Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:57, курсовая работа
Их позиции о регулировании экономики менялись в зависимости от различных экономических формаций. В настоящее время экономисты рассматривают следствия перехода общества к рыночной экономике, предлагая линии улучшения её функционирования, главнейшая из которых – становление результативного государственного регулирования.
Целью изучения является обоснование значительности государственного регулирования экономики, его главной роли в построении экономически развитого общества.
Введение__________________________________________________________3
1. Эволюция оценки роли государственного регулирования экономики_________________________________________________________5
1.1. Меркантилизм, Экономический либерализм, Неоклассическая теория_____________________________________________________________5
1.2. Кейнсианство и государственный дирижизм_______________________8
2. Роль государственного регулирования рыночной экономики_____________12
2.1. Недостатки рыночной экономики. Причины перехода к экономике смешанного типа____________________________________________________12
2.2. Роль и функции государственного регулирования
экономики_________________________________________________________16
3. Результаты государственного регулирования экономики, пути разрешения его противоречий___________________________________________________20
3.1. Уровень эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________20
3.2. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики_________________________________________________________24
Заключение________________________________________________________28
Библиографический список___________________________________________31
- организация системы мер по стабилизации
кризисных периодов перепроизводства,
инфляционных процессов путём проведения
грамотной кредитно-денежной политики:
в фазе спада – стимулирование кредитных
операций, в период промышленного бума
– их ограничение;
- в рамках кредитно-денежной политики:
регулирование выпуска денежной массы,
динамики валютного курса на международных
рынках силами Центрального банка России
и другими государственными финансовыми
организациями;
- проведение целенаправленной бюджетно-налоговой
политики с целью достижения конъюнктурной
стабильности, высокого уровня занятости
посредством стимулирования или ограничения
деловой активности и потребительского
спроса: увеличение государственных расходов,
т.е. снижение налогов при спадах и, наоборот,
в периоды «перегрева» экономики [18, с.
97]. - для этого организация мер, направленных
на соединение платёжеспособного спроса
(производственного и непроизводственного)
с предложением отечественными производителями
товаров и услуг;
- проведение социальной политики по достижению
улучшения материального положения, условий
жизни людей, социальной инфраструктуры
(в особенности систем образования и здравоохранения),
нормализация демографической ситуации,
предоставление различных видов социальных
гарантий, льгот, пособий, пенсий, т.е. управление
системой социального страхования;
- организация занятости населения: регулирование
развития системы рабочих мест, спроса
на рабочие места, развития системы образования,
профессиональной (в том числе по дефицитным
специальностям) подготовки кадров, организация
общественных работ, обеспечение информированности
населения о возможности
- регулирование заработной платы, её
дифференциации с точки зрения квалификации
и условий труда работников, определение
её минимального размера и соотнесение
с уровнем прожиточного минимума, также
содействие коллективно-договорному регулированию
трудовых отношений на федеральном, отраслевом,
территориальном и других уровнях [11, с.
501-502, 508];
- прогнозирование и анализ тенденций
развития экономики страны как формирование
научных предпосылок принятия управленческих
решений законодательной и исполнительных
властей, оценка возможных последствий
планируемых действий; долгосрочное планирование
(директивное, индикативное, стратегическое)
развития экономики; составление программ
социально-экономического развития –
комплекса его целевых ориентиров, путей и средств их достижения
- проведение гибкой внешнеэкономической
политики, направленной, с одной стороны,
на постепенное вхождение страны в систему
нормальных международных экономических
отношений, а с другой — на защиту основных
очагов оздоровления и развитие национальной
экономики с помощью протекционистских
мер до того момента, пока они не окажутся
в состоянии успешно конкурировать на
мировом рынке; перенесение центра тяжести
с импорта товаров на импорт капитала;
предотвращение утечки национального
капитала из-за рубежа; поощрение внешнеэкономической
деятельности финансово-промышленных
групп с целью расширения рынков сбыта
за рубежом и налаживания эффективной
международной производственной кооперации.
Таким образом, процесс государственного
регулирования рыночной экономики должен
основываться на выборе общенациональных
целей, интересов и задач. Важно, чтобы
государственное вмешательство оставалось
эффективным и не противоречило объективным
законам рынка.
3. Результаты государственного регулирования
экономики, пути разрешения
3.1. уровень эффективности государственного
регулирования рыночной экономики
В демократичном обществе государство
должно передать ответственность за предоставление
товаров и услуг частному сектору. Само
оно должно ориентироваться на производство
общественных благ. Вопрос состоит в том,
как правильно определить границы благ,
роли государства и деятельности частного
сектора [7, с. 116 – 118], для этого нужно выявить
уровень эффективности госрегулирования.
К вопросу об эффективности государственного
регулирования рыночной экономики существует
два основных подхода:
1. Государственное регулирование экономики
осуществляется в странах развитого капитализма
не менее столетия. Изменялись масштабы,
интенсивность, формы регулирования, ставились
различные эксперименты, но проблемы,
которые было призвано решать государство
своей активностью в экономике, остались.
Не устранены циклические колебания, отраслевые
кризисы, безработица. Более того, появились
новые проблемы и противоречия, не известные в первой
- энергетический, валютный, экологический
кризисы;
- структурные изменения, ведущие к массовой
дисквалификации работающих по найму;
- продолжающееся ускоренное вытеснение
живого труда
овеществленным;
- концентрация производства и капитала,
подрывающая конкуренцию - основу рыночной экономики;
- обострение отношений между развитыми
и развивающимися странами, особенно проблемы
Если кризисы, проблемы и противоречия
не устранены, и возникают новые, значит,
государственное регулирование не эффективно
вообще или в основном.
2. Государственное регулирование экономики
решает с разной степенью успешности многие
задачи, смягчает противоречия. Заметны
успехи госрегулирования в области развития
инфраструктуры, сельского хозяйства,
научно-технического прогресса. Особенно
эффективном оно оказалось на межгосударственном
уровне: достигнуты успехи в либерализации
международной торговли, сняты многие
проблемы валютных отношений.
Некоторые кризисные
явления неподвластны государственному
регулированию экономики, так как
они порождены не рыночной экономикой,
а саморазрушительными свойствами человеческого
общества вообще; в первую очередь, это
экологический и энергетический кризисы,
проблемы больших городов. Система государственного
регулирования находится в процессе становления,
многие правильные решения приходится
находить методом проб и ошибок. Очевидно,
у неё есть границы эффективности, не фиксируемые
в точности по мере
- Частный капитал действует в соответствии
с целями государственного регулирования,
только тогда, когда оно гарантирует ему
прибыли более высокие, чем его собственные.
Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли исходя из своих финансовых возможностей, а они всегда количественно фиксированы, к тому же собственник индивидуально использует эти условия и принимает решения. Поэтому обязательными цели государственного регулирования в условиях свободы предпринимательских решений быть не могут.
Степень эффективности
госрегулирования зависит от степени
заинтересованности в нем частных хозяйственных
субъектов, а также от их доверия к правительству;
- Конкуренция затрагивает всех социальных
групп. Идет постоянная борьба вокруг
распределения налогового бремени, государственных
законов, кредитов, субсидий, налоговых
льгот.
Поэтому каждая мера госрегулирования встречает как чью-то поддержку, так и чьё-то сопротивление. Коренные диаметрально противоположные интересы различных объединений оказывают противоречивое, тормозящее, и даже парализующее воздействие на достижение целей госрегулирования. На правительственные законодательные и исполнительные органы оказывается постоянное и разностороннее давление.
Теоретически векторы
этого давления должны сложиться в
единую линию госрегулирования, отражающую
объективные потребности народного хозяйства. В действительности
- У государственного регулирования есть
и финансовые ограничения: его экономическая
основа, необходимая для его эффективности,
- часть национального дохода, перераспределяемая
через государственный бюджет и внебюджетные
фонды, должна быть как можно выше, но её
рост противоречит сути рыночной экономики как
- Рост налогообложения прибылей противоречит
самой цели рыночного хозяйства, подрывает
финансовую базу инвестиций, конкурентоспособности
национальной экономики, стимулов хозяйствования,
ведёт к нарушению социальной стабильности;
- Трудности и противоречия в экономической
и социальной сферах, периодически усиливающиеся
при ухудшении конъюнктуры, ведут к увеличению
числа объектов государственного регулирования
и требуют дальнейшего расширения финансовой
базы госрегулирования. Очевидно, что
между увеличением потребностей государства
в финансовых средствах и ростом национального
дохода никакой прямой зависимости и синхронности
не существует; в этом одно из самых острых
противоречий госрегулирования экономики.
Ведь самая большая потребность в финансировании
из бюджета возникает во время кризисов,
т.е. когда поступления в бюджет сокращаются,
социальные расходы растут, а расходы
на управление, оборону и обслуживание
государственного долга в лучшем случае
остаются неизменными;
- Существенным ограничителем эффективности
госрегулирования является инфляция.
При этом речь идет не о прогнозируемой
устойчивой инфляции в 1,0—1,5% в год (такая
инфляция учитывается). Некоторые страны
временами переживали обвальную инфляцию,
когда резко снижалась эффективность
государственных расходов на хозяйственные
цели и инфляция временами становилась
неуправляемой и парализовывала госрегулирование
экономики в целом [17, с. 306-
На лицо реально несовершенство государственного
регулирования, его недостатки. Рассмотрим
их на примере государственного регулирования
в Росси в период постиндустриальной экономики.
Во-первых, общественные блага производятся
и предоставляются государственными предприятиями,
но издержки в этом случае довольно высоки,
а качество ниже необходимого. Во-вторых,
в условиях рыночной экономики, как упоминалось
уже выше, государство должно либерализовать
рыночные отношения, не вредя их развитию.
В России широко распространена практика
лицензирования, что ограничивает вход
новых субъектов на рынок и препятствует
конкуренции. Причем поощряются в первую
очередь интересы отдельных частных предприятий
или представителей госорганов.
Как следствие из этого факта - паразитическое эксплуатация бизнеса чиновниками и правоохранительными органами. В это время господствует ложное мнение, что такие виды общественных благ, как здравоохранение – медицина и образование являются прерогативой государства, хотя частный сектор сегодня предоставляет довольно качественные услуги в этих сферах. В-третьих, это чрезмерная централизация – недоверие регионами местному самоуправлению, а также дефицит институтов гражданского общества, свободных Средств Массовых Информаций [7, с. 116-118]. Следует сказать, что к тому же государственные службы, например контроля, не всегда обеспечивают экономические структуры качественной актуальной информацией.
В четвёртых, из-за отсутствия слаженности в работе таможенных служб возникают сложности в сфере внешнеэкономической деятельности.
По результатам исследования
«Россия: как объект инвестиций»: коррупция
и административные барьеры занимают
первые два места среди препятствий
для иностранных инвесторов [19, с.
41]. С этой же стороны можно прокомментировать налоговую политику
государства. «Снижение ставок налогообложения
на деле многократно компенсируется ужесточением
налогово-административного бремени.
При этом фискальная функция налоговых
и таможенных систем продолжает подавлять
регулирующую и стимулирующую, что ведет
к прямому ухудшению инвестиционного
климата страны» [19, с. 43]. Причиной одного
из основных стратегических просчётов
государства является отсутствие в стране
должных демократических свобод. Это не
позволяет российской национальной правовой
системе успешно конкурировать с развитыми
странами мира. Люди мигрируют в поисках
свободы для деловой активности за рубеж,
а это утечка реальных человеческих ресурсов
и как следствие угроза экономической
конкурентоспособности страны в целом [7. с. 116-119].
3.2. Пути повышения эффективности
государственного регулирования экономики
Во имя разрешения выше указанных противоречий
государственного регулирования экономики
и повышения эффективности его функционирования
следует предусмотреть ряд действий, направленных
на предотвращение разного рода рисков,
а также негативных последствий глобализации
экономики.
1. Необходимы формирование и последовательная
реализация структурной политики, отвечающей новым вызовам
глобально экономики. Эта политика должна
основываться на максимальном использовании
передовых технологий и «экономики знаний»,
создающих условия для долгосрочного
экономического роста и уменьшающих зависимость
от мировой конъюнктуры. Поскольку современная
конкуренция — не просто соперничество
отдельных компаний за рынки сбыта, а конкуренция
экономических систем, обеспечивающих
прочные позиции страны и ее бизнеса в
мире, то в этих условиях требуется активизация
всех механизмов экономической политики
и всех субъектов «экономического пространства»
для скоординированного решения стоящих задач.
2. С учетом усиления глобальных геополитических
и экономических рисков крайне актуален
выбор экономических механизмов и подходов,
поддерживающих устойчивый рост и одновременно
минимизирующих внешние риски. Здесь важны внутренние
«точки опоры» экономического роста, которые
стимулировали бы спрос, обеспечивали
необходимый уровень инвестиций и адекватные
масштаб и структуру производства, что
невозможно без прочной финансовой базы,
в которой внешние источники финансирования
постепенно вытеснялись бы внутренними
[9, с. 34]. Подразумевается в частности осуществление
госрасходов – вложение денег в инфраструктуру
с целью развития регионов, и как следствия
прилива частного капитала в них [12, с. 17-18].
При этом нужна скоординированная денежно-кредитная
и финансовая политика, направленная на
решение структурных задач и создающая
условия для формирования адекватных
финансовых ресурсов. Должны сыграть свою
системообразующую роль специализированные
институты (банки развития и т. д.). Большое
значение имеют налоговые механизмы, стимулирующие
соответствующие направления развития;
механизмы гарантий, существенно уменьшающие кредитные риски,
Важно, чтобы средства, зарабатываемые
российской экономикой и необходимые
для ее развития, поступали в неё же, а
не «замораживались», либо инвестировались
за рубеж, поддерживая тем самым экономический
рост в других странах. Причем сначала
такую поддержку мы оказываем посредством
наших сырьевых поставок, удовлетворяющих
внешний спрос, а затем там же размещаем
полученные нами финансовые ресурсы. При
этом финансирование внутренних российских
потребностей осуществляется с внешних
рынков (что влияет на инфляцию ничуть
не меньше, чем возможное использование
внутренних средств).
3. Необходимость проведения прогрессивных
структурных преобразований в экономике
и реализации инновационных проектов
требует использования механизмов создания
«длинных» денег в рамках денежного предложения.
Это позволяет, во-первых, с учетом приоритетов
экономической политики, теснее увязывать
денежно-кредитную и структурную политики,
а во-вторых, обеспечить поступление «длинных»
ресурсов в экономику за счёт кредитования на долгие сроки.
4. Следует повысить роль Центрального
банка, который должен выполнять функцию
кредитора последней инстанции. Кроме того, функции Центрального
банка нужно расширить, дополнив чисто
финансовые задачи — контроль над инфляцией
и валютным курсом — целями поддержания
экономического роста и занятости. При этом нужно выработать
комплексные подходы по формированию
денежного предложения (монетизации),
увязывающие политику Центрального банка
с задачами бюджетной, промышленной, региональной
структурной политики. Необходимы также
меры по укреплению банковского сектора,
его капитализации. Для этого приемлемы
меры по введению налогов льгот на банковскую
прибыль, если она будет направлена на
увеличение капитала. Следует более полно
использовать банковский потенциал, направляя
часть их ресурсов на создание системообразующих
основ фондового и денежного рынков (ипотеку,
долгосрочные кредиты и др.)
5. Требуется более тщательный мониторинг
движения капиталов, причем не только из страны,
но и, что не менее важно, в страну. При
этом нужно уделять внимание качеству
капитала, срокам, характеру и направлениям
его использования. Следует также рассмотреть
возможность введения мер по регулированию
объемов корпоративных внешних заимствований.
Основной акцент здесь должен быть сделан
не столько на административные (ограничительные)
рычаги, сколько на повышение заинтересованности
участников рынка в работе с рублевыми
инструментами.
6. Меры по валютной либерализации должны
сопровождаться разработкой механизмов
и рычагов чрезвычайного характера, которые можно быстро
задействовать при наступлении кризисных
событий.
Информация о работе Роль государственного регулирования в современной экономике