Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономических функций государства и факторов, определяющих экономические функции российского государства в современных условиях.
Достижение указанной цели включает последовательное решение следующих задач курсовой работы:
рассмотреть государство как институт национальной экономики;
изучить экономические функции государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Государство как институт национальной экономики 5
1.2. Экономические функции государства 11
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 18
Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях 22
2.2. Приоритетные функции российского государства в современных
условиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.docx

— 161.36 Кб (Скачать файл)

Уровень образования российских бизнесменов выше среднего уровня образования  трудоспособного населения страны и примерно соответствует уровню высшего управленческого звена  государственных предприятий.

Численность бизнесменов  крупных фирм, имеющих высшее образование, на 20% выше численности бизнесменов  малых предприятий, имеющих высшее образование. Материалы опросов показывают, что 80% бизнесменов ранее были работниками умственного труда: из них служащими – 34%, ИТР – 31%, научной и творческой интеллигенцией – 15%. 5

При государственном регулировании  процесса формирования цивилизованных предпринимателей целесообразно учитывать  не только потенциал уже действующих  предпринимателей, но и создавать  условия для использования потенциала тех, кто еще не занимается бизнесом, но имеет для этого необходимые  способности.

Государство может эффективно выполнить функцию формирования предпринимателей, обеспечивая экономическую  свободу предпринимательства; создавая четкие, равные "правила игры" во всем экономическом пространстве России; формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства  при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амортизационной  и других научно обоснованных систем регулирования; создавая эффективную  систему образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей.

Вторая функция государственного регулирования – формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки и техники; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей; разгосударствления и рациональной/приватизации; хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики; регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов; рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третьей функцией государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства  является создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе, с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в сфере производства.

Формирование предложения  инновационных товаров и услуг  требует соответствующей ориентации инновационной политики государства, определенной стратегии предпринимательских  структур в рамках всего инновационного цикла: фундаментальная наука – прикладная наука – сфера воспроизводства на всех уровнях макро-, мезо- и микроэкономики.

Необходим новый экономический  механизм воспроизводства инновационных  товаров со всеми его элементами, рычагами, слаженно действующий по всей цепочке инновационного процесса.

Экономический механизм регулирования  фундаментальной науки, воспроизводство  потенциала которого обеспечивается в  основном за счет бюджетного финансирования, целесообразно ориентировать на выполнение одной из таких важнейших  функций, как стимулирование фундаментальных  исследований, являющихся основой создания принципиально новых систем машин, обеспечивающих внедрение высоких  технологий производства конечной продукции  ТЭК, АПК, медицинской промышленности, высших технологий ВПК двойного назначения или которые используются лишь в  гражданском секторе экономики. 6

Основным элементом экономического механизма регулирования прикладных исследований, проектно-изыскательских, опытно-конструкторских разработок должен быть мотивационный механизм повышения качества товаров и  услуг: создания высоких ресурсосберегающих технологий, новых и продуктивных конструкторских разработок и проектов, инновационной информации, инновационного менеджмента, маркетинга, форм и методов  предпринимательской деятельности и т.д.

Одной из важнейших функций  хозяйственного механизма инновационного процесса, его блока государственного регулирования является обеспечение  процесса инновационного воспроизводства в крупных корпорациях, ФПГ, средних и малых предприятиях предпринимательского типа.

Государство на современном  этапе должно переломить опасную  тенденцию, проявившуюся на первом этапе  приватизации, которая способствовала развалу крупных производственных структур, разрыву технологической  взаимосвязанности предприятий, разрушению научно-производственных объединений, отделению от них научно-исследовательских  институтов. В результате в данных объединениях разрушился инновационный  процесс, что привело к сокращению производства наукоемкой продукции, превращению  НПО в неработоспособные структуры. В связи с этим важно переориентировать  процесс реформации на сохранение и  создание новых научно-производственных комплексов, производящих конкурентоспособную  наукоемкую продукцию.

При государственном регулировании  формирования ФПГ преимущество в  поддержке целесообразно отдать тем из них, которые предусматривают  в своей структуре научно-производственные центры, ориентированные на обеспечение  производства инновационной конкурентоспособной  продукции, представляют предпринимательские  проекты и бизнес-планы.

Формирование предложения  инновационной конкурентоспособной  продукции может быть стимулировано  государством соответствующими налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной  и другими составляющими инновационной  и экономической политики в целом.

Государство может стимулировать  своей экономической политикой  рационализацию процесса специализации  в каждом регионе и предпринимательской  структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной  Продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Государственное регулирование  процесса формирования и развития предпринимательства, кроме отмеченных, выполняет также  функцию стимулирования и непосредственного  формирования спроса на инновационную  продукцию. Прежде всего необходима разработка системы государственных  заказов на наукоемкую продукцию, которые  в первую очередь целесообразно  формировать в рамках государственных программ производства необходимой государству наукоемкой продукции для целей обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием» созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, создания резерва наукоемкой продукции на непредвиденные случаи, воздействия на конъюнктуру рынка и т.д.

