Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экономических функций государства и факторов, определяющих экономические функции российского государства в современных условиях.
Достижение указанной цели включает последовательное решение следующих задач курсовой работы:
рассмотреть государство как институт национальной экономики;
изучить экономические функции государства;
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Государство как институт национальной экономики 5
1.2. Экономические функции государства 11
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 18
Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях 22
2.2. Приоритетные функции российского государства в современных
условиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Первый тип приватизации
связан со структурой перестройки стран
Запада в конце 1970-х гг., с переоценкой
места и роли государственной
собственности и
Мотивы приватизации данного типа:
1) увеличение доходов бюджета;
2) оздоровление государственных финансов;
3) повышение эффективности экономики;
4) оживление конкуренции;
5) специализация и демонополизация.
Второй тип приватизации формировался с 1989 г. в ходе преобразований в бывших социалистических странах. Особая роль данного типа приватизации отведена переходу от административно-командного типа экономической системы к рыночному.
Цели приватизации:
создание слоя частных собственников;
аккумулирование средств в государственном бюджете ;
обеспечение экономической
и имущественной
повышение эффективности экономики.
Особенности российского процесса приватизации.
Директивность. Решения о приватизации принимались не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.
Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критериев экономической эффективности, что привело к расточительности.
Этапы российской приватизации: 15
доваучерная приватизация в форме выкупа арендованного имущества охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры (торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание);
ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основой стали преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий;
послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа самих предприятий и их акций;
залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита госбюджета отдает в залог под кредиты коммерческим банкам пакеты акций крупных предприятий.
Различают малую и большую
приватизацию. Различие в том, что
в первом случае создаются индивидуальные
частные предприятия, мелкие кооперативы,
небольшие хозяйственные
В ходе приватизации во всех
странах с переходной экономикой
проявились примерно одинаковые важнейшие
тенденции, проблемы и противоречия.
Приватизация охватила промышленность
и сферу услуг, торговлю и общественное
питание, при этом использовались схожие
методы передачи имущества. Мелкие предприятия
переходили в частные руки путем
их продажи на аукционах или по
конкурсу. Крупные предприятия
В нашей стране малая приватизация не достигла главной экономической и социальной цели – создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой для общества, гарантом его стабильного развития.
Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий (а не крупные фирмы и концерны) обеспечивают занятость большей части населения.
Российское законодательство регламентирует условия создания малых предприятий. Налоговая, финансовая и кредитная политика государства поддерживает малый бизнес России.
Еще более противоречивыми
и во многом негативными оказались
итоги большой приватизации. На основе
ваучерной приватизации возникли новые
формы экономической
В российском сельском хозяйстве преобразование отношений собственности происходит совершенно иными путями по сравнению с промышленностью и сферой услуг. Бывшие колхозы и совхозы пошли по пути преобразования в общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Подводя итоги главы можно сделать следующим выводы. Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики – отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и денежно-налоговую системы).
Переход от административно-командной к рыночной экономике создает необходимость финансовой стабильности. Ее главная цель – подавление высокой инфляции.
Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
Институциональные преобразования
включают разработку рыночного законодательства
и контроль за его применением, изменение
отношений собственности, формирование
хозяйствующих субъектов
Приватизация в странах с переходной экономикой характеризуется сочетанием общих тенденций и национальных особенностей. В российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловлено протеканием процессов большой и малой приватизации. Итоги приватизации в России оказались противоречивыми. В нашей стране приватизация не достигла главной экономической и социальной цели – создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой для общества, гарантом его стабильного развития.
К функциям, выполняемым государством в рыночной экономике относятся, прежде всего, следующие:
создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
антимонопольное регулирование;
ведение политики макроэкономической стабилизации;
воздействие на размещение ресурсов;
деятельность в сфере распределения доходов;
деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
В арсенале государства имеется
широкий набор средств и
Со всей уверенностью можно
лишь сделать вывод, что государственное
регулирование экономики
Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны), всеобщий административный контроль над ценами. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Влиять на рынок как
самонастраивающуюся систему
Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.
С середины 1970-х гг. начался
переход к новой модели государственного
регулирования, вызванный несоответствием
сложившихся его форм новому витку
научно-технической революции (НТР).
Процесс так называемого
Главной функцией государства
становится организация экономического,
правового и социально-
Создание современного механизма государственного регулирования и его отладка - одна из важнейших и сложнейших задач российских реформ на данном этапе. В силу слабости государства, бюрократизации раздутого аппарата управления, его коррумпированности простое экстенсивное расширение прямого вмешательства государства в экономику не приведет к повышению ее управляемости и эффективности. Необходима коренная трансформация как государственных структур, так и их роли. Только в этом случае может быть создана современная система институтов государственного регулирования, основанная на использовании зарубежного опыта и учитывающая конкретно-исторические условия России, специфику данного этапа ее развития.
1 Орешин В.П. Государственное регулирование экономики. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 34.
2 Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – С. 112.
3 Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Наука, 2010. – С. 56.
4 Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Наука, 2010. – С. 58.
5 Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики. – Новосибирск: СО РАН, 2010. – С. 155.
6 Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики. – Новосибирск: СО РАН, 2010. – С. 160.
7 Шишкин С.Н. Правовое обеспечение государственного регулирования экономической деятельности // Гражданин и право. – № 9, – 2007. – С. 34.
8 Шишкин С.Н. Правовое обеспечение государственного регулирования экономической деятельности // Гражданин и право. – № 9, – 2007. – С. 36.
9 Бабашкина А.М. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2012. – С. 188.
10 Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2012. – 348.
11 Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2007. – 350.
12 Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2007. – 357.
13 Орешин В.П. Государственное регулирование экономики. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 266.
14 Радыгин А.Д. Российская приватизационная программа и ее результаты. – М.: ИЭПП, 2005. – С. 45.
15 Радыгин А.Д. Российская приватизационная программа и ее результаты. – М.: ИЭПП, 2005. – 49.