Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа
Учитывая важность вышесказанного, целью данной курсовой работы является анализ роли государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства. В связи с этим, необходимо определить основные направления государственного регулирования в сельском хозяйстве и рассмотреть их влияние на повышение устойчивости фермерского хозяйства, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие государства на формирование и развитие фермерства.
Введение 2
1. Фермерское хозяйство и его устойчивость. 4
1.1. Сущность фермерского хозяйства. 4
1.2. Понятие устойчивости фермерских хозяйств. 12
2. Методы государственного обеспечения устойчивости фермерского хозяйства. 22
2.1. Решение земельного вопроса. 22
2.2. Кредиты, субсидирование процентной ставки по кредитам. 26
2.3. Поддержка лизинга. 31
Заключение 36
Список литературы: 38
Без решения проблемы регулирования устойчивости, невозможна и максимизация потенциала национальной экономики. Сохранение устойчивости необходимо для любой национальной экономики, несмотря на разные режимы воспроизводства и темпы развития. Устойчивость – это условие сбалансированности экономики и эффективного регулирования экономическими процессами.
Устойчивость экономического развития - это такое состояние сбалансированности внешних и внутренних факторов национальной экономики, которые обеспечивают непрерывный рост и повышение ее параметров вместе с выявлением и своевременным предотвращением негативных последствий экономической активности в будущем.
Устойчивое развитие крестьянских (фермерских) хозяйств определяется тесно взаимосвязанными составляющими: экономической, социальной и экологической. Основными критериями устойчивого экономического развития крестьянских (фермерских) хозяйств являются рост производства безопасных продуктов питания в целях удовлетворения потребностей в них населения, обеспечение экономической эффективности производства, позволяющей вести расширенное воспроизводство. Социальная составляющая устойчивого развития включает повышение уровня и качества жизни крестьян, стабилизацию демографических и миграционных процессов на селе. Стабильное, равновесное природопользование связано с обеспечением в настоящее время и в долгосрочной перспективе устойчивости агросистем, улучшением качества окружающей среды и сохранением природных ресурсов. Устойчивое экологическое развитие крестьянских (фермерских) хозяйств позволит избежать ухудшения состояния и потери обрабатываемых земель, увеличить плодородие почвы.
Устойчивость крестьянских (фермерских) хозяйств обусловлена спецификой производства и рыночных отношений в аграрном секторе экономики, а именно: большая зависимость от природно-климатических условий, что делает аграрный сектор менее устойчивым по сравнению с другими отраслями народного хозяйства; использование в производственном процессе земли как редкого и ограниченного ресурса, а также живых организмов, характеризующихся различными потенциальными возможностями производства продукции на единицу затраченных ресурсов; незавершенность процесса интенсификации и индустриализации сельскохозяйственного производства, сложная и слабо развитая производственная и социальная инфраструктуры, приводящие к крайне низкому уровню производительности и оплаты труда.
Новые экономические условия выдвинули на первый план задачи устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств и его способности противостоять неблагоприятным ситуациям, что вызывает необходимость обеспечения надежности каждого отдельного хозяйства. Практика показывает, что существующие на сегодняшний день проблемы не могут быть решены без формирования механизма, обеспечивающего устойчивое развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.26
В зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, текущих индивидуальных особенностей крестьянских (фермерских) хозяйств механизм устойчивого развития может включать в себя множество различных элементов: организационно–управленческих, технологических, маркетинговых, финансовых, инвестиционных и т.д., рассматриваемых в различных аспектах.
Определяющую роль в устойчивости играют внешние факторы и условия: институциональная среда; доступность ресурсов; конкурентная среда; развитость внутреннего спроса; государственная поддержка; условия межотраслевого обмена; масштабы и развитость рынков сбыта; государственная научно-техническая политика; инвестиционный климат; ценовая и налоговая политика; природные условия; состояние окружающей среды и природных ресурсов; кооперационно-интеграционные связи в АПК; социальное развитие села; внешнеэкономические условия.27
Воздействие внутренних факторов на устойчивость крестьянских (фермерских) хозяйств происходит в зависимости от наличия (отсутствия) высококвалифицированной управленческой команды, способной (неспособной) применять современные технологии, модернизировать и диверсифицировать производство, эффективно использовать ресурсный потенциал, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. На устойчивое развитие крестьянских (фермерских) хозяйств влияют также такие внутренние факторы и условия, как размещение, специализация и концентрация сельскохозяйственного производства в соответствии с местной спецификой; потенциал экономических и интеллектуальных ресурсов; внутренняя инфраструктура; качество и конкурентоспособность продукции; организация производства и управления; инвестиционно-инновационная активность; учет колебания спроса, предложения и цен на рынке; наличие резерва мощностей, ресурсов, сельскохозяйственного сырья; мотивация труда.
Таким образом, факторы внешней и внутренней среды способствуют преодолению кризисной ситуации в аграрном секторе и оказывают существенное влияние на устойчивое и эффективное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
Государственное регулирование агробизнеса ведется по таким главным направлениям: регулирование цен и фермерских доходов; бюджетное финансирование; кредитование; налогообложение; стабилизация рынка сельскохозяйственной продукции.
