Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:44, автореферат
Актуальность темы исследования. В условиях глобализации и значительной зависимости национальных экономик от внешнеэкономической конъюнктуры актуальным является вопрос диверсификации структуры экономического роста. Активное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в конце XX–начале XXI вв. позволяет рассматривать их и с точки зрения экспортного потенциала продуктов и услуг ИКТ, и как один из важнейших источников роста международной конкурентоспособности традиционных отраслей. Между тем, влияние отрасли ИКТ на экономический рост плохо поддается прогнозированию, и ее реальное комплексное влияние на международную конкурентоспособность пока слабо отражено в экономической литературе.
Вторая группа преимуществ
связана с созданием эффективно
В ЕС и многих других развитых странах
сформировался стандартный
Таблица 1. Базовые услуги электронного правительства
Услуги населению |
Услуги бизнесу |
1. Выплата подоходного
налога |
13. Социальные отчисления
на сотрудников |
Качество реализации этих услуг в ЕС измеряется по 4-х балльной шкале: от предоставления общей информации на правительственных сайтах до полностью электронного взаимодействия.
По состоянию на конец 2004 г. страны Западной Европы (15 «старых» членов ЕС + Швейцария, Норвегия и Исландия) только приближались к стадии двухстороннего электронного взаимодействия (при котором публичные веб-сайты предоставляют возможность заполнения и отправки электронных форм для начала процедуры получения услуги), а новые члены ЕС находились на стадии одностороннего взаимодействия (на публичных веб-сайтах доступны только образцы необходимых для получения услуги заявлений и документов). При этом и в Европе, и в России на современном этапе развития услуг «электронного правительства» заметен перекос в сторону сервисов, носящих фискальный характер (в частности, сбора налогов и таможенных платежей).
Статистика по конкретным, измеримым улучшениям от введения онлайновых сервисов пока ограничена, однако некоторые данные можно почерпнуть из опыта Сингапура. По официальным данным, в результате реализации первого плана в области электронного правительства (с 2000 г.) были достигнуты следующие результаты: стоимость регистрации новой компании в Сингапуре снизилась с 1200–35000 синг. долл. (в зависимости от размера компании) до 300 синг. долл., а срок регистрации – с 2 дней до 2-х часов; получение разрешения на строительство значительно упростилось – вместо отправки документов в 12 ведомств операция может быть проведена в онлайне с экономией 450 синг. долл.
Несмотря на отдельные
успехи, среднесрочные программы
использования ИКТ для государс
3. Эффективные стратегии развития отрасли информационно-коммуникационных технологий
Потенциал отдачи от использования
ИКТ зависит не только от качества
самих информационно-
Среди основных групп факторов, сдерживающих распространение ИКТ, в диссертационной работе выделяются:
– факторы мотивации (в частности, слабая осведомленность о реальных преимуществах использования ИКТ с точки зрения международной конкурентоспособности);
В числе основных мотивационных факторов в диссертации выделяется недостаток информации о реальной отдаче от использования ИКТ. Например, как показал опрос, проведенный компанией CFO IT среди финансовых директоров и других руководителей и сотрудников финансовых подразделений в 2004 г., только 24% опрошенных (из 241) уверены, что затраты на информационные технологии положительно влияют на производительность, и это влияние может быть измерено; 54% признают положительное влияние, но не могут его измерить; 10% не находят связи между затратами на ИТ и производительностью; остальные не уверены в ответе. По мнению автора диссертации, реальным способом оценки отдачи от использования информационно-коммуникационных технологий является применение ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators – KPI) при планировании проектов внедрения ИКТ (таблица 2).
Таблица 2. Примеры ключевых показателей
эффективности (KPI)
при внедрении корпоративных информационных
систем
Группы KPI |
Показатели и размерности |
KPI по материалам |
|
KPI по клиентам |
|
KPI по себестоимости |
|
Финансовые KPI |
1. среднее время составления ежемесячной и ежеквартальной отчетности, в днях. |
Общие KPI |
|
Еще одним фактором мотивационного характера является место ИКТ в долгосрочной стратегии развития компании. Выделяется два основных типа реакций на изменяющиеся внешние условия, которые приводят к противоположным решениям в отношении использования ИКТ. Компании первого типа увеличивают вложения в ИКТ при возникновении кризисных явлений – падении спроса, увеличении издержек, рассчитывая улучшить свое положение за счет новых технологий. Эти потребители ИКТ лучше мотивированы либо в силу технологического оптимизма, либо из-за лучшей информированности о реальной отдаче. К этой группе можно также отнести компании, действующие в высококонкурентной среде при условии, что их соперники декларируют свое внимание к ИКТ или уже демонстрируют дополнительные преимущества от использования технологий.
Компании второго типа,
напротив, при возникновении сложностей
снижают вложения в ИКТ, считая их
не приоритетным фактором затрат. Эта
ситуация особенно характерна для отраслей
с невысоким уровнем
Анализ макроэкономической статистики США показывает, что улучшение экономической конъюнктуры стимулирует вложения в технологии, но обратная связь между инвестициями в ИКТ и экономическим ростом выражено намного слабее. Таким образом, у большинства корпоративных заказчиков нет четкой уверенности в том, что ИКТ – это абсолютно необходимый компонент их конкурентных преимуществ (поскольку при замедлении темпов экономического роста вложения в технологии также, в среднем, растут медленнее). В России экономический рост также сопровождается ростом вложений в ИКТ, однако в отраслях, концентрирующих наибольшую прибыль (прежде всего, в нефтяной отрасли), вложения в ИКТ осуществляются «по остаточному принципу» (в частности, по данным за 2004 г., нефтяной сектор принес меньший доход поставщикам ИКТ-решений, чем заказы госструктур и компаний финансового сектора), что позволяет говорить о симптомах «голландской болезни» – снижении мотивации в отношении ИКТ в условиях сверхвысокой рентабельности, обусловленной внешними причинами.
Кроме вышеперечисленных мотивационных факторов, сфера ИКТ обладает еще одной особенностью, которая значительно влияет на динамику интереса к использованию новых технологий и часто играет доминирующую роль на фоне остальных благоприятных или неблагоприятных обстоятельств. Специфическим фактором мотивации пользователей информационно-коммуникационных технологий является действие сетевых внешних эффектов. Сетевые эффекты представляют собой дополнительные преимущества, которые получают новые потребители определенного продукта или услуги в силу того, что тем же продуктом/услугой уже пользуется большое число других потребителей. Таким образом, стандартная функция спроса D=f{P} на рынках с сильным действием сетевых эффектов модифицируется до Dt=f{P, Dp}, где Dt – спрос в текущем периоде, Dp – совокупный удовлетворенный спрос прошлых периодов, P – издержки на приобретение продукта или услуги.
Использование теории сетевых эффектов, а также иных теоретических и эмпирических закономерностей позволяет объяснить мотивы потенциальных пользователей ИКТ, спрогнозировать динамику роста отдельных рынков ИКТ, а также сформулировать эффективные стратегии микро- и макроэкономического воздействия на эти рынки. В частности, из теоретических соображений, график роста спроса на продукцию ИКТ должен представлять собой S-образную, логистическую кривую. Пример логистической кривой с выделением трех основных этапов роста уровня проникновения (доли фактических пользователей ИКТ от общего числа потенциальных пользователей) приведен на рисунке 3.
Рисунок 3. Пример S-образной кривой проникновения
информационно-коммуникационной технологии
В диссертационной работе на основе предложенной автором гипотезы вытесняющего стандарта обосновывается, что переход от первой стадии роста проникновения ИКТ (медленного роста) ко второй стадии (бурного роста) происходит в момент появления доминирующего технического стандарта.
С точки зрения потребителей
информационно-коммуникационной технологии,
существование единого
Предположим, что в начальный период времени на рынке существует два стандарта, один из которых занимает n% рынка (т. е. его использует n% всех потребителей данной информационно-коммуникационной технологии), а другой – (100-n)%. Пусть F(x) – величина сетевых эффектов, порождаемых стандартом, занимающим x% рынка. В соответствие с законом Мэткальфа, F(x) – квадратичная функция. Для определенности предположим, что F(x) = a*x2, где a – константа.
Тогда: F(n) = a*n*n;
F(100-n) = a*(100-n)*(100-n) = 10000*a - 200*n*a + n*n*a;
Сравним сумму сетевых эффектов обоих стандартов (= F(n) + F(100-n)) и величину сетевого эффекта от единственного (доминирующего на рынке) стандарта (= F(100)):
F(100) = 10000*a;
F(n) + F(100-n) = 2*a*n*n + 10000*a – 200*n*a;
n<100 => 2*a*n*n < 200*n*a => F(100) > F(n) + F(100-n). Таким образом, величина сетевых эффектов, порождаемых единственным стандартом больше, чем сумма сетевых эффектов двух стандартов. Аналогичное рассуждение можно провести для трех и более конкурирующих стандартов.
Проанализировать негативные последствия длительной конкуренции стандартов можно на примере рынка мобильной связи в США. По уровню проникновения мобильной связи (около 65% по прогнозам на конец 2005 г.) эта страна уступает и Западной Европе (более 90% на начало 2005 г. в среднем по региону и более 100% в Италии, Швеции и Великобритании), и даже России (около 70%). По мнению экспертов, причина отставания заключается в том, что американскими операторами сотовой связи изначально была сделана ставка на менее популярный в мире цифровой стандарт CDMA. В начале 2000-х гг. с проникновением в США европейского стандарта GSM на местном рынке началась борьба между стандартами сотовой связи (GSM, CDMA и устаревшим стандартом TDMA), которая привела к дополнительным издержкам для пользователей.
По мнению автора диссертации,
возможность нормативного установления
стандартов (например, путем их поддержки
со стороны государства или
Информация о работе Роль информационных технологий в повышении международной конкурентоспособности