Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе анализа состояния денежно-кредитной политики определить, в чем заключается роль монетарной политики в государственном регулировании экономики.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность денежно-кредитной политики;
выявить различия кейнсианской и монетаристской теории денег;
изучить различные инструменты денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………...6
1.1Сущность денежно-кредитной политики государства………...6
1.2 Кейнсианская и монетаристская теории денег……………….12
1.3Инструменты денежно-кредитной политики …………………16
Глава 2 Особенности денежно-кредитной политики в условиях мирового финансового кризиса………………………………………………...28
2.1 Монетарная политика России. Антикризисные меры правительства России……………………………………………........................28
2.2 Особенности денежно-кредитной политики Банка России…36
2.3 Основные направления денежно-кредитной политики
России на перспективу……………………………………………………...…...42
Заключение………………………………………………………………..48
Список использованных источников……………………………………50

Файлы: 1 файл

Курс. работа Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

     Объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

     Банк  России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).

     Банк  России намерен в указанный период в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее  время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

     Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.

     Однако  решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.

     Ускорение инфляции, а также ожидаемые в  предстоящий период внешние и  внутренние макроэкономические условия  подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

     Банк  России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.

     Режим свободно плавающего валютного курса  необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

     При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита.

     Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

     Ожидаемое сокращение валютных интервенций может  существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов  денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.

     Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся  в его распоряжении инструменты  денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

     Процентная  политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и  динамики инфляции. Важной задачей  процентной политики будет постепенное  сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка  России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.

     Основным  фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

     Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

     В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов.

     В целях снижения негативного влияния  международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки  России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора.

     В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

     Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут  приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

     Особое  значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер10.

     Все сказанное позволяет сделает вывод, что при проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований. 

 

      Заключение 

     Таким образом, денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

     С помощью инструментов денежно-кредитной  политики можно изменять денежную массу, тем самым сокращая уровень инфляции, а также поддерживать национальную валюту на необходимом уровне.

     Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

     Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

     Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком, экономика не может эффективно функционировать.

     Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

     Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная.

     Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через Центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы.

     Цель  данной работы была достигнута. Денежно-кредитная  политика изучена, и определена роль государства в регулировании  экономики, посредством инструментов денежно-кредитной политики. Достижению данной цели способствовало решение задач, каждая из которых была рассмотрена в отдельном пункте данной курсовой работы.

 

Список  использованных источников 

     
  1. Федеральный закон "О Центральном банке  РФ (Банке России)".
  2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".
  3. Алимова Т. Д. Банковская система РФ: проблемы становления // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. - 4. с. 14.
  4. Антонов Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки / - М.: АО Финстатинформ, 2006. 216 с.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2006.
  6. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. С-Пб.: СпецЛит, 2006.
  7. Березина М. П., Крупнов Ю. С. Становление небанковских кредитно-финансовых институтов и их депозиты / - М.: Финансы, 2006. - 117 с.
  8. Гончаров Д.. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2007, 1, стр. 52.
  9. Государственное регулирование рыночной экономики:/Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В.И. – общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 832 с.

Информация о работе Роль денежно-кредитной политики в регулировании экономики