Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа
Учитывая важность вышесказанного, целью данной курсовой работы является анализ роли государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства. В связи с этим, необходимо определить основные направления государственного регулирования в сельском хозяйстве и рассмотреть их влияние на повышение устойчивости фермерского хозяйства, а также представить конкретные меры, которые необходимо осуществить, для того чтобы увеличить стимулирующее воздействие государства на формирование и развитие фермерства.
Введение 2
1. Фермерское хозяйство и его устойчивость. 4
1.1. Сущность фермерского хозяйства. 4
1.2. Понятие устойчивости фермерских хозяйств. 12
2. Методы государственного обеспечения устойчивости фермерского хозяйства. 22
2.1. Решение земельного вопроса. 22
2.2. Кредиты, субсидирование процентной ставки по кредитам. 26
2.3. Поддержка лизинга. 31
Заключение 36
Список литературы: 38
Земельный кодекс РФ никаких особенностей земельных отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств не устанавливает. Имущественные, в том числе земельные, отношения крестьянских хозяйств регулирует Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и частично Гражданский кодекс РФ.
В настоящее время решение земельного вопроса является одной из важных задач в экономике страны. Только менее четверти фермеров смогли оформить юридически право собственности на землю. А земля остается бесхозной, не обрабатывается. Более того, с 1991 года из хозяйственного оборота выделено более 40 млн га пашни. Одновременно в России доля безземельных крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 50 тыс.30 Земельные угодья фермеров составляют сегодня 30 млн га, это в 2 раза больше, чем 10 лет назад.31 Вдвое увеличился и средний размер земельного участка, достигнув 108 га.
Так или иначе, государство старается сейчас всячески поддерживать фермерские хозяйства при обеспечении сельскохозяйственными землями. На данный момент утверждены правила возмещения фермерам части затрат при оформлении в собственность земельных участков согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2011 г. № 874.32 Определено, что субсидии предоставляются при оформлении в собственность земельных участков из земель сельхозназначения, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также образованных из приобретенных или арендуемых с правом выкупа земельных долей, право собственности на которые было зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после 1 января 2011 г. В постановлении изложены условия, при соблюдении которых предоставляется субсидия бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета, а также методика расчета размера предоставляемых субсидий. Установлено, что уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации не может быть выше 95% и ниже 35% расходного обязательства. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, форма которого утверждается Минсельхозом России. Средства на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств предоставляются фермерам в размере 100% стоимости подтвержденных затрат на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами земельных участков.
На сегодняшний день земельная проблема является одной из тормозящих развитие фермерства. Человек, который хочет стать фермером или расширить хозяйство, нуждается в земле и испытывает огромные трудности из-за ее нехватки. Государству необходимо решать такие вопросы. Для этого нужно провести доскональный анализ земельной собственности и ее использования; взять на себя не менее половины расходов на межевание, землеустройство, оформление фермерами в собственность земельных участков; дать фермеру право выкупа арендуемого земельного участка, для этого – предоставить ему долгосрочный кредит под низкий процент.
Cовременные фермерские хозяйства, которые являются ведущими продуктивными силами аграрного сектора экономики, наиболее полно дают возможность крестьянину быть хозяином на земле и эффективно и рационально ее использовать.
Сложившаяся обстановка
в АПК России показывает, что в
наступившее время нужны незаме
Замедленные темпы реформ, ошибки в проведении
аграрной политики обусловили отсутствие
эффективной кредитной системы в сельском
хозяйстве России. Современный кризис
породил не только сложные проблемы, но
и предоставил ему шанс обеспечить конкурентоспособность
своей продукции хотя бы на внутреннем
рынке. Для этого необходим кредит, т.к.
увеличение объема производства без финансовых
ресурсов невозможно. А в самом сельском
хозяйстве их нет. Банковский кредит на
общих основаниях вследствие высоких
процентных ставок и малого срока кредитования
в условиях надвигающейся инфляции вновь
становится недоступным для сельскохозяйственных
производителей. Кредиты выделяются предприятиям
АПК под сезонный недостаток оборотных
средств на льготных условиях.
Сельскохозяйственное производство обладает целым рядом особенностей, которые, в свою очередь, обусловливают специфику сельскохозяйственного кредита. В результате в аграрном секторе формируется особая кредитная система, отличающаяся от кредитных систем в других секторах экономики.
Важнейшей особенностью сельскохозяйственного кредитования являются сроки, на которые предоставляются кредиты.
Кредиты сельскому хозяйству бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.33
Банки редко выдают кредиты без гарантированного обеспечения. Краткосрочные и среднесрочные займы фермеры получают обычно под будущий урожай, под такие ликвидные и полуликвидные средства производства, как скот, сельскохозяйственная техника, технологическое оборудование. Сельскохозяйственная техника и оборудование со временем становятся все более специализированными, соответственно снижается их ликвидность.
Помимо этого, аграрное производство весьма подвержено воздействию природных факторов, и засухи, наводнения, эпидемии обычно охватывают весь сельскохозяйственный регион. В этих условиях ликвидные и полуликвидные средства производства также становятся низколиквидными. Узкоспециализированные техника и оборудование, используемые в качестве залога, могут быть реализованы только сельскохозяйственным производителям. Но если стихийное бедствие постигает целый регион, в нем обычно не оказывается покупателей, а транспортировка этих ресурсов в другие регионы слишком дорога. Если же в качестве залога используется скот, то в силу его высокой ликвидности местные рынки скота будут переполнены предложением, и цена на него резко снизится. Таким образом, проблема залога под краткосрочные и среднесрочные займы в сельском хозяйстве весьма болезненна.
Современная система кредитных отношений в аграрной сфере России формируется лишь в начале XXI в., когда в соответствии с приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» были разработаны механизмы государственной финансово-кредитной поддержки сельского хозяйства. Доля кредита сельскохозяйственных предприятий с 6% в 2000 г. увеличилась до 15% в 2008 г. 34 Так, в 2008 г. сельское хозяйство страны получило государственную поддержку из федерального бюджета 138 млрд руб. льготного субсидированного банковского кредита, в том числе 60,2% краткосрочного и 39,8% долгосрочного инвестиционного. Малые формы хозяйствования взяли 48 млрд руб. банковских кредитов.
Однако, несмотря на положительные сдвиги в системе кредитования сельского хозяйства – важного инструмента реализации государственной аграрной политики, - общее положение в этом сегменте деятельности банковской системы остается тревожным.
Доступность господдержки для крестьян – это в первую очередь решение проблем кредитования. Следует отметить, что российское крестьянство получает значительно меньшую поддержку, чем западные фермеры. Так, Европейский союз выделяет на развитие сельского хозяйства 46% своего бюджета (порядка 55 млрд евро), тогда как в нашей стране на эти цели направляется около 4 млрд долл.35 Надо совершенствовать законодательную базу, особенно на региональном уровне. Желательно создать гарантийный фонд, действующий по принципу частно-государственного партнерства; направить в него из федерального бюджета финансовую поддержку. Одновременно необходимо всемерно способствовать созданию региональных гарантийных и залоговых фондов; при этом надо существенно увеличить суммы гарантий, а также распространить их на кооперативы.
Отдельного
разговора заслуживают
Надо или снижать процентную ставку, или ее субсидировать, причем если кредит берется на цели, предусмотренные Госпрограммой, то в полном объеме. В 2010 г. более 2/3 всех денег, выделенных на поддержку сельского хозяйства, ушли на субсидирование процентных ставок по кредитам, в связи с чем на новые инвестиционные кредиты осталось слишком мало.
Субсидирование части процентной ставки по кредитам, получаемым КФХ на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений позволит создать предпосылки для увеличения количества реально действующих КФХ, повысить потенциальную эффективность и продуктивность их деятельности. Кредитование КФХ осуществляется через систему ОАО «Россельхозбанк» и на основании договоров финансовой аренды ОАО «Росагролзинг».
Субсидирование процентной ставки осуществляется в размере 95% ставки рефинансирования на каждый кредит, предоставленный вновь создаваемым, а также действующим КФХ на приобретение материально-технических ресурсов, но в сумме, не превышающей 300 тыс. руб. ежегодно на одно КФХ за период кредитования. Реализация данного мероприятия позволяет:
Доля просроченной и безнадежной
задолженности не должна превысить
7% в общем объеме выделяемых кредитных
ресурсов. Объем просроченной и безнадежной
задолженности оценен исходя из существующей
статистки ОАО «Россельхозбанк»
Общая сумма затрат на указанное мероприятие, согласно «Программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» составила не более 3 600 млн. руб., определенная исходя из количества 4 тыс. КФХ (с учетом КФХ, создаваемых вновь) которые воспользуются возможностью субсидирования, а также средней величины бюджетных расходов на финансирование субсидий по привлеченным одним КФХ кредитным ресурсам равным 300 000 руб. (4 тыс. КФХ х 3 года х 300 тыс. руб.).
Государство оказывает
всестороннюю поддержку сельскохозяйственным
предприятиям, что выражается в разработке
специальных программ в рамках приоритетного
национального проекта «
Содержание и конкретные условия кредитных программ (т.н. сельхозкредиты) для субъектов АПК варьируются в различных кредитных организациях и зависят от текущей кредитной политики банка-кредитора (либо его филиала/отделения).
Возможности экономического роста малых предприятий в значительной степени определяется доступом к источникам инвестиционного кредитования. Учитывая специфику фермерских хозяйств как субъектов кредитного рынка и сложившуюся в России экономическую ситуацию, можно утверждать, что для них наиболее перспективная форма кредитования – лизинг, особенно в долгосрочной форме.
Осуществление задачи обеспечить технико-технологическую модернизацию агропроизводства, повысить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства требует огромных капиталовложений. В современных условиях хозяйствования большинство сельхозтоваропроизводителей не имеют собственных свободных финансовых ресурсов на инновационное обновление и вынуждены прибегать к внешним заимствованиям. При этом особое внимание следует уделять выбору и оценке целесообразности с ипользования тех или иных методов финансирования инвестиций. Среди них в последние годы все большее распространение находит и финансовый лизинг как источник ускоренного перехода к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий.
Информация о работе Роль государства в обеспечении устойчивости фермерского хозяйства