Роль государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства сводится к использованию системы рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений. Если бы не было механизмов государственной поддержки, то в результате деятельности долгосрочной фермерской проблемы, экспортной политики других стран, недостатка материально- технического обеспечения, несовершенства и отсталости технологий и подобных проблем, практически все фермерские хозяйства были бы элиминированы.
Для повышения производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования необходимо решение следующих задач:
Достижение вышеуказанной цели позволит получить следующие результаты:
В настоящее время в нашей стране разрабатываются программы, направленные на развитие и повышение устойчивости сельского хозяйства и его структурных элементов как на федеральном, так и на региональном уровне; определяются объем и источники финансирования программ. Так, например, в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров в Томской области на 2012-2014 годы», объем финансирования на реализацию программы составляет 71,3 млн. рублей, в том числе по годам:
2012 год – 15,5 млн. рублей, в том числе 4,6 млн. рублей из средств областного бюджета, 9,2 млн. рублей из средств федерального бюджета и 1,7 млн. рублей из внебюджетных источников (по согласованию);
2013 год (прогноз)
– 26,9 млн. рублей, в том числе
6,1 млн. рублей из средств
2014 год (прогноз)
– 28,9 млн. рублей, в том числе
6,6 млн. рублей из средств
Правильно сформированные меры государственной поддержки и их регулирование выступают устойчивым фундаментом для становления и развития отраслей экономики как одного из основных элементов рыночной системы, а также помогают стабилизировать финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий, способствуют развитию качественного продовольственного рынка и экологичности продуктов питания, а также обеспечивают перерабатывающие предприятия сырьём и повышают уровень сельской жизни.
Уже не одно столетие в России делаются попытки найти решение одного из коренных вопросов – вопроса о земле, наведения порядка в земельных отношениях. Это фундаментальная проблема не только сельского хозяйства, но и всего общества. Формально земля передана крестьянам, однако фактически передача не состоялась. Земля должна принадлежать тому, кто на ней работает. Как ни парадоксально это звучит, но сегодня, в наших условиях, нет другого способа реализовать этот справедливый принцип, кроме частной собственности на землю. Впрочем, дело не в самой частной собственности, а в тех правовых нормах, в которых она вводится и развивается. В собственность оформлено лишь около 20% земельных долей, поскольку оформление зачастую дороже, чем сама земля. Формально в России сформирован рынок земли, установлены соответствующие правила, нормы, процедуры. Но крестьянину нужно пройти долгий путь, чтобы оформить зачастую бросовую землю. Миллионы гектаров пашни пустуют, а тысячи фермеров не могут приобрести землю.
Фермерское хозяйство является особым хозяйствующим субъектом, и в отличие от образования других хозяйствующих субъектов процесс создания КФХ тесно связан с получением земельного участка. При отсутствии земельного участка закон не допускает регистрации КФХ.
В течение многих
веков существования
В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране особую значимость
приобретают проблемы рационального использования
земли и регулирования земельных отношений.
Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, средства производства, результаты труда. Механизм государственного регулирования земельных отношений обеспечивается законодательно, а также с помощью мер экономического воздействия с целью защиты прав землевладельцев и землепользователей, установления социально справедливых цен на землю и т.д.
Земля в аграрном производстве
выполняет двойственную
функцию — места для размещения производительных
сил и основного фактора производства,
поскольку она – средоточие и объектов
хозяйствования, и совокупности всех вовлеченных
в производство естественных ресурсов,
и необходимое условие производства.
Земля как фактор производства – это сочетание
собственно земельных, лесных, минеральных
и водных ресурсов, а также воздушного
пространства, которые могут быть использованы
в производстве.
Все земельные ресурсы можно классифицировать на следующие составляющие:
Помимо того что земля имеет двойственную природу, будучи и пространственной базой для размещения производства и непосредственной производительной силой, она характеризуется также иммобильностью. Земельный участок не может быть перемещен. Земля является основным недвижимым ресурсом вместе с тесно связанными с ней зданиями и сооружениями.
Частная земельная собственность, безусловно, является сегодня преобладающей формой землепользования в аграрном секторе всего мира. Помимо частной собственности на землю существует ряд других правовых форм землепользования, которые очень часто ускользают из рассмотрения при анализе системы земельных отношений в сельском хозяйстве.
Есть три основных права на землю КФХ: право собственности (существуют ограничения по количеству бесплатно передаваемых в собственность КФХ земель), право пользования, право аренды.
В собственности КФХ могут находиться земли сельскохозяйственного назначения, земли, поросшие лесом, закрытые водоемы и т. д.
Способы приобретения
земли в собственность и
По общим
правилам, если иное не установлено
соглашением между членами КФХ,
земля находится в общей
Распоряжение земельным участком, если он находится в общей собственности членов КФХ, происходит с согласия всех членов хозяйства в порядке и способами, предусмотренными законодательством.
Земли, предоставленные
для ведения крестьянского
Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства