Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 08:07, курсовая работа
Крупные предприятия принято сравнивать с «бриллиантами в короне» развитых стран, так как их малочисленность компенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (от 0,1% во Франции до 2% в США). Однако ими создается большая часть всей продукции нашей страны – около 50%.
Высокая эффективность крупных компаний опирается:
- на экономию на масштабах производства;
- на сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) издержек;
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можем предположить следующие выводы о роли крупного бизнеса в России и варианты развития событий по существующим проблемам.
Стоит отметить, что влияние бизнес-групп на отраслевую специализацию субъектов РФ заметно отличалось до и после 1998 года. В начале 90-х, получив активы, но значительно не инвестируя в них, компании «поддерживали» определенные отрасли регионов (нефтяную, нефтехимическую и другие), не давая им «исчезнуть», как это происходило, например, с легкой, пищевой промышленностью и рядом других отраслей. После 1998 года начался определенный экономический рост, крупный бизнес стал вкладывать средства и больше «работать» в регионах. Постепенно стало происходить «восстановление» отраслевой специализации субъектов Федерации: крупные региональные активы, находящиеся у бизнес-групп, заработали эффективнее, внося свой вклад в региональные экономики. В целом можно выделить следующие варианты влияния крупных компаний на специализацию регионов:
– сохранение и дальнейшее развитие отрасли в субъекте РФ – приход и функционирование бизнес-групп в рамках благополучных экспортноориентированных отраслей, где предприятия компаний работают с повышенными темпами роста, но заниженной рентабельностью (нефтяная промышленность, черная и цветная металлургия);
– создание отрасли в субъекте РФ – приход крупных компаний в те же благополучные отрасли, но в новых для данных отраслей регионах, где раньше таких отраслей не существовало (например, приход СУАЛа в республику Коми);
– возрождение отрасли в субъекте РФ – приход бизнес-групп в относительно привлекательные отрасли путем покупки недостаточно эффективно работающих предприятий, при этом происходит рост производства и некоторое снижение рентабельности (например, химическая отрасль и приход в нее «ЕвроХима»).
При этом контроль бизнес-групп над отраслями в регионах различен: от почти полного контроля (около 99% регионального производства, как в нефтяной промышленности) до «независимости» отраслей от крупных компаний.
Крупный бизнес играл и играет определенную роль в отраслевой специализации субъектов РФ, но ее нельзя назвать определяющей или главной, ведущую роль играет общее состояние экономики, мировая конъюнктура, которой подчинены сами бизнес-группы.
В политическом аспекте крупный российский бизнес сегодня часто связывают с проблемой олигархии. Олигархия это, по определению, небольшая группа влиятельных лиц, связанных общими долгосрочными интересами, способная диктовать свою волю государству и обществу. Между тем все эмпирически наблюдавшиеся до сих пор коалиции крупных российских компаний или отдельных бизнесменов были локальными, ситуативными и краткосрочными. Они кооперировались по одному политическому или экономическому поводу и одновременно остро конфликтовали по другим поводам. Кроме того, не было ни одного случая, когда в конфликте бизнес выиграл бы у власти, если она имела консолидированную позицию. У тех или иных государственных ведомств или структур сколько угодно, у государства в целом никогда.
А вот олигархи, по-видимому, были и есть. Если, конечно, при этом не забывать о кавычках и называть этим именем тех, кто в силу объема контролируемых экономических и иных ресурсов способен вести индивидуальный или групповой административный торг с государством или его отдельными органами. И часто получать для своих фирм, банков и т. д. необоснованные эксклюзивные преимущества. Но, по мнению автора, такие отношения прекратятся достаточно быстро и естественно по мере становления в России нормальной государственности и нормальной рыночной экономики. Будет, во-первых, расти способность власти противостоять любым формам нелегитимного давления, а во-вторых, уменьшаться число поводов для административного торга. Причем большой бизнес не сможет противостоять этим процессам. С другой стороны, как уже отмечалось выше, разный уровень отношений государства с крупным, средним и малым бизнесом, на наш взгляд, необходим.
В экономическом аспекте ключевым является вопрос эффективности крупных предприятий. Конечно, рассуждая абстрактно, легко себе представить схему структурирования большого бизнеса более эффективную, чем ИБГ в их нынешнем российском варианте. Например, идеализированную американскую модель: мощные независимые промышленные фирмы, обслуживаемые крупными независимыми банками, и стягивающие все это воедино крупные институциональные инвесторы. Но появление на Западе развитой системы. институциональных инвесторов, как известно, базировалось на трех предпосылках:
- высокий уровень доверия общества к финансовым институтам в целом;
- значительный по численности средний класс, имеющий уровень доходов, позволяющий инвестировать большую их часть;
- достаточное количество крупных легально нажитых и положительно оцениваемых обществом состояний, владельцы которых, передавая их в управление институциональным инвесторам, создают необходимый демонстрационный эффект.
Если считать эти предпосылки необходимыми, то было бы нереально ожидать скорого появления достаточного числа крупных отечественных институциональных инвесторов. Что же касается иностранных, то их вложения в Россию еще долго будут оставаться недостаточно масштабными и в основном спекулятивными.
Российские ИБГ, конечно, тоже пока не проявили себя как серьезные инвесторы. Ни нового Норильского никеля, ни нового ВАЗа они не построили. Но зато они сыграли ключевую и в основном положительную роль в адаптации к рыночной экономике уже существовавшей крупной советской промышленности. Трансформация предприятий, оставшихся независимыми, по большей части оказалась более разрушительной, и они сегодня находятся в более тяжелом положении, чем включенные в ИБГ. Достаточно вспомнить, например, о судьбе неприватизированных нефтяных компаний.
Естественно, что в течение последних лет иерархия российских ИБГ изменилась, появились новые группы, претендующие на лидерство на федеральном уровне. Однако это изменение оказалось не слишком радикальным. Среди региональных ИБГ (не входящих в качестве составной части в какие-либо другие группы) после кризиса наиболее крупными и устойчивыми выглядят группа Банка Москвы, Татнефть, БашТЭК и АДС Волгопромгаз (Самара).
Следует добавить, что в России проблема эффективного собственника все еще не решена. В качестве основных претендентов на эту роль следует назвать:
Весьма перспективным направлением развития форм бизнеса являются в настоящее время ФПГ. ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов давно зарекомендовала себя во всем мире, поскольку способна — прежде всего силами самой группы — обеспечить:
• межотраслевое перераспределение ресурсов.
Иными словами, ФПГ максимально использует наиболее выгодные возможности объединения предприятий.
Итак, невозможно недооценить роль крупного бизнеса в экономике России. Как экономическую, так и политическую. Однако, в условиях этой большой значимости государству не следует давать крупному бизнесу слишком большую власть и свободу, необходимо четко ограничивать рамки его деятельности, не допуская нездорового монополизма или олигополизма, душащего малый бизнес, и претендующего на государственную власть.
1 Авдашева С. и Дементьев В. М.: Теис, 2000
2 http// www.libertarium.ru
3 http://update.snet.ru/
4 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. – 5-е стереотипное изд. – М.: КНОРУС. - 2005
5 http//www.businessforum.ru
6 Близким к категории «холдинг» является понятие «концерн». Обычно их употребляют как синонимы. Иногда же холдингом в узком смысле слова называют такой концерн, во главе которого стоит материнская фирма, не ведущая сама производственной деятельности и только управляющая работой «дочек».
7 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. – 5-е стереотипное изд. – М.: КНОРУС. - 2005
Информация о работе Роль крупных предприятий в экономике России