Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 08:07, курсовая работа
Крупные предприятия принято сравнивать с «бриллиантами в короне» развитых стран, так как их малочисленность компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (от 0,1% во Франции до 2% в США). Однако ими создается большая часть всей продукции нашей страны – около 50%.
Высокая эффективность крупных компаний опирается:
- на экономию на масштабах производства;
- на сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек;
ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Кафедра “Экономическая теория”
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
“РОЛЬ КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ”
Выполнил:
Студент группы АУ1-3
Штанько И.А.
Научный руководитель:
ассистент
Буевич А.П.
Москва 2006
Оглавление
В последние годы российская экономика характеризуется положительными тенденциями. На фоне увеличения валового внутреннего продукта и объемов промышленного производства росли такие показатели как инвестиции в основной капитал, реальные денежные доходы населения, грузооборот транспорта, объем услуг связи, внешнеторговый оборот и другие.
Говоря о масштабных успехах, нельзя забывать о том, что динамика всех основных макропоказателей определяется деятельностью конкретных компаний, причем их число довольно ограничено. В России, где мелкий частный бизнес пока еще имеет скромное место в структуре ВВП и промышленного производства, основная доля продукции приходится на крупные предприятия. Согласно данным Госкомстата, в России действует 243 промышленных предприятия, которые по отдельным видам продукции занимают долю свыше 35% рынка соответствующего товара и при этом производят около 16% продукции от общего объема промышленного производства. В других отраслях экономики основной вклад в формирование итогового результата также обеспечивается деятельностью ограниченного числа предприятий. По разным отраслям количество и значимость таковых предприятий различна. В любом случае влияние таковых компаний на российскую действительность очень велико.
Крупные предприятия принято сравнивать с «бриллиантами в короне» развитых стран, так как их малочисленность компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (от 0,1% во Франции до 2% в США). Однако ими создается большая часть всей продукции нашей страны – около 50%.
Высокая эффективность крупных компаний опирается:
- на экономию на масштабах производства;
- на сокращение безусловно
- на снижение внешних
В России большой бизнес сформировался, пожалуй, быстрее и удачнее, чем другие экономические институты, а его удельный вес и роль оказались выше, чем в большинстве развитых и переходных экономик. Это вполне естественно: СССР был, как известно, страной крупных и сверхкрупных заводов. В процессе рыночной трансформации крупный советский завод мог либо развалиться, либо стать основой для крупной фирмы. И соответственно, рядом с ним должны были возникнуть сопоставимые по масштабу трейдер, инвестиционный партнер и т. д.
Сегодня крупный бизнес продолжает играть огромную роль в экономике России. Причем не только экономическую, но и политическую. Многие процессы в стране именно диктуются и контролируются предприятиями крупного бизнеса. Актуальность данной проблемы в том, что любой хозяйственный субъект, если он достигает масштабов, сопоставимых с национальной экономикой, становится и субъектом политики. Причем, независимо от собственного желания, и не только в России, но и в любой другой стране. Ибо никакая разумная и конструктивная власть не может иметь одинаковый уровень контактов с председателем правления Газпрома и хозяином небольшого ресторана. Даже при полном формальном и фактическом равенстве всех перед законом крупный бизнес всегда имеет больше поводов, чтобы непосредственно обратиться к власти и больше шансов быть услышанным ею, по сравнению с другими экономическими агентами. Любая приватизация государства, конечно, ведет к катастрофическим последствиям. Но, с другой стороны, принцип что хорошо для Дженерал Моторс, то хорошо для США сформулирован в стране, достигшей общепризнанных успехов как в экономике, так и в построении демократического общества. Возможно и в России есть некоторые закономерности процессов, описанных цитатой.
Объект настоящего исследования - российский большой бизнес как экономический феномен, основные пути его формирования, способы структурирования, механизмы функционирования и развития.
Цель автора выявить некоторые значимые и хотя бы минимально устойчивые черты рассматриваемого объекта, а также проблемы, которые несет с собой крупный бизнес для экономики страны, а также изучить достоинства и преимущества, положительные черты.
В первой главе работы дается общий анализ ИБГ как экономического феномена: предлагается их типология, анализируются способы их формирования, механизмы функционирования и развития. Специально обсуждаются особенности отношений собственности ИБГ и их роль на товарных рынках.
Вторая глава посвящена формам организации российского бизнеса: АО, холдингам, производственным объедениям. Рассматривается их сущность, некоторые проблемы, достоинства и недостатки, приводятся примеры из деятельности конкретных российских предприятий.
Важный подраздел этой главы представляет собой резюме по теме работы: собственно обозначение роли и значения крупных предприятий в экономике России.
Методология исследования: в работе использованы методы диалектический, аналитический, обзорно-аналитический, качественной обработки данных, логико-смыслового анализа, графический анализ, анализ теоретических разработок и публикаций прессы по существующей проблеме.
В разных странах и регионах существуют свои специфические доминирующие формы организации большого бизнеса. Они определяются историей и традицией и в рамках других традиций зачастую выглядят непривычными, непонятными и нерациональными. Общеизвестно, например, насколько разнятся до сих пор американская и германо-японская модели финансовых рынков, несмотря на идущие много лет процессы конвергенции.
Интегрированной бизнес-группой (ИБГ) называют некоторую совокупность экономических агентов (иначе совокупность юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность), которая обладает следующими характеристиками.
1. Хотя бы часть агентов, образующих эту совокупность, является коммерческими организациями, т.е. их деятельность определяется критериями экономической эффективности.
2. Между агентами существуют регулярные взаимосвязи, более тесные, чем просто рыночные, т. е. данная совокупность в некоторых существенных экономических или управленческих аспектах постоянно или периодически выступает как единое целое. При этом жесткость взаимосвязей может быть совершенно различной от наличия у всех предприятий единого собственника и одновременного вхождения в одну технологическую цепочку до простой координации ценовой, маркетинговой или технической политики.
3. Существует некоторый
центр принятия ключевых
Предлагаемая ниже классификация ИБГ претендует лишь на то, чтобы задать некоторые первичные и достаточно грубые ориентиры, и не более того. Тем не менее, лежащий в ее основе подход (использование в качестве классифицирующего признака тип интегрирующих механизмов, или интегрирующих отношений) представляется нам наиболее естественным и продуктивным для прикладного исследования. Более развернутая и изощренная классификация, использующая тот же подход, приведена в работе Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках1.
По типу интегрирующих механизмов (интегрирующих отношений) ИБГ можно разделить на две большие группы:
1) имущественные (основаны на имущественных отношениях);
2) управленческие (основаны на управляющих механизмах).
В имущественных ИБГ центральный элемент всегда может сконцентрировать в своих руках объем прав собственности, достаточный для контроля над любым ее участником. При этом не имеет значения ни как распределены права собственности исходно, ни каким образом они оформлены, ни то, каким конкретным способом эти права концентрируются у центрального элемента в каждый данный момент.
Имущественные ИБГ, в свою очередь, делятся на:
1а) классические (или пирамидальные) холдинги;
16) распределенные холдинги;
1в) система взаимоучастия.
Имущественные ИБГ в форме систем взаимоучастия (т. е. такие, в которых основные участники группы владеют крупными пакетами прав собственности друг друга) в настоящее время в России практически не встречаются. Достаточно редкими являются и классические холдинги. Эту форму имеют либо наиболее развитые в экономическом и управленческом смысле группы (например, Газпром или ЛУКОЙЛ), либо структуры, формируемые на базе государственной собственности.
Наиболее распространены сегодня распределенные холдинги. Так естественно назвать те ИБГ, в которых контрольные пакеты акций основных производственных структур (как реального, так и финансового сектора) сконцентрированы у нескольких юридических лиц, имеющих (возможно, через цепочки фирм-посредников любой длины и сложности) единого собственника или группу собственников. (Причем нередко эти юридические лица оказываются пустыми, а управление в такой ИБГ осуществляет специально созданная управляющая компания или несколько компаний).
Доминирование распределенных холдингов как формы организации крупного бизнеса в современной России, на наш взгляд, имеет три основные причины (первые две из которых являются юридическими, а третья макроэкономической):
а) неурегулированность прав собственности и, в частности, существующая до сих пор возможность в судебном порядке пересмотреть итоги приватизации большого числа предприятий (например, признав ненадлежащим образом исполненной согласованную инвестиционную программу);
б) невозможность предъявления легального (и тем более общественно-признаваемого) источника денежных средств, на которые была куплена большая часть крупных пакетов акций российских предприятий;
в) запредельно высокий уровень налогов, законодательно установленный в течение всего постсоветского периода. (Запредельно высокий в том смысле, что полная уплата всех налогов в лоб закрывает для большинства экономических агентов саму возможность хозяйственной деятельности. Особенно, если при этом платят налоги далеко не все.) Сочетание этих причин приводит к тому, что наиболее эффективная по внутренним критериям структура собственности (равно как и финансовых потоков) для большинства имущественных ИБГ максимально легко меняющаяся во времени, гибкая и непрозрачная для внешнего наблюдателя. Таким образом, очень сильны антистимулы к созданию классических холдингов и устойчивых систем взаимоучастия.
В управленческих ИБГ центральный элемент не может по своей воле сконцентрировать объем прав собственности, достаточный для контроля над любыми другими участниками. Каждый из них, как правило, имеет крупных и влиятельных собственников за пределами ИБГ. Позиция центрального элемента задается здесь системой договоров между ним и остальными участниками. Эти договора могут быть явными или имплицитными и иметь самую разную временную протяженность, а также различную степень формализации и открытости для внешнего наблюдения. Принципиальным является лишь то, что они, вообще говоря, могут быть разорваны без согласия центрального элемента.. Те же ИБГ, в которых он осуществляет централизацию некоторых управленческих функций (навязывает некоторые управленческие услуги) с позиций основного собственника, мы относим к имущественным.
Нередко центральный элемент управленческой ИБГ, с целью закрепить свой контроль над остальными участниками, приобретает доли в их капитале. Однако цель такого приобретения, как правило, обеспечить возможность для мониторинга, а не получить контроль через собственность. Поэтому обычно приобретаются не контрольные и даже не блокирующее доли. Опыт показывает, что система отношений в управленческих ИБГ, вообще говоря, безразлична к форме собственности и гражданско-правовому статусу ее членов.
К числу механизмов, реально формировавших в 90-е годы подавляющую часть российских управленческих ИБГ, на наш взгляд относятся:
2а) выполнение центральным элементом ИБГ функций исполнительного органа для других ее членов (иначе говоря предоставление полного комплекса управленческих услуг);
2б) предоставление комплекса
финансово-инвестиционных
2в) управление снабжением и сбытом;
2г) лоббирование и обеспечение мер государственной поддержки.
В российской экономике распространены управленческие ИБГ всех четырех типов. ИБГ типа 2а чаще всего возникали на основе либо договора о передаче функций исполнительного органа одного юридического лица другому, либо судебного решения о введении внешнего управления. ИБГ типа 2б обычно формировались ведущими банками, а 2в крупнейшими трейдерами. ИБГ типа 2г почти всегда результат симбиоза коммерческих структур с политическими и лоббистскими группировками или с отдельными влиятельными лоббистами (при этом вопрос о легальности такого симбиоза или о его соответствии нормам деловой этики здесь не обсуждается).
Для управленческих ИБГ обычное явление это конфликты между центральным элементом и внешними собственниками входящих в нее предприятий, что нередко приводило к временному или окончательному выходу из ИБГ некоторых ее участников, но практически никогда к ее распаду. Известные нам случаи распада управленческих ИБГ происходили лишь в результате гибели, непреодолимых трудностей или ухода с рынка ее центрального элемента.
Информация о работе Роль крупных предприятий в экономике России