Роль государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономических функций государства и факторов, определяющих экономические функции российского государства в современных условиях.
Достижение указанной цели включает последовательное решение следующих задач курсовой работы:
рассмотреть государство как институт национальной экономики;
изучить экономические функции государства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Государство как институт национальной экономики 5
1.2. Экономические функции государства 11
1.3. Границы государственного вмешательства в экономику 18
Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22
2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях 22
2.2. Приоритетные функции российского государства в современных
условиях 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Роль государства в рыночной экономике.docx

— 161.36 Кб (Скачать файл)


ФГОУ ВПО «Тверская государственная

 сельскохозяйственная академия»

                                   Экономический факультет

    Кафедра экономики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

             на тему «Роль государства  в рыночной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

Автор

Студент 11 группы

Волжакова Е.В.

 

Научный руководитель

Ст. преподователь

Комелькова И.С.

 

 

Оценка

 

 

 

 

Тверь, 2013

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5

1.1. Государство как институт национальной  экономики 5

1.2. Экономические функции государства 11

1.3. Границы государственного вмешательства  в экономику 18

Глава 2. ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 22

2.1. Факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях 22

2.2. Приоритетные функции российского государства в современных  
условиях 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК  ИСПОЛЬОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общественное развитие любой страны, включая экономику, теснейшим образом связано с государством. Государство и экономика постоянно взаимодействуют. Но как нет в мире двух одинаковых государств, так нет и одинаковых примеров характера и результатов такого взаимодействия. История знает, с одной стороны, примеры почти полного огосударствления экономики. С другой стороны, есть страны, где вмешательство государства в экономическую жизнь минимально.

Серьезные изменения в  мировой экономике последней  четверти XX в. меняют представления о роли государства в экономическом и социальном развитии. Трансформация параметров мировой экономики приобретает глобальный характер. В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение опыта государственного вмешательства в рыночную экономику в развитых странах и возможностей использования этого опыта в российских условиях.

Целью курсовой работы является рассмотрение экономических функций государства и факторов, определяющих экономические функции российского государства в современных условиях.

Достижение указанной  цели включает последовательное решение  следующих задач курсовой работы:

рассмотреть государство  как институт национальной экономики;

изучить экономические функции  государства;

проанализировать границы  государственного вмешательства в  экономику;

рассмотреть факторы, определяющие экономические функции государства в современных условиях;

проанализировать приоритетные функции российского государства в современных условиях.

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИК

1.1. Государство  как институт национальной экономики

XX век ознаменовался значительным  повышением роли государства  в экономиках различных стран  мира. Это связано с ростом  масштабов и усложнением процессов  и связей в рыночной экономике,  характерной для большинства  стран.

Государство всегда играло определенную роль в экономике. И на всех этапах, включая период функционирования экономики  свободной конкуренции, его основными  функциями были: защита национального  суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка. Государство  выполняло и функцию регулирования  денежного обращения, внешней торговли.

Развитие и усложнение процессов, характеризующих рыночную экономику, усиление зависимости использования  частных капиталов от общих условий  функционирования совокупного капитала обусловили необходимость определения "правил игры" для участников хозяйственной  деятельности, сформулированных и закрепленных в виде законодательных актов и обеспечивающих создание рыночной экономической среды для функционирования хозяйствующих субъектов. Получила развитие соответствующая новому уровню рыночных отношений институциональная система, охватывающая обеспечение прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические механизмы принятия решений.

Несмотря на различные  подходы к оценке роли государства, во всех развитых странах существует государственное регулирование  экономики. Факторы, которые обусловливают необходимость государственного регулирования экономики разнообразны, но их можно сгруппировать на основе определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Факторы, обусловливающие необходимость  
государственного регулирования экономики 1

Группа  факторов

Состав  групп

Факторы, связанные с разрешением  проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма

1. Ограничение стихийности рыночных процессов 
2. Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры 
3. Производство общественных товаров, обеспечение общественных потребностей и нужд

4. Поддержание конкурентности, открытости  рынка 
5. Усиление конкурентных позиций на мировом рынке

Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства

1. Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения "правил игры" для хозяйствующих субъектов 
2. Обеспечение антициклического развития экономики 
3. Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности 
4. Формирование оптимальной структуры народного хозяйства 
5. Поддержание макроэкономического равновесия 
6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики 
7. Потребность в государственных инвестициях, малопривлекательных для частного капитала 
8. Регулирование денежного обращения 
9. Содействие развитию научно-технического прогресса

Факторы, связанные с решением социальных проблем

1. Обеспечение рационального перераспределения доходов 
2. Обеспечение экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности 
3. Обеспечение полной занятости населения 
4. Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовка кадров)


Большинство ученых-экономистов  определяют государственное регулирование экономики как систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, направленную на достижение определенных социально-экономических целей.

Основными объектами, на которые  направлено воздействие государства  в сфере экономики, являются: 2

процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

структура форм собственности;

социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная  структуры народного хозяйства;

процесс воспроизводства;

государственный сектор экономики;

условия и источники накопления капитала;

денежное обращение;

цены, антиинфляционные процессы;

конкурентная среда;

предпринимательство;

инвестиции, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

социальная сфера, трудовые отношения, механизмы защиты населения;

занятость, кадры;

окружающая среда;

внешнеэкономическая деятельность страны.

Таким образом, государственное  регулирование охватывает различные  сферы хозяйственной жизни общества как на микро-, так и на макроуровне, включая международные экономические  отношения.

 

Главный предмет государственного воздействия в долгосрочном аспекте - рост национального богатства и  национального имущества, в среднесрочном - экономический цикл, в краткосрочном - хозяйственная конъюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этому  предмету состоит в том, чтобы  в периоды кризисов и депрессий  стимулировать спрос на товары и  услуги, капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов, а в период циклического подъема - сдерживать экономический рост.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует  и цели, которые оно ставит перед  собой. Множество объектов воздействия  обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру. Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название "дерево целей".

Главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической  стабильности в обществе. Непосредственным последствием этой главной цели государственного регулирования в любой стране и не менее важной конкретной целью  выступает формирование стартовых  условий и потенциала экономического роста, а на этой основе - повышение  благосостояния народа.

Задачи государственного регулирования экономики – набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся следующие составляющие: 3

экономический рост и экономическое  развитие;

полная и эффективная  занятость;

ориентация на достижение экономической эффективности;

стабильный уровень цен; экономическая свобода;

справедливое распределение  доходов;

сбалансированность внешнеторгового  баланса страны.

Многоугольники целей  государственного регулирования - взаимосвязанный  набор важнейших целевых установок  социально-экономического развития. Наиболее распространен так называемый «магический  четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность: 4

экономический рост;

высокий уровень занятости;

стабильность цен или  устойчивость денег;

внешнеэкономическое равновесие.

Могут быть и другие варианты представления задач государственного регулирования в систематизированной  форме.

Государство использует методы прямого и косвенного регулирования  экономики. Использование этих методов  предполагает применение характерных  для них приемов и средств (рис. 1). Так, метод прямого регулирования реализуется средствами административного и экономического воздействия. Косвенное регулирование реализуется только экономическими методами.

В экономических средствах  воздействия на хозяйственные процессы могут переплетаться прямые и  косвенные методы. Особенно наглядно это проявляется на примере использования  такой формы регулирования, как  учетная ставка. Установление нормы  учетной ставки центральным банком страны на основе проводимой им дисконтной политики – факт прямого воздействия, а влияние данной нормы ставки процента опосредованно определяет тенденцию развитии кредитных отношений, изменение ссудного процента, движение ссудного капитала.

Рис. 1. Формы и методы воздействия  государства  
на экономическую систему

 

1.2. Экономические  функции государства

Анализируя международный  опыт, можно прийти к выводу, что  нигде в мире современное предпринимательство  не может развиваться, тем более  формироваться без государственного регулирования и поддержки. Можно  считать, что в мире развитого  предпринимательства признано: государственное  регулирование в тех или других формах, масштабах – это закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование  предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического  обеспечения государством благоприятной  среды для формирования и устойчивого  развития современного предпринимательства.

Государство в период становления  предпринимательства выполняет  следующие основные функции. Первая функция – это формирование субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики. При выполнении этой функции важно учитывать социальную базу для формирования цивилизованных предпринимателей в России в целом и ее регионах.

В России такой базой являются люди, осваивающие бизнес. Поскольку  цивилизованное предпринимательство  – это специфический бизнес, дадим классификацию российских бизнесменов по такому существенному признаку, как их способности и возможности освоения предпринимательства, в его научном понимании. На основе данного критерия, с известной долей условности, можно выделить следующие типы российских бизнесменов.

Первый – статичный бизнесмен, реализация способностей которого позволяет традиционными, статичными методами получать обычную прибыль в том или другом размере в зависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке и его сегментах, экономической, правовой, организационной среды, создаваемой государством на том или другом этапе для производства, коммерческой деятельности.

Второй тип – случайный бизнесмен. Представители этого типа "привнесены" в бизнес сложившимися в России политическими, социальными и другими условиями (возможность нажиться за счет участия в приватизации, близость к номенклатуре, отсутствие моральных принципов; невозможность заняться прежним родом деятельности вследствие разорения предприятий, учреждений культуры, образования, сокращения армии).

Третий тип – это подлинный предприниматель, способный и пытающийся реализовать свои способности в современных условиях в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе.

Для статичного бизнесмена должна быть создана благоприятная среда  и обеспечена селективная поддержка  в зависимости от значимости сферы, в которой бизнесмен выполняет  необходимые для общества функции. При этом криминальный бизнес необходимо искоренять.

Случайный бизнесмен, очевидно, сам будет в основном вытеснен из сферы предпринимательства при  создании условий для конкуренции  как подлинной экономической  состязательности.

Первая функция государственного регулирования – создание режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала подлинных предпринимателей.

В сфере бизнеса заняты в основном молодые люди. Примерно 87% из них имеют возраст от 20 до 40 лет. Четко выраженной тенденцией в динамике возрастной структуры в сфере малого и среднего бизнеса является ускорение процесса омоложения за счет вытеснения лиц старше 40 лет лицами в возрасте до 30 лет при стабильном удельном весе возрастной группы от 30 до 40 лет.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике