Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:57, курсовая работа
Их позиции о регулировании экономики менялись в зависимости от различных экономических формаций. В настоящее время экономисты рассматривают следствия перехода общества к рыночной экономике, предлагая линии улучшения её функционирования, главнейшая из которых – становление результативного государственного регулирования.
Целью изучения является обоснование значительности государственного регулирования экономики, его главной роли в построении экономически развитого общества.
Введение__________________________________________________________3
1. Эволюция оценки роли государственного регулирования экономики_________________________________________________________5
1.1. Меркантилизм, Экономический либерализм, Неоклассическая теория_____________________________________________________________5
1.2. Кейнсианство и государственный дирижизм_______________________8
2. Роль государственного регулирования рыночной экономики_____________12
2.1. Недостатки рыночной экономики. Причины перехода к экономике смешанного типа____________________________________________________12
2.2. Роль и функции государственного регулирования
экономики_________________________________________________________16
3. Результаты государственного регулирования экономики, пути разрешения его противоречий___________________________________________________20
3.1. Уровень эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________20
3.2. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________24
Заключение________________________________________________________28
Библиографический список___________________________________________31
Так, по цепной реакции, происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала. «Кейнсианская модель могла быть устойчивой лишь в условиях высоких темпов роста национального дохода, которые создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е годы при резком ухудшении условий воспроизводства кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль» [13, с. 17].
Таким образом, если неоклассики
готовы были расплачиваться с неустойчивостью,
неравенством, безработицей за предпринимательскую инициативу и
эффективность во имя непрерывного движения,
без которого капитал перестаёт быть капиталом,
то кейнсианцы отдавали предпочтение
«социальной справедливости» в распределении,
поддерживать которую способно только государство.
После второй мировой войны во Франции
сформировалась социологическая школа.
Её представители и основатель Ф. Перру
критично относились к неоклассической
теории, выступая против их трактовки
экономики как замкнутой, самодовлеющей
системы, доказывая, что она неразрывно
связана с социальными отношениями, политикой
и идеологией. Перру утверждал, что механизм
свободной конкуренции не выполняет более
роли регулятора равновесия: рынок структурно
преобразован монополиями и вмешательством
других институтов. Отмечая необходимость
учитывать помимо чистой конкуренции
государственное предпринимательство,
конфликты между капиталистами и лицами
наёмного труда, Перру доказывал, что экономические
единицы связаны между собой ассиметричными
отношениями экономической и
Перру предложил свою концепцию экономического
равновесия, в которой главное место занимает
активный агент, т.е. фирма или государство,
выполняющие определённые экономические
функции, действующие в соответствии с
конкретной стратегией.
Поведение экономических агентов при этом
обусловлено не рыночным механизмом обмена
товаров, а соотношением сил партнёров
по экономической деятельности. Ведя настойчивый
поиск подлинных дирижёров экономической
игры, Перру обосновывал необходимость
существенного усиления воздействия государства
на экономику. Социологическая школа также
рекомендовала государству концентрировать
внимание на первоочередном развитии
современных новейших отраслей: тяжелой
промышленности, химии, машиностроении,
нефтепереработки, как движущих сил прогресса,
совершенствующих другие отрасли (например,
электроника), подготавливающих нововведения
в будущем (роль атомной энергии). Концепция
государственного дирижизма Перру использовалась
на практике государственного регулирования
во Франции после войны вплоть до 70-х годов,
когда укрепились позиции крупного капитала,
все менее заинтересованного в строгой
государственной регламентации.
2. Роль государственного
2.1. Недостатки рыночной экономики. Причины перехода к экономике смешанного типа
Если в позднеиндустриальном обществе
роль государства в экономике
была довольно велика, то в конце XX столетия
на гребне демократической волны
возобладало представление о
возможности и необходимости
рыночного саморегулирования. Этому
способствовали сами исторические факты:
крах мирового социализма, отход от прогосударственной
ориентации в развитых странах в 80-х годах,
успешные результаты приватизационного
бунта
[4, с. 163].
Однако, со временем самовластная рыночная система выявила существенные недостатки в своём функционировании, обнаружили себя так называемые «провалы» рынка, появившиеся в массовых масштабах на практике [2, с. 45]. Эти сбои обусловили необходимость государственного вмешательства в экономику с целью разрешения возникших противоречий. Требовалось найти пути стимулирования экономического роста с учётом включения в социально-экономическую систему важнейших, но не принимавшихся во внимание рыночной экономикой, критериев общественных благ и социального равенства.
