителей  создают возможность сформировать в России международный финансовый центр как инструмент повышения эффективности инвестирования этих резервов через российские финансовые институты, минуя иностранных посредников. В этой связи должны быть реализованы следующие мероприятия: развитие крупных банковских холдингов (при активном участии государства) и реструктуризация большинства коммерческих банков в иные формы деятельности, в том числе учреждения кредитной кооперации; формирование крупной фондовой биржи с единым депозитарием; развитие национального рынка золота (платины и алмазов) с котировками в рублях; принятие транспарентного законодательства в сфере регулирования финансового рынка (фондового, банковского, страхового и пенсионных накоплений); внедрение практики кредитования иностранных государств, в том числе участников СНГ и стран Восточной Европы, в рублях; стимулирование перехода государственных компаний на расчеты в рублях при экспортных поставках.

     Эффективное управление международными резервами  должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При  этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски. Инвестирование в 2007 г. значительного объема резервов Банка России в облигации компаний с недиверсифицированным бизнесом - американские ипотечные агентства Fannie Мае и Freddie Mac, позднее в ходе кризиса фактически национализированные, - предопределило высокий риск таких вложений, создало ситуацию неопределенности в отношении сохранности инвестированных средств.

     В сентябре-октябре 2008 г. в условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности и создало бы риск перекредитования финансового сектора9.

 

      2.3 Принципы денежно-кредитной политики России 

     В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей.

Информация о работе Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики