Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа
Учитывая важность вышесказанного, целью данной курсовой работы является анализ роли государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства. В связи с этим, необходимо определить основные направления государственного регулирования в сельском хозяйстве и рассмотреть их влияние на повышение устойчивости фермерского хозяйства, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие государства на формирование и развитие фермерства.
Введение 2
1. Фермерское хозяйство и его устойчивость. 4
1.1. Сущность фермерского хозяйства. 4
1.2. Понятие устойчивости фермерских хозяйств. 12
2. Методы государственного обеспечения устойчивости фермерского хозяйства. 22
2.1. Решение земельного вопроса. 22
2.2. Кредиты, субсидирование процентной ставки по кредитам. 26
2.3. Поддержка лизинга. 31
Заключение 36
Список литературы: 38
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Оглавление
Аграрная политика является важнейшей ключевой составляющей общей социально-экономической политики государства, а сельское хозяйство – стратегической отраслью экономики большинства государств. Сельское хозяйство занимает особое место не только в агропромышленном комплексе России, но и среди всех отраслей экономики. Спрос населения на товары народного потребления почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. От деятельности сельскохозяйственных предприятий, и фермерских хозяйств в том числе, зависит будущее национального агропромышленного комплекса России. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.1
В последнее время становится все более очевидным, что устойчивое развитие и страны, и ее регионов достижимо только при устойчивости таких их структурных элементов, как отрасли, предприятия и организации. Устойчивость каждого отдельного предприятия позволяет всей хозяйственной системе страны не только сохранить ее потенциал, но и обеспечить ее качественный подъем и выход на международные рынки с новыми конкурентоспособными товарами.
Фермерское хозяйство не способно само по себе перейти на путь устойчивого развития. Это приводит к выводу о необходимости обязательного государственного регулирования и поддержки устойчивого воспроизводства и развития агропромышленного комплекса, в том числе фермерских хозяйств.
Решение задач обеспечения устойчивого функционирования фермерских хозяйств приобретает на современном этапе все большую актуальность, так как позитивная динамика развития экономики России без этого невозможна.
Учитывая
важность вышесказанного, целью данной
курсовой работы является анализ роли
государства в обеспечении
Данная курсовая работа состоит из двух глав, пяти параграфов, введения и заключения. В первой главе рассматриваются понятия фермерского хозяйства и его устойчивости. Во второй главе исследуются методы государственного обеспечения устойчивости фермерских хозяйств. Для написания курсовой работы были использованы статьи из периодических изданий, учебники по экономике сельского хозяйства, труды ученых и исследователей сельского хозяйства, а также интернет ресурсы.
Современная аграрная политика государства предусматривает развитие в сельском хозяйстве предприятий с различной формой собственности, в том числе фермерских хозяйств. Фермерские хозяйства сегодня являются органической частью агропромышленного комплекса Российской Федерации, и их роль в решении продовольственной проблемы страны с каждым годом возрастает.
Фермерство в России имеет свою историю, условно ее можно поделить на два этапа: до 1917 года и после 1990 года.
История развития фермерства в России начинается с реформ П.А. Столыпина 1907–1908 гг. Именно с этого времени, по сути, крепкие крестьянские хозяйства становятся массовым явлением. Однако, реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю Столыпину удалось лишь частично. Несмотря на ряд сдвигов в положительную сторону (производство зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых), решить главную проблему – сделать Россию страной фермеров – не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, что, в частности, предопределило развитие событий в 1917 году.2
Второй этап истории фермерства начинается с принятием в РСФСР закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в 1990 году. Этот закон юридически оформил фермерские хозяйства в России. В этот же период начинает разворачиваться аграрная реформа.
Началом аграрной реформы 1990–1991 гг. послужило принятие ряда основополагающих документов, касающихся фермерских хозяйств: законов РСФСР «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», указов Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и др3.
Реформа предусматривала цель сформировать многоукладную сельскую экономику, воссоздать институт частной собственности на землю, и на этой основе заменить административные методы хозяйствования экономическими, основанными на законах рынка, создать на селе условия для предпринимательской деятельности и конкуренции.
К концу 90-х годов XX века, реформа принесла в аграрный сектор существенные изменения – сформировался частный сектор. Специализация крестьянских (фермерских) хозяйств складывалась при производстве наиболее рентабельных сельскохозяйственных культур: зерна, масличных, сахарной свеклы. В ходе аграрной реформы фермерские хозяйства приобрели полную экономическую самостоятельность, однако их возможности в повышении производительности труда, организации высокоэффективного производства сельскохозяйственной продукции долгое время оставались невостребованными из-за нерешенных проблем, таких как острый недостаток финансовых средств, несвоевременность расчетов государства за продукцию, жесткий кредитный и налоговый прессинг. Наибольшее число крестьянских хозяйств в России было в начале 1996 г. – 280,1 тыс. с площадью земли 12 млн га. Однако многие хозяйства были малоземельными, слабо технически оснащенными, низкодоходными, поэтому они стали укрупняться, а некоторые ликвидировались. В условиях экономического кризиса государство не смогло оказать существенную поддержку крестьянским хозяйствам, их обустройству, в результате процесс создания новых крестьянских хозяйств замедлился. На начало 2006 г. их насчитывалось 257,4 тыс. площадью 19,4 млн га. Средний размер крестьянского хозяйства составляет 74 га (в 1996 г. – 43 га). В 2005 г. крестьянские хозяйства России произвели 6% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 18,3% зерна, 26,6% семян подсолнечника, 10,4% сахарной свеклы.4 Животноводство в крестьянских хозяйствах развито слабо, а урожайность возделываемых культур ниже, чем на сельскохозяйственных предприятиях. Улучшение материально-технической оснащенности, концентрация производства, существенная государственная экономическая поддержка – важные направления повышения эффективности работы крестьянских хозяйств, роста их доходности.
Итак, производство
фермерской продукции, несмотря на сложные
экономические условия в
За 2010 г. число фермерских хозяйств в России возросло на 12,4 тыс. и на начало 2011 г. зарегистрировано 304 тыс. КФХ, в то время как в 2007 г. их было 255445 единиц. Валовый сбор зерновых за 10 лет увеличился в 4 раза, овощей в 5 раз, растет и поголовье скота. Удельный вес КФХ в 2010 г. составил – 21,8%, подсолнечника – 26,4%, сахарной свеклы – 10,8%, овощей – 11,4%, мяса скота и птицы – 2,3%, молока – 4,6%. На 2011 г. площади земель, обрабатываемых фермерами, составляют около 30 млн. га.6
На 01.01.2010 г. с/х угодья Томской области – 1371160 га, что составляет 4,36% от общей площади земель области, земли с/х назначения – 2021429 га, 6,43%. Залежь 1273 га.
По итогам 2010 года доля сельскохозяйственной продукции произведенной малыми формами хозяйствования в Томской области составила 52%. В 2010 году в Томской области насчитывалось 125 тыс. ЛПХ, 1830 - КФХ и ИП. При этом более 70% КФХ занимаются животноводством. В целом малыми формами хозяйствования обрабатывают 15,4% посевных площадей Томской области, содержат 47% поголовья КРС, в том числе 51% поголовья коров.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в КФХ. Это происходит за счет укрупнения действующих КФХ и создания новых хозяйств. По России рост средней площади обрабатываемой земли увеличился в 2,5 раза - с 42,5 га в 1995 г. до 104,6 га. Кроме этого, растет техническая оснащенность КФХ, совершенствуются используемые технологии. В результате за 2000 - 2010 годы объем производства молока в КФХ увеличился в 2,4 раза, мяса – 2,3 раза. Доля малых форм хозяйствования в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции Томской области в 2010 году составила: по производству мяса - 24%, молока – 45,4%, овощей – 71,1% и картофеля – 93,4%.7
В настоящее время крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.8
Из этого
определения видно, что в законодательстве
нет разграничений между
Фермерские хозяйства, наоборот, изначально создавались для работы на рынок, осуществление крупного товарного производства. Они не могут обходиться без найма рабочей силы (как правило, на постоянной основе) широкого использования современных средств механизации.
Главный отличительный признак крестьянских хозяйств от фермерских – это потребительский, а не товарный характер производства, в то время как фермер – это прежде всего предприниматель – товаропроизводитель сельскохозяйственной продукции.9
В развитых странах основной формой сельскохозяйственного предприятия сегодня является семейное фермерское хозяйство. В большинстве развивающихся стран сельское хозяйство ведется преимущественно в крестьянских хозяйствах. По мнению Серовой Е.В.10, разница между этими двумя видами семейных хозяйств большая, но она преимущественно лежит в области социальной антропологии. Крестьяне представляют собой более раздробленный, изолированный социальный слой со своими отличными от остального общества культурными ценностями. Иногда говорят о политэкономическом аспекте крестьянства, его подчиненности внешним социально-политическим силам. Еще одной отличительной чертой крестьянства является то, что оно функционирует в условиях неразвитых, несовершенных рынков факторов производства сельскохозяйственной продукции.
Рассмотрением
крестьянского (фермерского) хозяйства
как формы семейно-трудовых отношений занимался один
из наиболее известных российских авторов
— А.В. Чаянов. Он считал, что задачей крестьянского
трудового хозяйства является доставление
средств существования хозяйствующей
семье путем наиболее полного использования
имеющихся в ее распоряжении средств производства
и рабочей силы самой семьи.11 Объем производства и его дальнейшее
развитие напрямую зависит от потребностей
членов семьи. А.В. Чаянов отмечал, что
личное крестьянское производство является
более устойчивым к неблагоприятным изменениям
социальной среды. Подобное мнение об
устойчивости крестьянских хозяйств к
неблагоприятным периодам экономики так
же высказывал Ю.С. Баландин, считая, эффективное
ведение крестьянского хозяйства полностью
влияет на благополучие семьи. Ответственность
за ведение хозяйства — это ответственность
за будущее семьи, следовательно, оно обладает
более высоким запасом прочности, гибкостью
и адаптивностью к кризисным ситуациям
внешней среды12.
По Х. Фридману, понятие «фермерское хозяйство»
неприменимо к семейным трудовым хозяйствам
без высоко развитых рынков рабочей силы,
земельных прав, денег и рынков товаров13. Можно согласиться с данной
точкой зрения, однако, хотелось бы заметить,
что и семейные крестьянские хозяйства
не могут существовать без наличия имущественного
потенциала, материальных средств, достаточно
развитых, квалифицированных работников
и производственных фондов.
Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства