Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экономических функций государства и факторов, определяющих экономические функции российского государства в современных условиях.
Достижение указанной цели включает последовательное решение следующих задач курсовой работы:
рассмотреть государство как институт национальной экономики;
изучить экономические функции государства;
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Государство как институт национальной экономики 5
1.2. Экономические функции государства 11
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 18
Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях 22
2.2. Приоритетные функции российского государства в современных
условиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Уровень образования российских
бизнесменов выше среднего уровня образования
трудоспособного населения
Численность бизнесменов крупных фирм, имеющих высшее образование, на 20% выше численности бизнесменов малых предприятий, имеющих высшее образование. Материалы опросов показывают, что 80% бизнесменов ранее были работниками умственного труда: из них служащими – 34%, ИТР – 31%, научной и творческой интеллигенцией – 15%. 5
При государственном регулировании
процесса формирования цивилизованных
предпринимателей целесообразно учитывать
не только потенциал уже действующих
предпринимателей, но и создавать
условия для использования
Государство может эффективно выполнить функцию формирования предпринимателей, обеспечивая экономическую свободу предпринимательства; создавая четкие, равные "правила игры" во всем экономическом пространстве России; формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных систем регулирования; создавая эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей.
Вторая функция
Третьей функцией государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства является создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе, с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в сфере производства.
Формирование предложения
инновационных товаров и услуг
требует соответствующей
Необходим новый экономический механизм воспроизводства инновационных товаров со всеми его элементами, рычагами, слаженно действующий по всей цепочке инновационного процесса.
Экономический механизм регулирования фундаментальной науки, воспроизводство потенциала которого обеспечивается в основном за счет бюджетного финансирования, целесообразно ориентировать на выполнение одной из таких важнейших функций, как стимулирование фундаментальных исследований, являющихся основой создания принципиально новых систем машин, обеспечивающих внедрение высоких технологий производства конечной продукции ТЭК, АПК, медицинской промышленности, высших технологий ВПК двойного назначения или которые используются лишь в гражданском секторе экономики. 6
Основным элементом
Одной из важнейших функций хозяйственного механизма инновационного процесса, его блока государственного регулирования является обеспечение процесса инновационного воспроизводства в крупных корпорациях, ФПГ, средних и малых предприятиях предпринимательского типа.
Государство на современном
этапе должно переломить опасную
тенденцию, проявившуюся на первом этапе
приватизации, которая способствовала
развалу крупных
При государственном регулировании
формирования ФПГ преимущество в
поддержке целесообразно отдать
тем из них, которые предусматривают
в своей структуре научно-
Формирование предложения
инновационной
Государство может стимулировать своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной Продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.
Государственное регулирование процесса формирования и развития предпринимательства, кроме отмеченных, выполняет также функцию стимулирования и непосредственного формирования спроса на инновационную продукцию. Прежде всего необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию, которые в первую очередь целесообразно формировать в рамках государственных программ производства необходимой государству наукоемкой продукции для целей обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием» созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, создания резерва наукоемкой продукции на непредвиденные случаи, воздействия на конъюнктуру рынка и т.д.
Государственный заказ – это не только заказ федерального правительства. Необходимо сформировать и систему региональных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.
Государство может формировать и поддерживать устойчивость спроса на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его соответствующими налоговой и кредитной системами, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.
В переходный к смешанной
экономике период государственное
регулирование выполняет
Государству целесообразно оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования и развития всех форм предпринимательства (центров информационного, консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей).
Важной функцией государственного регулирования является обеспечение социальной ориентации процесса формирования и развития предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательских структур на достижение не только экономического, но и социального эффекта.
Социальный эффект обеспечивается
тем, что предпринимательский тип
воспроизводства является основой
благосостояния всех членов общества.
Правильное понимание роли предпринимательства
ориентирует государственное
Государственное регулирование в сфере экономики, равно как и в других сферах, имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
Среди субъективных факторов
следует выделить прежде всего общественные,
групповые, государственные, индивидуальные
и иные интересы. Осуществляя повседневное
воздействие на экономику, государство
не может не считаться с этим многообразием
интересов, в той или иной мере
не учитывать их. В тех же случаях,
когда государство в силу каких-то
причин не способно создавать необходимый
для его нормальной жизнедеятельности
социальный баланс, оно неизбежно
будет находиться в постоянном кризисном
состоянии, постепенно будет терять
устойчивость и способность адекватно
отвечать на вызовы со стороны окружающей
его экономической и социально-
В числе объективных факторов,
оказывающих решающее влияние на
определение пределов государственного
вмешательства в экономику, в
первую очередь необходимо указать
на экономические, социальные, политические
и иные условия, при которых осуществляется
процесс регулирования
Сравнивая между собой механизмы государственного воздействия на экономику различных социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. В социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций - юридических лиц.
В социально-политических системах со слаборазвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.
Ярким примером непосредственного
воздействия государства на экономику
может служить государственно-
"неуклонно повышает
производительность труда и
"развивает производительные
силы общества" путем повышения
активности и технического
"неуклонно проводит
в жизнь режим экономии, ведет
борьбу против расточительства"
рационально распределяет средства накопления и потребления, учитывает государственные, коллективные и личные интересы;
на основе развития производства постепенно улучшает материальную и духовную жизнь народа;
охраняет право собственности граждан на законные доходы, сбережения, жилище и "другую законную собственность";
на основе социалистической собственности и с помощью "всесторонне сбалансированных хозяйственных планов и вспомогательной роли рыночного регулирования" гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.
В данном случае мы имеем дело с преобладающим прямым вмешательством государства в сферу экономики. Государство при этом выступает не только в роли регулятора, но и в качестве непосредственного субъекта экономических отношений. Оно не только устанавливает, но и своими непосредственными действиями осуществляет содержащиеся в издаваемых им актах установки. Государство выступает, таким образом, одновременно и как исполнитель, и как регулятор разнообразных отношений, возникающих в сфере экономики.
В развитых странах жесткая связь и "привязанность" государства и экономики друг к другу имеют позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном масштабе и пр.), когда требуется в кратчайшее время максимальная концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических и духовных сил.
Так, в США в соответствии
с Законом о военном