Так стало очевидным, что реальная
экономическая система способна
успешно развиваться в условиях
централизованного и
Обоснуем необходимость государственного
регулирования, назвав недостатки рыночной
экономики и последствия её функционирования.
Основными из последних следует назвать
такие, как «неравномерность распределения
мировых ресурсов и сложность демографических
проблем, а также возрастающая угроза
экологических бедствий» [15, с. 36]. Рыночная
система породила мировые хозяйственные
кризисы и массовую безработицу. В России
же в перестроечный период с 1992 по 1998год,
вопреки ожиданиям благоприятных последствий
от либерализации экономики, внутренний
валовой продукт только сократился на
44%, равно как и промышленное производство
на 56%.
Производство труда во всех приватизационных
отраслях упало в 2-3 раза. Государство разом лишилось значительной
части предприятий, пополняющих бюджет.
Последствия особо ярко проявились в августе
1998 года, когда рухнула вся государственная
финансовая система. В данной ситуации
не был учтён тот факт, что расширить конкуренцию
можно и без массовой приватизации государственных
предприятий. К тому же зарплату работникам
переставали платить именно после перехода
предприятий в частную собственность.
Большое количество прибыли через дилерские
сети уходило за рубеж. При остром дефиците
товаров расширялось незаконное их производство [14, с. 15-22].
Изначальными причинами увеличения масштабов
государственного вмешательства в экономику
было стремление придать современному
обществу гуманный характер, обеспечив
равные права всем, и избавить экономику
от её хронических трудностей [15, с.
Рыночной экономике свойственен цикличный
характер. Поэтому после любого нарушения
равновесия начинают действовать механизмы
приспособления к новым условиям вплоть
до установления нового оптимума. Однако
в ходе процесса приспособления могут
возникнуть «такие соотношения между
ценами и количеством производимых товаров
и услуг, что образуется так называемые
«чёртов круг», т.е. воспроизводство кризиса.
Если в связи с
неожиданно сократившимся спросом
предприятия начнут меньше производить,
введут неполный рабочий день и сократят число
занятых, то снизятся доходы и платежеспособный
спрос населения. Предприятия будут приспосабливаться
к новому сокращенному спросу и еще более
экономить на рабочей силе, а это еще более
сократит спрос. Из-за недозагрузки производственных
мощностей прекратятся новые инвестиции.
Процесс сокращения производства ускорится,
и будет постепенно охватывать все новые
отрасли. Первоначальное сокращение спроса
сыграет, таким образом, роль первотолчка в цепной реакции»
Одно из слабых мест механизма рыночной экономики — обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости.
В относительно слаборазвитых
регионах хуже условия заработка
и инвестиций. Конкурентоспособные рабочие и служащие, предприниматели
и активная молодежь устремляются в городские
агломерации. Платежеспособный спрос
в этих регионах сокращается, а вместе
с ним уменьшается стимул к капиталовложениям,
несмотря на низкую цену на землю.
Количественный рост во многих сферах
промышленности и строительства связан
с безвозвратным расходованием невоспроизводимых
ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую
среду.
Целесообразной была
бы переориентация хозяйственного развития
на качественные показатели. Рыночный механизм не в состоянии
обеспечить такую переориентацию.
Накопление капитала ведёт к его концентрации
и слиянию форм деятельности. Таким образом,
число крупных компаний, определяющих
ситуацию на рынке, сокращается, а их доля
в выпуске продукции, инвестициях и занятости
возрастает. Поучается, основной двигатель
рыночного прогресса – конкуренция подрывает саму
В России особенно ярко проявила себя
инфляция и финансовая нестабильность
из-за стремления к приближению внутренних
цен к мировым.
И это свершилось, в
то время как рабочая сила –
тот же товар, оценивалась по прежним
низким ценам. Уровень жизни снизился
ещё более [1, с. 105].
Рыночная система допускает нарушения
внутренней стабильности. Исходя из этого,
старики, больные, инвалиды могут вообще
ничего не получать на рынке: рынок не
принимает во внимание обеспечение социального
равенства. К тому же рынок не занимается
производством общественно полезных благ,
которые были бы доступны и бесплатны
для населения.
Это внутренняя и внешняя безопасность,
здравоохранение, образование, функционирование
центральных, муниципальных управленческих
и судебных органов. Только государство
в интересах всего населения способно
исключить эти блага из сферы рыночных
отношений, предоставив их бесплатно обществу
за счёт налогов, принудительных сборов,
отчислений во внебюджетные фонды.
Рыночные структуры не принимают во внимание
так называемые внешние негативные эффекты
предпринимательской деятельности, которые,
как правило, не ложатся целиком на один
какой-либо объект, а распространяются
и на другие. Примером служат нередкие
случаи безответственного отношения к
окружающей среде, её загрязнение. Связано
это с отсутствием принципа материальной
ответственности, с необходимостью вмешательства
объективных сил – государственных органов
для принудительных мер воздействия по
оплате возникающих такого рода народнохозяйственных затрат [
Рыночная система не в состоянии функционировать
без особых сфер деятельности, обеспечивающих
эффективное производство товаров и услуг
– без соответствующей инфраструктуры.
Этот комплекс является предметом особого
внимания со стороны государства, способного
организовать хозяйственные процессы
в масштабах всей страны. Сюда относятся
естественные монополии, крупнейшие корпорации:
предприятия транспорта, связи, энергетики,
путей сообщения, строительства дорог
и каналов.
Это также учреждение
университетов, поощрение науки
и развития научно-технического прогресса,
гарантия надёжности национальной валюты, создание денег и выпуск их в обращение.
Самостоятельно рыночный механизм не
в состоянии обеспечить необходимое единство
социальных и экономических систем: отчетности,
делопроизводства, сертификации, стандартизации.
[18, с. 85-89].
Итак, с выявлением неспособности рынка
преодолеть перечисленные противоречия
следует обозначить функции государства
в процессе их разрешения и установления
экономического равновесия.
2.2. Роль и
функции государственного
Основные функции и задачи государства
в переходной экономике можно свести к следующему:
- институциональные преобразования –
разгосударствление и приватизация, т.е.
преобразование государственной собственности
в негосударственные формы (индивидуальную,
групповую, акционерную и т.д.), создание
необходимых условий формирования ответственных
и эффективных собственников; также передача
соответствующих управленческих полномочий
на уровень предприятий, замена вертикальных
связей горизонтальными, которые могут
происходить и без смены собственника;
поддержание беспрепятственного динамичному развитию
рыночной экономики оптимума в соотношении
различных форм собственности [18, с. 276, 283-284];
- «создание общих законодательных и
правовых предпосылок, своего рода правил
игры для рыночной экономики» [11, с. 124],
а именно патентное право, законодательство
о товарных знаках, также борьба с недобросовестной
конкуренцией и защита прав
- содействие развитию предпринимательской
деятельности, проведение антимонопольной
политики государства (с целью предотвращения
банкротства мелких производителей, возможного
ухудшения качества товаров, отставания
в научно-техническом прогрессе);
- прямое государственное владение и
управление основными компонентами инфраструктуры
народного хозяйства, естественными монополиями,
особо важными в политическом, экономическом
и финансовом отношении производствами
(оборонный, топливно-энергетический комплексы,
гражданское машиностроение, металлургия,
медицина, предприятия связи и т.д.); роль
государственного сектора экономики заключается
в перераспределении значительных денежных
средств на социально-экономические цели
всей страны, в помощи регионам с недостаточным
капитальным обеспечением, в оказании
влияния посредством денежно-кредитной
политики на экономический рост; будучи
крупным собственником, государство осуществляет
закупки большой части продукции частного
сектора;
- «развитие и укрепление общефедеративных
начал в регулировании экономических
и социальных процессов при недопущении
унитаристских тенденций и одновременно
создание условий для максимальной самостоятельности,
самофинансирования и управления регионов,
исключающего в то же время самоуправные,
сепаратные действия по вопросам, затрагивающим
интересы Федерации в целом или интересы
других ее субъектов» [11, с. 124];
- «разработка и проведение активной промышленной
политики, участие в ключевых инвестиционных,
структурно-технологических программах
путем полного или частичного финансирования,
предоставления экономических гарантий,
льготных кредитов»[11, с. 124] за счёт эффективного
бюджетного планирования (финансировании
расходов в пределах величины бюджетного
дефицита) и за счёт мер оздоровления финансового
положения предприятий как основных источников
финансирования инвестиций; регулирование
банкротства с целью соблюдения баланса
защиты государства, работников, реорганизации
нерентабельного предприятия им его передачи
более эффективному собственнику [1,
Информация о работе Роль государственного регулирования в современной экономике