Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экономических функций государства и факторов, определяющих экономические функции российского государства в современных условиях.
Достижение указанной цели включает последовательное решение следующих задач курсовой работы:
рассмотреть государство как институт национальной экономики;
изучить экономические функции государства;
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Государство как институт национальной экономики 5
1.2. Экономические функции государства 11
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 18
Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях 22
2.2. Приоритетные функции российского государства в современных
условиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
В условиях же обычной, повседневной жизни на современном этапе развития общества такая жесткая связь чревата утратой динамизма, инициативы и эффективности в развитии государства и экономики. Она предопределяет в перспективе неизбежность возникновения застойных тенденций, а также "перелив" кризисных явлений из государственной сферы в экономическую.
Государственное регулирование
экономики непосредственно
выбор властями конечных целей в терминах максимизации общественного благосостояния;
с помощью функции общественного благосостояния определение целевых показателей;
оценка имеющегося набора политических инструментов;
построение модели экономики, связывающей показатели и инструменты их достижения,
определение на основе модели масштаба применяемых политических мер.
Нормативная теория экономической политики определяет, как следует действовать государству - должно ли оно вмешиваться в экономику или масштабы его вмешательства должны быть минимальными, и если вмешиваться, то каковы наиболее эффективные способы достижения целей, как наилучшим образом определить оптимальные меры, которые необходимо применить.
Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое. В нашей стране происходит переход от административно-командной экономики к рыночной.
Переходная экономика – экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.
Основные черты переходной экономики: 10
формирование новой
многоукладность экономики;
неустойчивость развития (стабильных переходных экономик не существует);
относительная длительность преобразования в переходной экономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности (тенденции). Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие изменения в отношениях собственности, структурные преобразования, а также финансовую стабилизацию.
Главные направления формирования рыночной экономики:
либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;2) демократизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающая создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, доступ на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса;
институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики;
структурные преобразования,
направленные на устранение или смягчение
унаследованных от прежней системы
диспропорций в отраслевой структуре
народного хозяйства. Главная цель
перестройки структуры
формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики относятся следующие: 11
неустойчивость экономической системы. Переходная экономика объективно нецелостна, поскольку характеризуется сочетанием как старых, так и новых форм и отношений;
альтернативный характер развития экономики. Переход от одной экономической системы к другой может проходить с использованием различных вариантов действий;
проявление и функционирование особых переходных форм (например, коллективно-долевая собственность на землю в РФ при переходе к постиндустриальному обществу);
особый характер противоречий. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений).
историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелости экономической системы.
Становление рыночной экономики в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:
высокие социальные издержки (более 30% населения живет за чертой бедности);
высокий уровень безработицы;
криминализация экономики (теневой сектор экономики производит до 35-50% ВВП);
технологическая деградация.
Кроме общеэкономических закономерностей переходной экономики для стран, осуществляющих переход от административно-командной к рыночной экономической системе, существуют следующие типичные закономерности: 12
становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования конкурентной среды рыночной экономики, которое осуществляется через приватизацию государственной собственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур.
продолжающееся в течение 9-10 лет падение объемов ВВП обусловливает снижение жизненного уровня населения из-за конфискации накопленных доходов, инфляции и роста безработицы.
«открытие» подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность транзитных экономических систем, скорость подавления которой зависит от последовательности и темпов рыночных преобразований.
аграрный кризис и полная монополия государственной собственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов на аграрном рынке.
высокий налоговый прессинг: налоги составляют более 22%, а вместе с обязательными взносами во внебюджетные фонды - около 35%; государственные расходы - 45% ВВП, что превышает оптимальные границы кривой А. Лаффера.
Опыт стран по трансформации экономических систем выделяет следующие этапы переходной экономики:
этап 1 (1991 г.) - создание политических
и институциональных
этап 2 (1992 г.) – либерализация экономики;
этап 3 (1992-1994 гг.) – приватизация;
этап 4 (1996 – первая половина 1998 гг.) – финансовая стабилизация;
этап 5 (вторая половина 1998 г. – настоящее время) – структурная перестройка.
Особенности экономической
политики государства в переходной
экономике обусловлены рядом
обстоятельств. Переходная экономика
выходит из состояния равновесия,
требует для своей стабилизации
на качественно новой основе не только
создания новых институтов, но и
организации принципиально
В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:
обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и исполнения контрактов, отношения работников и работодателей);
ликвидация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
разработка нового хозяйственного законодательства;
демонополизация и поощрение конкуренции;
приватизация государственной
собственности и поощрение
Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Необходимость государственного
регулирования экономики в
требованием устранения внешних факторов;
производством общественных благ;
обеспечением экономики необходимым количеством денег;
осуществлением
Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике (рис. 1).
Рис. 1. Цели государственного регулирования
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:
административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);
правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).
прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);
косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики).
На микроуровне регулирующее
воздействие государства
налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);
дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);
фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.
Происходят институциональные преобразования (создание основ рыночной экономики). Под институциональными преобразованиями понимают изменения формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования.
К институциональным
Институциональные преобразования выражаются в разработке законов, регулирующих деятельность экономических субъектов в условиях рыночной экономики. Рыночное законодательство должно регулировать:
право собственности;
договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;
порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства предприятий);
поддержание конкурентной среды.
Преобразование собственности в России ассоциируется чаще всего с приватизацией. Однако приватизация только одна из его форм. Преобразование собственности включает в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.
Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности определяется по следующим основным направлениям.
Право фиксирует переход
собственности от одних субъектов
к другим. Вопрос о том, насколько
эффективно объекты собственности
использовались прежде и чем вызвана
необходимость смены
Другое отличие экономического
подхода к преобразованиям
Выбор направлений и форм преобразования собственности в переходной экономике России осуществлялся т.о., что в качестве приоритетных направлений обосновывались разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.).
Разгосударствление
Приватизация – передача имущества (предприятий, цехов, производственных участков, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, жилых и нежилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Для понимания современной природы процессов приватизации необходимо учитывать особенности двух типов приватизации.