Рыночная экономика, сущность, достоинства и недостатки. Модель рыночной экономики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Данной работой ставится цель анализа насколько успешно рыночная система может достигать поставленные перед ней цели. Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение, основные характеристики рыночной экономики, выявить ее основные структурные элементы;
- зафиксировать положительные и отрицательные стороны;
- последовательно проанализировать содержание положительных и отрицательных сторон рыночной экономики;
- изучить предпосылки появления и процесс становления рынка в Республике Казахстан;
- уделить достаточное внимание исследованию регулируемого рынка - наиболее актуального на данный момент типа хозяйствования;
- сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика моделей хозяйствования…………………….5
Глава 2 Сущность рыночной экономики………………………………………11
2.1. Определение рынка и условия его возникновения ………........... 11
2.2. Важнейшие функции рынка ……………………………………….14
2.3. Виды рынков ......................................................................................17
2.4. Принципы функционирования рыночного механизма...................20
2.5. Понятие свободного рынка и механизм саморегулирования.........26
Глава 3 Модель рыночной экономики в Республике Казахстан......................30
3.1. Деформация рынка в условиях директивной системы хозяйствования...........................................................................................30
3.2. Особенности перехода к рынку в Республике Казахстан...............32
3.3. Регулируемый рынок..........................................................................37
Глава 4 Достоинства и недостатки рыночной экономики.................................42
Заключение.............................................................................................................45
Список использованных источников...................................................................48

Файлы: 1 файл

«Рыночная экономика- сущность, достоинства и недостатки. Модель .doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная  экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал.

 

 

 

 

 

 

Глава 2 СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. Определение  рынка  и условия его возникновения.

 

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного  производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера  обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Так, рынок рассматривают  как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера  рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара[4]. В книге «Экономикс» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги[5].

Рынок является фундаментом  для понимания ключевых путей  экономического развития и путей  повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических  условиях и зависит от института  собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства  во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении

В условиях исследуемой  формы хозяйства, рыночные отношения  охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято разделять на 3 группы:

1) домашние хозяйства;

2) бизнес (предпринимательство);

3) правительство.

Домашнее хозяйство  – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты, сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.

Полученные от продажи  услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания  прибыли).

Бизнес – это деловое  предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение дело собственного или заёмного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство предоставлено  главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют  своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Важнейшими условиями  возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее  многочисленном сообществе людей никто  из участников хозяйства не может  жить за счёт полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах.

Условием возникновения  рынка является и так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

Для возникновения рынка  какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и границы  рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный  обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться ресурсами и произведённой продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) коридорах, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

 

2.2.Важнейшие функции рынка

 

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

Первая и одна из главных  функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен  представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых  для человека в мире экономики. Все  эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях.

Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены.

Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения  и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск.

Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения  способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды человеческого труда имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.

Другой функцией рынка  выступает конкуренция. Как и  ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

Также к важнейшим  функциям относятся:

1. Функция саморегулирования  товарного производства. Она проявляется  в том, что при росте спроса  на товар производители расширяют  масштабы своего производства и повышают цены. Спрос падает и в результате производство начинает сокращаться.

2. Стимулирующая функция.  При понижении цен производители  сокращают производство, одновременно  изыскивают возможности снижения  издержек путем внедрения новой  техники, технологии, совершенствования организации труда.

3. Функция установления  общественной значимости произведенного  продукта и затрат труда. Однако  эта функция может действовать  в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор,  отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).

4. Регулирующая функция.  С помощью рынка устанавливаются  основные микро- и макропропорции  в экономике, в производстве  и обмене.

5. Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

 

2.3. Виды рынков

 

По структуре рынки  можно подразделить по следующим  критериям:

1. По экономическому  назначению объектов рыночных  отношений:

* рынки благ и услуг;

* рынки средств производства;

* рынки научно-технических  разработок;

* рынки ценных бумаг;

* рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение  всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров  на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать  по товарным группам:

* рынки товаров производственного  назначения;

* товаров народного  потребления; продовольственных  товаров;

* рынки сырья и материалов  и т. д.

Так на рынке сельскохозяйственного  сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

Информация о работе Рыночная экономика, сущность, достоинства и недостатки. Модель рыночной экономики в РК