Роль государственного регулирования в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Их позиции о регулировании экономики менялись в зависимости от различных экономических формаций. В настоящее время экономисты рассматривают следствия перехода общества к рыночной экономике, предлагая линии улучшения её функционирования, главнейшая из которых – становление результативного государственного регулирования.
Целью изучения является обоснование значительности государственного регулирования экономики, его главной роли в построении экономически развитого общества.

Содержание работы

Введение__________________________________________________________3
1. Эволюция оценки роли государственного регулирования экономики_________________________________________________________5
1.1. Меркантилизм, Экономический либерализм, Неоклассическая теория_____________________________________________________________5
1.2. Кейнсианство и государственный дирижизм_______________________8
2. Роль государственного регулирования рыночной экономики_____________12
2.1. Недостатки рыночной экономики. Причины перехода к экономике смешанного типа____________________________________________________12
2.2. Роль и функции государственного регулирования
экономики_________________________________________________________16
3. Результаты государственного регулирования экономики, пути разрешения его противоречий___________________________________________________20
3.1. Уровень эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________20
3.2. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________24
Заключение________________________________________________________28

Библиографический список___________________________________________31

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Нельзя допустить, чтобы  формирующуюся финансовую стабильность подорвали спекулятивные операции или колебания мировой конъюнктуры. Опыт последних лет показал, что «глобальные правила игры», предполагающие быстрые и крупномасштабные переливы капиталов, могут спровоцировать глубокие кризисы. Поэтому при всей важности валютной и финансовой либерализации она должна проводиться постепенно, по мере укрепления рынка и повышения его устойчивости к внешним токам. 
 Как показывает мировой опыт, набор технических, регулятивных рычагов как долгосрочного, так и краткосрочного действия по предотвращению дестабилизации на финансовом рынке достаточно велик — от ставок налогообложения до прямых количественных ограничений на ввод «коротких» средств. Аналогично, чтобы не допустить расшатывающего валютный рынок притока валюты, использовались и квоты на объемы обмена иностранной валют на национальную, и более жесткие размеры валютной позиции для иностранных банков.  
 7. Актуальны меры, стимулирующие развитие внутреннего финансового рынка и делающие операции на нем более привлекательными по сравнению с внешними инвестициями. Важную роль должны играть балансовые нормативы, налоговые рычаги, трактующие внутренние рублевые операции как более предпочтительные по сравнению с внешними валютными ресурсами. 
 Очевидно, все эти задачи не могут быть решены сразу — для этого требуются и консолидированная заинтересованность участников рынка, и политическая воля, и объективные экономические условия, и многое другое. Но уже сейчас, пока экономическое положение дает нам запас прочности, нужно начинать системную работу по формированию основ устойчивого и долгосрочного развития страны, позволяющих эффективно интегрироваться в глобальную экономику и укреплять позиции национальных рынков и национального бизнеса [9, с. 34-37]. 

                                     Заключение 

Экономика государства  представляет собой множество составляющих (людские ресурсы, полезные ископаемые, механизмы и др.), которые находятся  в тесном взаимодействии. В полной мере сконцентрировать эти различные компоненты в единую, хорошо отлаженную систему, способную обеспечивать их продуктивную работу, под силу только государству.

Окончание  двадцатого века ознаменовалось определением экономистами «Золотой середины»  в вопросе роли государственного регулирования экономики  и ее необходимости в социально-экономической стабильности любого развитого общества.

Верховными органами власти многих стран применяются в равной степени как идеи Фридмена так и кейнсианские наработки.   

Основные предпосылки перехода к рыночной экономике можно проследить в «расставшихся» с тоталитарной системой и развивающихся странах, правительство которых пытается выйти из всеобъемлющего кризиса. Например, в нашей стране в конце XX века основными предпосылками, на мой взгляд, стали: крах социализма, отход от жесткого централизованного управления, проведение приватизации. К недостаткам рыночной экономики можно отнести  недостаточную обеспеченность занятостью населения, возрастающую  угрозу экологических бедствий, демографические проблемы развитых стран.

В настоящее время  во многих мировых государствах создана  и успешно функционирует развитая  система госрегулирования. Накоплен  огромный опыт результативного государственного регулирования в развитии социального обеспечения, в международных экономических отношениях, урегулировании мировых торговых, валютно-финансовых проблем, в международной экономической интеграции.

Ведется постоянная работа над совершенствованием  механизма  прогнозирования и госрегулирования экономики, заключаются межгосударственные экономические союзы.

Первоочередное значение, с точки зрения перспектив системы государственного регулирования социальных и экономических процессов, имеют новые тенденции в развитии научно-технического прогресса - широкомасштабное внедрение в важнейшие сферы общественной жизни новейших технологий в области средств связи и стремительное развитие электронно-вычислительной техники. Прежде всего, информационные и телекоммуникационные технологии, которые раздвигают границы конкуренции, ставят вопрос об их изменении или разработке новых правил и норм, т.е. о необходимости распространения законов, действующих в общественном, частном секторах и на международном уровне.

Сегодня на передний план вышли социальные и экологические проблемы, в решении которых ключевая роль принадлежит государству. Множество общественных организаций принимают активное участие в политической жизни, всё более влияя на политику государства. Проблемы здоровья населения и чистоты окружающей среды перемещаются в центр внимания деятельности законодательных органов развитых стран. Таким образом, госрегулирование стремится не только исправить недостатки рынка,               а даже выйти за его рамки, т.е. выдвинуть концепцию преобладания общественных интересов над частными.

В современных условиях, когда экономические процессы пересекают национальные границы, рынок всё  чаще оказывается не в состоянии  решить проблемы экономического роста. Поэтому в будущем сотрудничество бизнеса и правительства значительно возрастёт, усилится роль государственного регулирования, несмотря на, казалось бы, противоположную тенденцию к денационализации и разгосударствлению [18, с. 353-358].

 

Библиографический список

 

1. Бабашкина, А.М. Государственное  регулирование национальной экономики [Текс] / А.М.Бабашкина // Учебное пособие – М., Финансы и статистика - 2003. - С 480. 
 2. Бузгалин, А. «Рыноцентрическая» экономическая теория устарела [Текс] / Бузгалин, А., Колганов А. // Вопросы экономики. – 2004. - № 3.- С. 36-49. 
 3. Бузгалин, А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века [Текс] / Бузгалин, А., Колганов А. // Вопросы экономики. – 2006. - № 3.- С. 125-141. 
 4. Гайнутдинов, Р. Государство и рынок: меняющийся баланс влияния [Текс] / Р. Гайнутдинов // Управленческое консультирование. – 2006. - №1.- С. 161-171. 
 5. Губанов, С. Путь России в базисных координатах эпохи [Текс] / С. Губанов // Экономист. – 2006. - №7.- С. 3-22. 
 6. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. для вузов [Текс] / Под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина И.А. – М.: Экономика, 2000. – С.382.  
 7. Домбровский, М. Роль государства в постиндустриальной экономике [Текс] / М. Домбровский // Общество и экономика. – 2006. - №5.- С. 116-124. 
 8. Дементьев, В. Экономическая власть и институциональная теория [Текс] / В. Дементьев // Вопросы экономики. – 2004. - №3.- С. 50-64. 
 9. Ершов, М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски [Текс]  / М. Ершов // Вопросы экономики. – 2006. - №12.- С. 20-37. 
 10. Зулькарнай, И. Государство как фирма по предоставлению общественных услуг [Текс]  / И. Зулькарнай // Общество и экономика. – 2006. - № 5.- С. 74-115. 
 11. Курс переходной экономики: Учеб. для вузов [Текс]  / Под ред. Л.И. Абалкина. – Финстатинформ, М., 1997. - С.640   
 12. Некипелов, А. Проблемы трансформируемой экономики [Текс]  / А. Некипелов // Общество и экономика. – 2003. - №6.- С. 13-20. 
 13. Орешин, В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие [Текс]  / В.П. Орешин. – М.: Юристъ, 1999. – С.272. 
 14. Симонян, Р. 15 лет спустя [Текс]  / Р. Симонян // Свободная мысль – XXI.- 2006. - №7-8.- С. 15-30. 
 15. Столяров, И.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие [Текс]  / И.И. Столяров. – М.: Дело, 2001. – С.280. 
 16. Уланов, С. Экономика России: угрозы реальные и надуманные [Текс]  / С. Уланов // Банковское дело.- 2006. - № 5.- С. 39-45. 
 17. Ходов, Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учеб. [Текс]  /Л.Г.Ходов. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – С.332  
 18. Шамхалов, Ф.И. Государство экономика: основы взаимодействия: Учеб. для вузов [Текс]  / Ф.И. Шамхалов. – М.: Экономика. 2000. – С.382. 
 19. Ясин, Е. Инвестиционный климат в России [Текс]  / Е. Ясин [и др.] // Общество и экономика.- 2006. - № 5.- С. 3-56.




Информация о работе Роль государственного регулирования в современной экономике