Государственный заказ – это не только заказ федерального правительства. Необходимо сформировать и систему региональных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.

Государство может формировать  и поддерживать устойчивость спроса на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его соответствующими налоговой  и кредитной системами, обеспечивая  социальную защиту населения, способствуя  развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной  продукции, создавая или способствуя  созданию эффективной организационной  и рыночной инфраструктуры.

В переходный к смешанной  экономике период государственное  регулирование выполняет функцию  формирования организационной и  рыночной инфраструктуры предпринимательства. В настоящее время ставится проблема (и в определенной мере решается) государственной поддержки создания инфраструктуры малого бизнеса. Формирование такой инфраструктуры с помощью поддержки государства необходимо. Но нужно ставить вопрос шире. Эта система должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства независимо от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее или крупное предпринимательство).

Государству целесообразно оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования  и развития всех форм предпринимательства (центров информационного, консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей).

Важной функцией государственного регулирования является обеспечение социальной ориентации процесса формирования и развития предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательских структур на достижение не только экономического, но и социального эффекта.

Социальный эффект обеспечивается тем, что предпринимательский тип  воспроизводства является основой  благосостояния всех членов общества. Правильное понимание роли предпринимательства  ориентирует государственное регулирование  на инновационное воспроизводство, инновационную стадию конкуренции, которые повышают уровень развития национальной экономики в целом  и динамичную устойчивость экономического развития. А это ведет к росту  национального богатства и, следовательно, создает возможность повышения  благосостояния для всех.

 

1.3. Границы государственного  вмешательства в экономику

Государственное регулирование  в сфере экономики, равно как  и в других сферах, имеет свои пределы. Они обусловлены как  объективными, так и субъективными  факторами.

Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя повседневное воздействие на экономику, государство  не может не считаться с этим многообразием  интересов, в той или иной мере не учитывать их. В тех же случаях, когда государство в силу каких-то причин не способно создавать необходимый  для его нормальной жизнедеятельности  социальный баланс, оно неизбежно  будет находиться в постоянном кризисном  состоянии, постепенно будет терять устойчивость и способность адекватно  отвечать на вызовы со стороны окружающей его экономической и социально-политической среды.

В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в  первую очередь необходимо указать  на экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических  отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные и пр.); уровень  развития общества, государства, права  и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности  и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения.

Сравнивая между собой  механизмы государственного воздействия  на экономику различных социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. В социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций - юридических лиц.

В социально-политических системах со слаборазвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.

Ярким примером непосредственного  воздействия государства на экономику  может служить государственно-правовая практика Китая. В действующей Конституции  КНР закреплено, что государство: 7

"неуклонно повышает  производительность труда и эффективность  экономики";

"развивает производительные  силы общества" путем повышения  активности и технического уровня  трудящихся, распространения передовой  науки и техники, совершенствования  систем управления экономикой  и управления предприятиями;

"неуклонно проводит  в жизнь режим экономии, ведет  борьбу против расточительства";

рационально распределяет средства накопления и потребления, учитывает  государственные, коллективные и личные интересы;

на основе развития производства постепенно улучшает материальную и  духовную жизнь народа;

охраняет право собственности  граждан на законные доходы, сбережения, жилище и "другую законную собственность";

на основе социалистической собственности и с помощью "всесторонне сбалансированных хозяйственных планов и вспомогательной роли рыночного регулирования" гарантирует пропорциональное, гармоничное развитие народного хозяйства.

В данном случае мы имеем дело с преобладающим прямым вмешательством государства в сферу экономики. Государство при этом выступает не только в роли регулятора, но и в качестве непосредственного субъекта экономических отношений. Оно не только устанавливает, но и своими непосредственными действиями осуществляет содержащиеся в издаваемых им актах установки. Государство выступает, таким образом, одновременно и как исполнитель, и как регулятор разнообразных отношений, возникающих в сфере экономики.

В развитых странах жесткая  связь и "привязанность" государства  и экономики друг к другу имеют  позитивное значение лишь в чрезвычайных ситуациях (война, катастрофа в национальном масштабе и пр.), когда требуется  в кратчайшее время максимальная концентрация всех имеющихся в стране ресурсов, политических, экономических  и духовных сил.

Так, в США в соответствии с Законом о военном производстве 1940 г. введены инструкции и положения, дающие государственным органам  возможность прямо вмешиваться  в деятельность фирм - производителей дефицитных ресурсов. В федеральных  ведомствах действуют организационно-управленческие системы, регулирующие снабжение военных  предприятий этими материальными  ресурсами. Регулируется распределение  так называемых контролируемых материалов (некоторые виды стали, медь, никель, алюминий, титан), предусмотрена возможность  принудительного размещения заказов  на дефицитные материалы. Государственные  органы могут затребовать (подрядчики при этом не имеют права отказать им) результаты всех научно-исследовательских  работ, выполненных за государственный  счет. 8

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике