Роль информационных технологий в повышении международной конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:44, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях глобализации и значительной зависимости национальных экономик от внешнеэкономической конъюнктуры актуальным является вопрос диверсификации структуры экономического роста. Активное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в конце XX–начале XXI вв. позволяет рассматривать их и с точки зрения экспортного потенциала продуктов и услуг ИКТ, и как один из важнейших источников роста международной конкурентоспособности традиционных отраслей. Между тем, влияние отрасли ИКТ на экономический рост плохо поддается прогнозированию, и ее реальное комплексное влияние на международную конкурентоспособность пока слабо отражено в экономической литературе.

Файлы: 1 файл

Valayno-20070322.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

Вторая группа преимуществ  связана с созданием эффективной электронной среды взаимодействия органов государственного управления и частного сектора (так называемого «электронного правительства»). В данном случае непосредственные выгоды от использования ИКТ получает как государство, так и корпорации и граждане.

В ЕС и многих других развитых странах  сформировался стандартный набор  услуг «электронного правительства», представленный в таблице 1.

 

Таблица 1. Базовые услуги электронного правительства

Услуги населению

Услуги бизнесу

1. Выплата подоходного  налога 
2. Поиск работы 
3. Получение социальной помощи 
4. Оформление личных документов (паспортов и водительских прав) 
5. Регистрация личного автотранспорта 
6. Получение разрешений на строительство 
7. Обращение в полицию 
8. Доступ к публичным библиотекам 
9. Получение свидетельств о рождении и браке 
10. Зачисление в ВУЗы 
11. Объявление о смене адреса  
12. Услуги в области здравоохранения

13. Социальные отчисления  на сотрудников 
14. Выплата налога на прибыль  
15. Выплата НДС 
16. Регистрация новой компании 
17. Предоставление сведений в органы статистики 
18. Таможенное декларирование 
19. Получение разрешений в органах по охране окружающей среды 
20. Доступ к государственным закупкам


Качество реализации этих услуг в ЕС измеряется по 4-х  балльной шкале: от предоставления общей информации на правительственных сайтах до полностью электронного взаимодействия.

По состоянию на конец 2004 г. страны Западной Европы (15 «старых» членов ЕС + Швейцария, Норвегия и Исландия) только приближались к стадии двухстороннего электронного взаимодействия (при котором публичные веб-сайты предоставляют возможность заполнения и отправки электронных форм для начала процедуры получения услуги), а новые члены ЕС находились на стадии одностороннего взаимодействия (на публичных веб-сайтах доступны только образцы необходимых для получения услуги заявлений и документов). При этом и в Европе, и в России на современном этапе развития услуг «электронного правительства» заметен перекос в сторону сервисов, носящих фискальный характер (в частности, сбора налогов и таможенных платежей).

Статистика по конкретным, измеримым улучшениям от введения онлайновых сервисов пока ограничена, однако некоторые  данные можно почерпнуть из опыта  Сингапура. По официальным данным, в  результате реализации первого плана  в области электронного правительства (с 2000 г.) были достигнуты следующие результаты: стоимость регистрации новой компании в Сингапуре снизилась с 1200–35000 синг. долл. (в зависимости от размера компании) до 300 синг. долл., а срок регистрации – с 2 дней до 2-х часов; получение разрешения на строительство значительно упростилось – вместо отправки документов в 12 ведомств операция может быть проведена в онлайне с экономией 450 синг. долл.

Несмотря на отдельные  успехи, среднесрочные программы  использования ИКТ для государственных нужд в России не обеспечивают реализации электронных сервисов класса выше, чем одностороннее взаимодействие по европейской классификации, т. е. о полноценном «электронном правительстве» в среднесрочной перспективе речи не идет. Одновременно, одобренная в сентябре 2004 г. Правительством РФ «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» обеспечивает, на взгляд автора диссертации, необоснованные конкурентные преимущества зарубежным производителям продуктов ИКТ.

 

3. Эффективные стратегии развития отрасли информационно-коммуникационных технологий

Потенциал отдачи от использования  ИКТ зависит не только от качества самих информационно-коммуникационных продуктов и услуг, но, прежде всего, от наличия эффективных планов внедрения ИКТ в деятельность корпораций и государственных органов. Доступность ИКТ с точки зрения корпоративных, государственных и частных потребителей  в значительной степени связана с уровнем конкурентности самого рынка ИКТ. Одновременно, имеется большое число факторов мотивационного, технического, законодательного и социокультурного характера, которые сдерживают распространение ИКТ, а на национальном и межстрановом уровнях являются компонентами проблемы «цифрового разрыва».

Среди основных групп  факторов, сдерживающих распространение  ИКТ, в диссертационной работе выделяются:

– факторы мотивации (в частности, слабая осведомленность  о реальных преимуществах использования  ИКТ с точки зрения международной  конкурентоспособности);

  • технические факторы (недостаточно развитая инфраструктура, нехватка квалифицированного персонала, недостаточно качественное правовое регулирование и недостаточный уровень информационной безопасности);
  • факторы издержек (стоимости использования продукции и услуг ИКТ);
  • дополнительные социокультурные факторы, которые могут относиться сразу к нескольким вышеперечисленным группам (в частности, уровень образования).

В числе основных мотивационных  факторов в диссертации выделяется недостаток информации о реальной отдаче от использования ИКТ. Например, как показал опрос, проведенный компанией CFO IT среди финансовых директоров и других руководителей и сотрудников финансовых подразделений в 2004 г., только 24% опрошенных (из 241) уверены, что затраты на информационные технологии положительно влияют на производительность, и это влияние может быть измерено; 54% признают положительное влияние, но не могут его измерить; 10% не находят связи между затратами на ИТ и производительностью; остальные не уверены в ответе. По мнению автора диссертации, реальным способом оценки отдачи от использования информационно-коммуникационных технологий является применение ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators – KPI) при планировании проектов внедрения ИКТ (таблица 2).

 

Таблица 2. Примеры ключевых показателей  эффективности (KPI)  
при внедрении корпоративных информационных систем

Группы KPI

Показатели  и размерности

KPI по материалам

  1. оборачиваемость запасов (сколько дней материал находится на складе);
  2. срок обработки заказов на поставку, в днях (от момента возникновения потребностей до реального заключения сделки);
  3. среднее время простоя производства по вине материально-технического снабжения, в часах;
  4. отношение стоимости запасов к торговому обороту или объему производства.

KPI по клиентам

  1. длительность цикла производства под заказ единичной продукции в днях или часах (от момента приема заказа до момента отпуска со склада);
  2. точность прогнозирования эффективности сделки на стадии оформления заказа, в процентах (точность оценки затрат  и отпускной цены в момент заключения сделки);
  3. скорость и качество контроля эффективности работы каналов сбыта и точек продаж в часах (срок подготовки соответствующей отчетности);
  4. затраты на персонал, обслуживающий клиентов (в рублях) и численность персонала (человек).

KPI по себестоимости

  1. уровень полной фактической себестоимости на единицу продукции, в рублях;
  2. точность планирования себестоимости: отклонение плана от фактического значения, в процентах.

Финансовые KPI

1. среднее время составления ежемесячной и ежеквартальной отчетности, в днях.

Общие KPI

  1. скорость получения отчетности (в часах, минутах или секундах) для принятия управленческих решений;
  2. отношение дебиторской задолженности к торговому обороту.

Еще одним фактором мотивационного характера является место ИКТ в долгосрочной стратегии развития компании. Выделяется два основных типа реакций на изменяющиеся внешние условия, которые приводят к противоположным решениям в отношении использования ИКТ. Компании первого типа увеличивают вложения в ИКТ при возникновении кризисных явлений – падении спроса, увеличении издержек, рассчитывая улучшить свое положение за счет новых технологий. Эти потребители ИКТ лучше мотивированы либо в силу технологического оптимизма, либо из-за лучшей информированности о реальной отдаче. К этой группе можно также отнести компании, действующие в высококонкурентной среде при условии, что их соперники декларируют свое внимание к ИКТ или уже демонстрируют дополнительные преимущества от использования технологий.

Компании второго типа, напротив, при возникновении сложностей снижают вложения в ИКТ, считая их не приоритетным фактором затрат. Эта  ситуация особенно характерна для отраслей с невысоким уровнем конкуренции.

Анализ макроэкономической статистики США показывает, что улучшение экономической конъюнктуры стимулирует вложения в технологии, но обратная связь между инвестициями в ИКТ и экономическим ростом выражено намного слабее. Таким образом, у большинства корпоративных заказчиков нет четкой уверенности в том, что ИКТ – это абсолютно необходимый компонент их конкурентных преимуществ (поскольку при замедлении темпов экономического роста вложения в технологии также, в среднем, растут медленнее). В России экономический рост также сопровождается ростом вложений в ИКТ, однако в отраслях, концентрирующих наибольшую прибыль (прежде всего, в нефтяной отрасли), вложения в ИКТ осуществляются «по остаточному принципу» (в частности,  по данным за 2004 г., нефтяной сектор принес меньший доход поставщикам ИКТ-решений, чем заказы госструктур и компаний финансового сектора), что позволяет говорить о симптомах «голландской болезни» – снижении мотивации в отношении ИКТ в условиях сверхвысокой рентабельности,  обусловленной внешними причинами.

Кроме вышеперечисленных  мотивационных факторов, сфера ИКТ обладает еще одной особенностью, которая значительно влияет на динамику интереса к использованию новых технологий и часто играет доминирующую роль на фоне остальных благоприятных или неблагоприятных обстоятельств. Специфическим фактором мотивации пользователей информационно-коммуникационных технологий является действие сетевых внешних эффектов. Сетевые эффекты представляют собой дополнительные преимущества, которые получают новые потребители определенного продукта или услуги в силу того, что тем же продуктом/услугой уже пользуется большое число других потребителей. Таким образом, стандартная функция спроса D=f{P} на рынках с сильным действием сетевых эффектов модифицируется до Dt=f{P, Dp}, где Dt – спрос в текущем периоде, Dp – совокупный удовлетворенный спрос прошлых периодов, P – издержки на приобретение продукта или услуги.

Использование теории сетевых  эффектов, а также иных теоретических  и эмпирических закономерностей  позволяет объяснить мотивы потенциальных  пользователей ИКТ, спрогнозировать динамику роста отдельных рынков ИКТ, а также сформулировать эффективные стратегии микро- и макроэкономического воздействия на эти рынки. В частности, из теоретических соображений, график роста спроса на продукцию ИКТ должен представлять собой S-образную, логистическую кривую. Пример логистической кривой с выделением трех основных этапов роста уровня проникновения (доли фактических пользователей ИКТ от общего числа потенциальных пользователей) приведен на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Пример S-образной кривой проникновения  
информационно-коммуникационной технологии

В диссертационной работе на основе предложенной автором гипотезы вытесняющего стандарта обосновывается, что переход от первой стадии роста  проникновения ИКТ (медленного роста) ко второй стадии (бурного роста) происходит в момент появления доминирующего технического стандарта.

С точки зрения потребителей информационно-коммуникационной технологии, существование единого стандарта  объективно выгоднее, чем конкуренция  двух и более стандартов, что может быть проиллюстрировано математическими выкладками. 

Предположим, что в  начальный период времени на рынке  существует два стандарта, один из которых  занимает n% рынка (т. е. его использует n% всех потребителей данной информационно-коммуникационной технологии), а другой – (100-n)%. Пусть F(x) – величина сетевых эффектов, порождаемых стандартом, занимающим x% рынка. В соответствие с законом Мэткальфа, F(x) – квадратичная функция. Для определенности предположим, что F(x) = a*x2, где a – константа.

Тогда: F(n) = a*n*n;

F(100-n) = a*(100-n)*(100-n) = 10000*a - 200*n*a + n*n*a;

Сравним сумму сетевых  эффектов обоих стандартов (= F(n) + F(100-n)) и величину сетевого эффекта от единственного (доминирующего на рынке) стандарта (= F(100)):

F(100) = 10000*a; 
F(n) + F(100-n) = 2*a*n*n + 10000*a – 200*n*a;

n<100 => 2*a*n*n < 200*n*a => F(100) > F(n) + F(100-n). Таким образом, величина сетевых эффектов, порождаемых единственным стандартом больше, чем сумма сетевых эффектов двух стандартов. Аналогичное рассуждение можно провести для трех и более конкурирующих стандартов.

Проанализировать негативные последствия длительной конкуренции  стандартов можно на примере рынка  мобильной связи в США. По уровню проникновения мобильной связи (около 65% по прогнозам на конец 2005 г.) эта  страна уступает и Западной Европе (более 90% на начало 2005 г. в среднем по региону и более 100% в Италии, Швеции и Великобритании), и даже России (около 70%). По мнению экспертов, причина отставания заключается в том, что американскими операторами сотовой связи изначально была сделана ставка на менее популярный в мире цифровой стандарт CDMA. В начале 2000-х гг. с проникновением в США европейского стандарта GSM на местном рынке началась борьба между стандартами сотовой связи (GSM, CDMA и устаревшим стандартом TDMA), которая привела к дополнительным издержкам для пользователей.

По мнению автора диссертации, возможность нормативного установления стандартов (например, путем их поддержки  со стороны государства или отраслевых организаций) является мощным инструментом стимулирования распространения ИКТ. Значительное внимание продвижению единых стандартов в области ИКТ на государственном уровне уделяется в Европейском Союзе (где, в частности, были разработаны единые стандарты электронного документооборота на базе языка XML, а также общеевропейский стандарт высокоскоростной мобильной связи нового поколения UMTS) и в Японии (в 1985 г. в этой стране был создан специальный Центр изучения и стандартизации информационных технологий - INformation technology research and STAndardization Center, INSTAC).

Информация о работе Роль информационных технологий в повышении международной конкурентоспособности