Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономических функций государства и факторов, определяющих экономические функции российского государства в современных условиях.
Достижение указанной цели включает последовательное решение следующих задач курсовой работы:
рассмотреть государство как институт национальной экономики;
изучить экономические функции государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Государство как институт национальной экономики 5
1.2. Экономические функции государства 11
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 18
Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях 22
2.2. Приоритетные функции российского государства в современных
условиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.docx

— 161.36 Кб (Скачать файл)

В условиях же обычной, повседневной жизни на современном этапе развития общества такая жесткая связь  чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в развитии государства  и экономики. Она предопределяет в перспективе неизбежность возникновения  застойных тенденций, а также "перелив" кризисных явлений из государственной  сферы в экономическую.

Государственное регулирование  экономики непосредственно связано  с реализацией экономической  политики. Для реализации экономической  политики очень важно знание взаимозависимостей целей и всей совокупности методов, средств и инструментов регулирования  экономических процессов. Теоретически эта взаимозависимость анализируется в терминах нормативной теории экономической политики, которая была выдвинута нидерландским экономистом Яном Тинбергеном в начале 1950-х гг. Основная ее концепция выглядит так: 9

выбор властями конечных целей  в терминах максимизации общественного  благосостояния;

с помощью функции общественного  благосостояния определение целевых  показателей;

оценка имеющегося набора политических инструментов;

построение модели экономики, связывающей показатели и инструменты  их достижения,

определение на основе модели масштаба применяемых политических мер.

Нормативная теория экономической  политики определяет, как следует  действовать государству - должно ли оно вмешиваться в экономику  или масштабы его вмешательства  должны быть минимальными, и если вмешиваться, то каковы наиболее эффективные способы  достижения целей, как наилучшим  образом определить оптимальные  меры, которые необходимо применить.

 

Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях

Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом  экономики из одного состояния в  другое. В нашей стране происходит переход от административно-командной экономики к рыночной.

Переходная экономика  – экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.

Основные черты переходной экономики: 10

формирование новой экономической  системы;

многоукладность экономики;

неустойчивость развития (стабильных переходных экономик не существует);

относительная длительность преобразования в переходной экономике.

Переход от административно-командной  к рыночной экономической системе  в разных странах имеет общие  закономерности (тенденции). Этот процесс  включает либерализацию экономики, глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию.

Главные направления формирования рыночной экономики:

либерализация экономики. Это  система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и  ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной  жизни;2) демократизация экономики и  создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для деловой  активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;

институциональные преобразования, включающие изменения отношений  собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики;

структурные преобразования, направленные на устранение или смягчение  унаследованных от прежней системы  диспропорций в отраслевой структуре  народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики  – производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

К числу общеэкономических  закономерностей переходной экономики относятся следующие: 11

неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений;

альтернативный характер развития экономики. Переход от одной экономической системы к другой может проходить с использованием различных вариантов действий;

проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на землю в РФ при переходе к постиндустриальному обществу);

особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений).

историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы.

Становление рыночной экономики  в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:

высокие социальные издержки (более 30% населения живет за чертой бедности);

высокий уровень безработицы;

криминализация экономики  (теневой сектор экономики производит до 35-50% ВВП);

технологическая деградация.

Кроме общеэкономических  закономерностей переходной экономики  для стран, осуществляющих переход  от административно-командной к  рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности: 12

становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.

продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.

 «открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзитных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований.

аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке.

высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.

Опыт стран по трансформации  экономических систем выделяет следующие  этапы переходной экономики:

этап 1 (1991 г.) - создание политических и институциональных предпосылок;

этап 2 (1992 г.) – либерализация экономики;

этап 3 (1992-1994 гг.) – приватизация;

этап 4 (1996 – первая половина 1998 гг.) – финансовая стабилизация;

этап 5 (вторая половина 1998 г. – настоящее время) – структурная перестройка.

 

 

2.2. Приоритетные функции российского государства  
в современных условиях

Особенности экономической  политики государства в переходной экономике обусловлены рядом  обстоятельств. Переходная экономика  выходит из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно новой основе не только создания новых институтов, но и  организации принципиально новой  схемы взаимодействия между государством и экономическими субъектами (агентами). В этом процессе активная роль принадлежит  государству.

В переходной экономике возникают  новые функции государственного регулирования:

обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических  субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения  работников и работодателей);

ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство  занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных  научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);

разработка нового хозяйственного законодательства;

демонополизация и поощрение  конкуренции;

приватизация государственной  собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование  – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

требованием устранения внешних  факторов;

производством общественных благ;

обеспечением экономики  необходимым количеством денег;

осуществлением целенаправленного  процесса реформирования административно-командной  экономики.

Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования  в переходной экономике (рис. 1).

Рис. 1. Цели государственного регулирования

 

В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также  других форм);

правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).

прямое экономическое  регулирование (через различные  формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);

косвенное экономическое  регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической  политики).

На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством: 13

налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);

дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение  цены продаж до равновесной);

фиксированных цен, устанавливаемых  государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

Происходят институциональные  преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональными преобразованиями понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования.

К институциональным преобразованиям  относятся изменение отношений  собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций  и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).

Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов  в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:

право собственности;

договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

порядок начала и окончания  хозяйственной деятельности (процедуры  открытия фирм или регистрации юридических  лиц, слияния, поглощения и банкротства  предприятий);

поддержание конкурентной среды.

Преобразование собственности  в России ассоциируется чаще всего  с приватизацией. Однако приватизация только одна из его форм. Преобразование собственности включает в себя как  перераспределение прав в рамках одной и той же собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.

Отличие экономического и  юридического подходов к преобразованию собственности определяется по следующим  основным направлениям.

Право фиксирует переход  собственности от одних субъектов  к другим. Вопрос о том, насколько  эффективно объекты собственности  использовались прежде и чем вызвана  необходимость смены собственников, не является предметом изучения в  правовом подходе. Для экономического подхода вопрос об эффективном использовании  имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главенствующим.

Другое отличие экономического подхода к преобразованиям собственности  от юридического в том, что в рамках одной и той же юридической  формы собственности могут произойти  существенные преобразования в процессе присвоения.

Выбор направлений и форм преобразования собственности в  переходной экономике России осуществлялся  т.о., что в качестве приоритетных направлений обосновывались разгосударствление с сохранением государственной  собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.).

Разгосударствление собственности  – передача ранее принадлежавших государству объектов в частные руки. Это процесс, более обширный, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную и частную.

Приватизация – передача имущества (предприятий, цехов, производственных участков, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, жилых и нежилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Для понимания современной  природы процессов приватизации необходимо учитывать особенности  двух типов приватизации.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике