Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:57, курсовая работа
Их позиции о регулировании экономики менялись в зависимости от различных экономических формаций. В настоящее время экономисты рассматривают следствия перехода общества к рыночной экономике, предлагая линии улучшения её функционирования, главнейшая из которых – становление результативного государственного регулирования.
Целью изучения является обоснование значительности государственного регулирования экономики, его главной роли в построении экономически развитого общества.
Введение__________________________________________________________3
1. Эволюция оценки роли государственного регулирования экономики_________________________________________________________5
1.1. Меркантилизм, Экономический либерализм, Неоклассическая теория_____________________________________________________________5
1.2. Кейнсианство и государственный дирижизм_______________________8
2. Роль государственного регулирования рыночной экономики_____________12
2.1. Недостатки рыночной экономики. Причины перехода к экономике смешанного типа____________________________________________________12
2.2. Роль и функции государственного регулирования
экономики_________________________________________________________16
3. Результаты государственного регулирования экономики, пути разрешения его противоречий___________________________________________________20
3.1. Уровень эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________20
3.2. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________24
Заключение________________________________________________________28
Библиографический список___________________________________________31
Факультет управления
Кафедра экономической теории и управления трудовыми ресурсами
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Роль
Выполнил студент:
Шифр группы
Научный руководитель -
ст. преподаватель
Оценка _____________________
Содержание
Введение______________________
1. Эволюция оценки роли государственного
регулирования экономики_____________________
1.1. Меркантилизм, Экономический либерализм,
Неоклассическая теория________________________
1.2. Кейнсианство и государственный дирижизм______________________
2. Роль государственного
2.1. Недостатки рыночной экономики. Причины
перехода к экономике смешанного типа_______________
2.2. Роль и функции государственного регулирования
экономики_____________________
3. Результаты государственного регулирования
экономики, пути разрешения его противоречий______________
3.1. Уровень эффективности государственного
регулирования экономики_____________________
3.2. Пути повышения эффективности государственного
регулирования экономики_____________________
Заключение____________________
Библиографический список________________________
Злободневность выбранной для исследования
темы можно объяснить наличием глобальных
изменений в существовании различных
обществ, которые взяли курс на переход
к экономике рыночного типа и связанных
с этим проблемами её становления и работы.
В обстановке общемировых изменений происходит
кардинальное модифицирование роли государства
в развитии общества. Государство начинает
превращаться в многофункциональный механизм
исполнения экономических, политических,
а также социальных задач. Необходимо
обосновать степень эффективности государственной
роли в регулировании механизмов экономики
и обозначить ее практическую важность
в недопущении «падений рынка» и улучшении общественной
Проблема роли государственного регулирования
экономики в течение многих веков служила
объектом изучения многих экономистов.
Их позиции о регулировании экономики
менялись в зависимости от различных экономических
формаций. В настоящее время экономисты
рассматривают следствия перехода общества
к рыночной экономике, предлагая линии
улучшения её функционирования, главнейшая
из которых – становление результативного
Целью изучения является обоснование
значительности государственного регулирования
экономики, его главной роли в построении
экономически развитого
Задачами исследования
- определить единую позицию мировых экономистов,
в вопросе, затрагивающем роль государственного
регулирования экономики, ее крайней необходимости;
- установить предпосылки перехода общества
к экономике смешанного типа, определив
недочеты в работе рыночных механизмов;
- проанализировать результаты государственного
регулирования экономики, определить
уровень его эффективности на современном
этапе экономического развития;
- оценить перспективы повышения эффективности
государственного регулирования экономики.
Предметом исследования является процесс
влияния государственных институтов на
экономические структуры общества с целью
осуществления социальных функций
Объектом исследования служит рассматриваемый
период перехода к экономике рыночного
типа, преимущественно в России конца
XX – начала XXI века.
Теоретической и методологической
основой исследования послужил системный
метод исследования. Были использованы
научные труды ученых по проблеме роли
1.Эволюция оценки роли государственного регулирования экономики
1.1. Меркантилизм, Экономический либерализм, Неоклассическая теория
Вопрос о месте, роли и функциях государства в экономике занимал умы учёных с самого возникновения экономической науки. В XV-XVII вв., в период первоначального накопления капитала, представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики. В силу отождествления богатства с деньгами и убеждения в способности государства накопить денежное богатство меркантилисты (в их числе У. Стаффорд, Г. Скаруффи) предложили государству осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране: запретить вывоз денег за границу, ввести государственную монополию на торговлю валютой. В XVII веке, во время великих географических открытий, возрастания экономической мощи торговой буржуазии представители позднего меркантилизма (Т. Мен, А. Монкретьен) предлагали государству сформировать активный торговый баланс за счёт вывоза изделий из страны и обложения высокими пошлинами ввоз иностранных товаров. Также выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране, продавать дороже в другой. С целью освобождения страны от необходимости импорта поощрялось развитие промышленности. Меркантилизм стал теоретической базой государственной политики – протекционизма, направленной на защиту экономики от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков.
Не было государства
с XVII и до наших дней, не прибегавшего
в определённых условиях к
В Новое время накопившийся промышленный
капитал жаждал освобождения от государственной
опеки. На смену меркантилистам приходят
создатели классической школы политической
экономики (А. Смит, Д. Рикардо) с новыми
взглядами экономического либерализма.
Смит был сторонником идеи равновесия,
которое устанавливается в экономике
стихийно при отсутствии государственного
вмешательства.
Такое естественное функционирование экономики Смит назвал принципом «невидимой руки», а роль государства ограничивал функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности. Рикардо же обращал особое внимание на необходимость выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества. Он доказал, что высокие пошлины на ввозимые в Великобританию продукты питания и сырьё удорожают их. Обосновав принцип сравнительных затрат, Рикардо обосновал выгоды, приносимые международной специализацией производства.
В последствие, выдвинутые Рикардо
предложения легли в основу экономической политики Англии,
В XX веке образовался целый спектр мнений
относительно роли, целей и возможностей
государственного вмешательства в рыночную
экономику. При этом взгляды ученых менялись
в зависимости от условий развития мирового
хозяйства – был ли то период процветания,
или затяжного кризиса. Существенно маятник
сомнений поворачивался дважды: 30-60-е –
в сторону активизации роли государства,
с 70-х – в сторону возрастания регулирующего
воздействия рыночных механизмов. Увеличивалась
роль экономической теории в разработке
научно обоснованной экономической политики государства.
Основателей неоклассического направления
(Э.Чемберлин, А. Маршал, М.Фридмен) мало
интересовали вопросы социального развития.
Главными в экономике они признавали собственный
интерес человека. Экономика рассматривалась
ими как гармоничная система, где эгоизм
каждого через посредство свободной конкуренции
ведёт к наибольшему благосостоянию всего
общества. Поэтому, всякое вмешательство
государства наносит вред действиям рыночных
сил, затрудняя достижение индивидуумом,
а, следовательно, всем обществом своего
оптимума. Однако, отвергая прямое государственное
вмешательство, неоклассики не отрицают
возможную его долю, предлагая конкретные
меры государственного регулирования
экономики. В настоящее время все они согласились
с тем, что роль государства должна заключаться
в охране закона и порядка, в защите прав
собственности, поддержании конкуренции,
обеспечении неинфляционного денежного
обращения, осуществлении налоговой политики,
стимулирующей предпринимательство. В
то же время, неоклассики подчёркивают,
что государство не должно нарушать законы
рыночной экономики. В частности, перераспределение
дохода и богатства должно происходить
в разумных рамках, ибо «уравниловка»
убивает предпринимательскую инициативу.
По их мнению, не следует санкционировать
близкие к банкротству
Нет в их концепции и предложений
по преодолению свойственной рыночной
экономике цикличности: неустойчивость,
как считают неоклассики, – это плата
за эффективность. Учёные же Чикагского
университета США, сторонники либеральной
экономики, считали, что государственное
вмешательство целесообразно только тогда,
когда можно чётко определить отрицательную, т.е.
Чикагский профессор М. Фридмен, опираясь
на свою теорию денег, так называемый,
«монетаризм», предложил программу преодоления
инфляции. Денежная масса в обращении
оказывает непосредственное влияние на
уровень цен, следовательно, на спрос,
а через него на хозяйственные процессы
в целом, в частности, на объём производства
и занятость. Стабильный рост запаса денег,
настаивал Фридмен, обеспечивает стабильный
рост производства.
Отсюда «денежное правило»:
Центральный банк обязан поддерживать
устойчивость прироста денежного запаса
независимо от циклического движения
хозяйственной конъюнктуры. Правительствам
Фридмен предложил следующую пр
1. Отказ от циклического регулирования
количества денег в обращении. Контроль
центрального правительства над денежной
массой, не допускающий её роста более чем на 3-5% в
2. Установление высокого
3. Прекращение роста заработной платы
(как ценообразующего фактора), даже её
падение, для чего нужно сохранить безработицу
на высоком уровне.
Предложения монетаристов были высоко
оценены правительствами многих стран
в период острейшего кризиса 70-х годов.
Правительства США и Великобритании стремились
также снизить темпы роста денежной массы
путём повышения высокого банковского
процента. И замедлить этот темп удалось.
Однако эта мера не стала популярной, так
как препятствовала росту деловой активности.
В то же время, ограничение роста заработной
платы помогло подавить гиперинфляцию
70-х – начала 80-х годов, а «денежное правило»
М. Фридмена легло в основу политики международных
валютно-финансовых организаций нашего времени.
В 70-80-е годы ещё одна неоклассическая
теория нашла применение на практике государственного
регулирования экономики. Её создатели
(А. Лаффер, Дж. Гильдер) стремились отыскать
пути выхода из стагнации производства
периода кризиса 70-х годов. По данной теории
именно государство должно обеспечить
условия для процесса накопления капитала
(за счёт капитализации части прибыли,
за счёт кредитов) и повышения производительности
производства. Особое значение придавалось
анализу предложения (считая, что спрос
рождает предложение), а значит, эффективности
использования факторов производства,
среди которых особо выделяется предпринимательство.
Важнейшим средством его стимулирования
эта теория считает налоговую политику
государства, а именно, снижение ставки
налога, причём в большей степени для богатых
слоёв населения. Предполагалось, что
с расширением производства бюджет пополнится
большими доходами даже при меньших ставках
налога. Созданный «экономикой предложения»
проект налоговой реформы был претворён
в жизнь при президенте Р. Рейгане. Налоговой
политикой государству удалось поддержать
предпринимательскую инициативу. Об этом
свидетельствует тот факт, что американская
экономика в 80-х годах преодолела стагнацию
и вступила в период
1.2. Кейнсианство и
Основы кейнсианского направления экономической
мысли были заложены Дж. М. Кейнсом в его
книге «Общая теория занятости, процента
и денег» (1936). Также как и для неоклассиков
рынок для кейнсианцев это механизм свободных
цен, равновесия спроса и предложения.
Однако кейнсианство иначе оценивает
возможности этого механизма, поэтому
и роль государственному регулированию
отводит несколько иную. Благодаря Кейнсу,
разработавшему принципы макроанализа,
предложившему основы антикризисной политики
государства, данная теория ставит своей
целью не выявление особенностей поведения
той или другой фирмы (чем занимается микроанализ),
а нахождение способов определения различных
переменных величин, влияющих на экономическое
развитие страны. Это и есть макроэкономический
подход, исследующий экономику как целое.
Кейнс подчёркивал, что условия процветания
одного человека или фирмы не всегда идентичны
условиям процветания всей экономики
страны. Напротив, между ними чаще возникают
противоречия, решение которых находится
в сфере общих условий воспроизводства
и подлежит государственному воздействию.
Последователи Кейнса создали концепцию
так называемой кейнсианской смешанной
экономики, согласно ей преимущества рыночной
экономики заключаются в её динамичности,
способности к саморегуляции, гибкости,
обеспечению быстрого роста. Однако на
лицо факт, что далеко не все проблемы
рыночный механизм может решить, в первую
очередь, из-за наличия собственных недостатков.
Это неустойчивость, цикличность характера
рыночной системы, когда бурный рост сменяется
спадом, наличие безработицы. Важно, что
рынок не способен оценить общественные
блага, такие как национальная оборона,
охрана окружающей среды и т.д. А всё потому,
что он безразличен к социальному результату:
распределение дохода, обусловленное
действием рыночных сил, отнюдь не соответствует
представлениям общества о социальной
справедливости.
Поэтому государство может вмешиваться
в экономику с целью достижения
большей справедливости. В результате
формируется смешанная система,
в которой государство
Главное направление государственной
антициклической политики, по мнению кейнсианцев,
- воздействие на инвестиции.
В условиях экономического спада предлагается
стимулировать их расширение: во-первых,
путём увеличения государственных расходов
на закупку товаров в целях компенсации
недостающего частного спроса; во-вторых,
за счет поддержания не слишком высокой
нормы банковского процента, с допущением
выпуска дополнительных денег и как следствие
умеренной инфляции; в-третьих, путём регулирования
ставки налогообложения для повышения
производственного и потребительского
спроса. В периоды же начинающегося бума,
грозящего кризисом перепроизводства,
предлагаются меры, ограничивающие рост
инвестиций и производства
Также кейнсианцы разработали множество
теорий экономического роста, которые
широко использовались правительствами
развитых капиталистических стран в 50-60-х
годах. В регулировании объёма инвестиций
решающее значение придается государственным
расходам, расширение которых отчасти
обеспечивается дефицитным финансированием.
Основная цель роста государственных
расходов – увеличение спроса со стороны
самого государства и создание благоприятных
условий для капиталовложений. Важнейшими
направлениями государственных расходов
должны быть научные исследования, производственная
и социальная инфраструктура. Правительственные
инвестиции дают отраслям первоначальный
толчок, тем самым, способствуя расширению
производства в сырьевых отраслях и смежных
производствах, что приводит к росту занятости
и повышению спроса на потребительские
товары, далее расширению производства
предметов потребления.
Информация о работе Роль государственного регулирования в современной экономике