Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа состояния денежно-кредитной политики определить, в чем заключается роль монетарной политики в государственном регулировании экономики.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность денежно-кредитной политики;
выявить различия кейнсианской и монетаристской теории денег;
изучить различные инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………...6
1.1Сущность денежно-кредитной политики государства………...6
1.2 Кейнсианская и монетаристская теории денег……………….12
1.3Инструменты денежно-кредитной политики …………………16
Глава 2 Особенности денежно-кредитной политики в условиях мирового финансового кризиса………………………………………………...28
2.1 Монетарная политика России. Антикризисные меры правительства России……………………………………………........................28
2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России…36
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики
России на перспективу……………………………………………………...…...42
Заключение………………………………………………………………..48
Список использованных источников……………………………………50

Файлы: 1 файл

Курс. работа Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

     При нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

     Кроме основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также  иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

     Чтобы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом "маржу", т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский  кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный  вклад в центральный банк при  покупке кредитной карточки.

     Государство в лице Центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

     Серьезным инструментом являются распространяемые слухи. Хотя это и незаконно, но ведь, сколько всего незаконного можно сделать в стране с нестабильной внутренней обстановкой. Сколько раз мы были свидетелями подобных явлений. Ходили слухи о грядущей реформе, обмене денег, повышении цен, замораживании вкладов, о письмах, якобы разосланных банкам. Несомненно, такие слухи влияли на денежное предложение: люди старались избавиться от рублей, долларов или денег вообще, "превратив" их в товары.

     Таким образом, денежно-кредитная политика играет важную роль в государственном регулировании экономики. Инструменты денежно-кредитной политики позволяют изменить денежную массу, тем самым снизить инфляцию в стране, а также позволяют поддерживать курс национальной валюты на нужном уровне. Во второй главе будут рассмотрены практические методы использования инструментов денежно-кредитной политики России в государственном регулировании экономики, а также основные направления денежно-кредитной политики России в перспективе.

 

      Глава 2  Особенности денежно-кредитной политики в условиях мирового финансового кризиса 

     2.1 Монетарная политика России. Антикризисные меры правительства России 

     Главной задачей макроэкономической политики при этом считается обеспечение  макроэкономической стабильности, включая подавление инфляции. Структурные факторы развития экономики, равно как и социально-экономические последствия структурных деформаций, возникающих при «шокотерапии» или «стерилизационной» монетарной политике, в должной мере не учитываются. Тем не менее, даже в рамках этого подхода имеются большие возможности для проведения стимулирующей монетарной политики (см. табл. 3).

     Во-первых, денежную базу можно уменьшить примерно на 3,5 трлн. руб., снизив внешние заимствования  госкомпаний путем предоставления им кредитов за счет средств Резервного фонда4. Макроэкономический эффект этой меры тот же, что и погашения внешнего госдолга5.

     Во-вторых, ЦБ должен кардинально увеличить  объемы привлечения средств банков на депозиты, повысив ставки до уровня соответствующих ставок по операциям рефинансирования за вычетом небольшой маржи. Стерилизуя денежную эмиссию с помощью депозитных операций, можно уменьшить объем «замороженных» средств бюджета на счетах в ЦБ. На соответствующую величину можно увеличить инвестиционные расходы бюджета. Они пройдут через денежный оборот и, в свою очередь, будут стерилизованы с помощью депозитных операций ЦБ.

Таблица 3 - Комплекс мер стимулирующей монетарной политики на основе макроэкономическо-рестриктивного методологического подхода

    Комплекс мер  стимулирующей монетарной политики на основе макроэкономическо-рестриктивного методологического подхода:
  • Уменьшить денежную базу на 3.5 трлн. руб., заместив внешние долги госкомпаний бюджетными кредитами
  • Увеличить объемы средств банков на депозитах в ЦБ, повысив процентные ставки до уровня ставки рефинансирования
  • Соответственно уменьшить объем бюджетных средств, «замороженных» на счетах в ЦБ, и увеличить инвестиционные расходы бюджета
  • Постепенно девальвировать рубль, снизив «валютную, денежную массу на 2 трлн. руб.
  • Расширить объем рефинансирования банков на несколько трлн. руб.
  • Снизить ставку рефинансирования до 4-6%
  • Расширить Ломбардный список ЦБ и совокупность конечных заемщиков
  • Предоставлять беззалоговые кредиты ЦБ банкам (в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных вкладах граждан)
  • Освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию, чтобы не было двойного обременения
  • Снизить или компенсировать вмененные издержки банков; платить проценты по средствам коммерческих банков в ФОРе и на корсчетах в ЦБ
  • Компенсировать убытки ЦБ за счет доходов бюджета, в том числе полученных от использования средств, в настоящее время «замороженных» на счетах в ЦБ.
 

     В-третьих, необходимо начать постепенную девальвацию рубля. Умеренно девальвируя рубль и снизив все ставки рефинансирования, ЦБ «вытолкнет» часть краткосрочного капитала, привлеченного частными компаниями, обратно за рубеж. Заместив даже половину внешней задолженности частных банков и небанковских компаний (без учета долговых обязательств перед прямыми инвесторами) в 298,5 млрд. долл. на 1 июля 2008 г. рефинансовыми кредитами, ЦБ может снизить «валютную» денежную массу еще более чем на 3,5 трлн. руб. Международные резервы при этом останутся на уровне, превышающем объем трехмесячного импорта. Большего при положительном торговом балансе и не надо. Если же он станет отрицательным, девальвация тем более будет необходима.

     Указанные меры приведут к оттоку капитала и  деэмиссии 7 трлн. руб. Ее придется компенсировать расширением рефинансирования банков и снижением ставки рефинансирования. Поэтому, в-четвертых, надо отменить проведенные ЦБ повышения ставки рефинансирования, а также сделать снижение нормативов обязательных резервов постоянным (в части обязательств перед резидентами), ведь руководство ЦБ уже признало существование кризиса ликвидности в банковском секторе6. Банк России должен снизить и все другие рефинансовые ставки до уровня ставок по депозитным операциям с небольшой маржой. Ставки ЦБ по ломбардным кредитам, репо, «овернайт» и прочие должны быть в диапазоне от 4 до 6%.

     При этом следует кардинально расширить  Ломбардный список ЦБ, другие подобные перечни ценных бумаг и требований банков к нефинансовым предприятиям, а также круг российских эмитентов, обязательства которых могут служить обеспечением кредитов ЦБ. Нужно также при предоставлении рефинансовых кредитов отказаться от использования рейтингов зарубежных агентств. Кроме того, ЦБ должен включать в указанные перечни ценные бумаги госкомпаний и других российских предприятий по списку, утверждаемому правительством.

     Необходимо  предоставлять беззалоговые кредиты  ЦБ банкам в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных  вкладах граждан. Это позволит повысить депозитные процентные ставки и привлечь в банковскую систему сбережения населения. Если мы по политическим соображениям не можем законодательно обеспечить безвозвратность вкладов на оговоренный в договоре срок, то тогда государство должно прийти на помощь в деле создания «длинных» пассивов. Объем кредитов ЦБ при этом не должен превышать сумму долгосрочных кредитов, выданных банком платежеспособным российским предприятиям реального сектора экономики и гражданам России.

     Следует освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию. Все прочие вклады граждан и средства предприятий на расчетных счетах нужно освободить от резервирования в определенных пределах (до 1 млрд. руб. на все отделения и филиалы банка в данном регионе). Необходимо снизить или компенсировать вмененные издержки банков, чтобы снизить банковскую маржу. Для этого ЦБ должен начать платить проценты по средствам коммерческих банков в ФОРе и на корсчетах в ЦБ.

     Предлагаемые  меры обусловят возникновение значительных убытков ЦБ, которые придется компенсировать бюджету. Однако величина ежегодно необходимых дотаций Банку России на порядок меньше объема «замороженных» на счетах в ЦБ бюджетных средств. А бюджетные инвестиции (благодаря мультипликации общественного спроса в межотраслевой системе) приведут к дополнительному увеличению объема производства ВВП, росту спроса на деньги, возврату большой части госрасходов в бюджет в виде налогов и другим известным эффектам. Последнее означает, что через налоговую систему бюджетные расходы частично автоматически стерилизуются.

     Максимально широкие возможности совершенствования  монетарной политики возникают при  использовании более общего методологического  подхода к проведению социально-экономической  политики — системно-структурного. Он основан на применении многопродуктовых, многорегиональных, межотраслевых, динамических, вероятностных моделей экономики с отражением интересов и поведения экономических агентов, особенностей развития институциональных, организационных, отраслевых, технологических, пространственно-региональных и социальных подсистем экономики. При этом соответствующие структурные факторы развития экономики учитываются в наибольшей степени. Такой подход позволяет расширить спектр инструментов монетарной политики и дифференцировать их применение в отношении различных отраслевых, региональных и институциональных подсистем (см. табл. 4).

Таблица 4 - Комплекс мер стимулирующей монетарной политики на основе системно-структурного методологического подхода

Комплекс  мер стимулирующей монетарной политики на основе системно-структурного методологического подхода
  • Увеличить капитал банковской системы, создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли
  • Установить прогрессивный налог на прибыль с минимальной ставкой в 10%, применяемой при определенном размере прибыли банка и каждого его филиала в других регионах
  • Создать систему региональных преференциальных коэффициентов для экономических нормативов
  • Заместить иностранные «длинные» пассивы банков и корпораций другими источниками. ЦБ должен предоставлять банкам долгосрочные ре финансовые кредиты под залог требований банков к предприятиям торгуемого сектора за счет собственного капитала. Перечень таких предприятий и лимиты приема их ценных бумаг в залоговые пулы должны устанавливаться правительством
  • ЦБ должен выполнять свою основную роль - кредитора последней инстанции и обеспечивать рефинансирование избирательно, отдавая приоритет предприятиям, отобранным по принципу их вклада в экономическое развитие
  • Минфин должен размещать в банках депозиты пропорционально привлеченным банком срочным вкладам граждан
 

     Во-первых, необходимо серьезно повысить капитализацию  банковской системы. Для увеличения собственного капитала банков, кроме  предоставления субординированных кредитов, надо снять надуманные ограничения по формированию их капиталов акциями предприятий, землей; разрешить включать в капитал средства от переоценки имущества ежегодно, а не через три года; прекратить уменьшение капитала на величину вкладов в акции дочерних российских банков; разрешить вкладывать капитал в независимые банки без его уменьшения. Нужно создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли. Налог на прибыль должен быть прогрессивным, с минимальной ставкой в 10%. Кроме того, надо разработать систему региональных преференциальных коэффициентов для экономических нормативов.

     Главное внимание следует обратить на замещение  иностранных «длинных» пассивов банков и корпораций другими источниками. Наряду с предоставлением банкам субординированных кредитов на срок до 10 лет Центробанк может и должен предоставлять им долгосрочные рефинансовые кредиты под залог требований к предприятиям торгуемого сектора. Перечень таких предприятий и лимиты приема их ценных бумаг в залоговые пулы должно устанавливать правительство, исходя из приоритетности развития данных производств и предприятий. Для создания института рефинансовых кредитов на срок в несколько лет нужно увеличить уставный капитал ЦБ.

     Таким образом, ЦБ должен не только выполнять свою основную роль — кредитора последней инстанции, как это делают ЕЦБ и ФРС, но и обеспечить рефинансирование избирательно, с приоритетностью для предприятий, отобранных по принципу не только кредитоспособности, но и их вклада в экономическое развитие. Для регулирования общего объема кредитов ЦБ можно предложить метод ограничения объема рефинансового кредита определенной долей рыночной стоимости залога (залогового пула) на момент предоставления кредита без установления маржинальных требований.

     Минфин  должен размещать в банках депозиты пропорционально привлеченным срочным  вкладам граждан. Иными словами, вместо размещения средств в банках на платной основе следует предоставлять  им долгосрочные беспроцентные бюджетные  кредиты в зависимости от суммы средств на долгосрочных вкладах граждан. Это позволит решить проблему «спасения» сбережений российских граждан от инфляционного обесценения и удешевить ресурсную базу банков. Разумеется, такие бесплатные кредитные ресурсы нужно использовать только для кредитования производственно-транспортных предприятий, входящих в перечень компаний, имеющих право на получение льготных кредитов. Он должен утверждаться правительством, исходя из необходимости развития экспорта высокотехнологичной продукции и продукции торгуемого сектора в целом. Экспорт сырья, импорт товаров и их перепродажа могут осуществляться на чисто коммерческой основе.

Информация о работе Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики