Рыночная экономика, сущность, достоинства и недостатки. Модель рыночной экономики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Данной работой ставится цель анализа насколько успешно рыночная система может достигать поставленные перед ней цели. Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение, основные характеристики рыночной экономики, выявить ее основные структурные элементы;
- зафиксировать положительные и отрицательные стороны;
- последовательно проанализировать содержание положительных и отрицательных сторон рыночной экономики;
- изучить предпосылки появления и процесс становления рынка в Республике Казахстан;
- уделить достаточное внимание исследованию регулируемого рынка - наиболее актуального на данный момент типа хозяйствования;
- сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика моделей хозяйствования…………………….5
Глава 2 Сущность рыночной экономики………………………………………11
2.1. Определение рынка и условия его возникновения ………........... 11
2.2. Важнейшие функции рынка ……………………………………….14
2.3. Виды рынков ......................................................................................17
2.4. Принципы функционирования рыночного механизма...................20
2.5. Понятие свободного рынка и механизм саморегулирования.........26
Глава 3 Модель рыночной экономики в Республике Казахстан......................30
3.1. Деформация рынка в условиях директивной системы хозяйствования...........................................................................................30
3.2. Особенности перехода к рынку в Республике Казахстан...............32
3.3. Регулируемый рынок..........................................................................37
Глава 4 Достоинства и недостатки рыночной экономики.................................42
Заключение.............................................................................................................45
Список использованных источников...................................................................48

Файлы: 1 файл

«Рыночная экономика- сущность, достоинства и недостатки. Модель .doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

2. Либерализацией внутриэкономических  отношений, которая связана с  тремя моментами:

а)  освобождением процесса формирования цен от централизованного регулирования;

б) введением свободы  торговли для физических и юридических  лиц;

в)  подчинением деятельности производителей требованиям рынка.

3. Либерализацией внешнеэкономических  отношений, то есть:

а) расширением доступа  в страну зарубежных инвестиций;

б) устранением огосударствления внешнеэкономических связей;

в) либерализацией экспорта

г)  осуществлением конвертируемости национальной валюты.

4. Формированием рыночной  инфраструктуры (в виде товарной  и фондовой бирж, бирж труда,  банковской системы, торговых домов, аудиторских компаний, компаний по предоставлению юридических услуг и других учреждений, обслуживающих субъектов рыночной экономики).

Системные экономические преобразования в РК за годы независимости можно  объединить в несколько этапов.

Первый этап охватывает период с 1992 г. по ноябрь 1993 г. - начало коренной трансформации экономических отношений в условиях отсутствия собственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависела от решений, принимаемых в России, правительство Казахстана практически не имело рычагов влияния на макроэкономическую политику. Высоких темпов достигла инфляция. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составлял в конце 1992 г. 3060%, 1993 г. - 2265 %.

В это же время начинается приватизация государственной собственности, цель которой заключается в организации многообразных форм хозяйствования в целях достижения реальной и здоровой конкуренции, создания условий для повышения эффективности производства.

При этом необходимо решить две противоречащие друг другу задачи: реализовать идею социальной справедливости, наделив граждан Казахстана частью государственной собственности, а также создать слой эффективно хозяйствующих частных собственников, способных сформировать современную экономику рыночного типа.

Приватизация в РК проводится по следующим направлениям:

- приватизация крупных  и уникальных имущественных комплексов  по индивидуальным проектам;

- массовая приватизация  средних предприятий;

- малая приватизация  небольших предприятий;

Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала, таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, относительно укрепить валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и несколько оживить производство в ряде экспортоориентированных отраслей промышленности.

Главным результатом  второго этапа реформ стала принципиально новая экономическая ситуация, в результате которой процесс трансформации административно-командной экономики в рыночную принял необратимый характер на основе ключевых системных преобразований. К их числу можно отнести следующие.

Либерализация экономики. Было осуществлено сокращение форм государственной  регламентации хозяйственной жизни  наряду со все более расширившимся  использованием рыночных регуляторов  социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической  деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли.

Формирование основ  многоукладной экономики с преобладанием  частного сектора.

Развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры. За короткий срок в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помогать им в сбыте произведенной продукции, повышении надежности функционирования и уменьшении коммерческих рисков.

Третий этап экономических  преобразований (1997-2000 гг.) характеризуется  относительной стабильностью положительной  динамики основных макроэкономических показателей (увеличение ВВП, объемов промышленного производства, инвестиций).

Главными итогами данного  этапа экономических преобразований и развития можно назвать следующие:

1.       В  основном преодолены негативные  последствия распада прежней хозяйственной системы и радикальной трансформации социально-экономической системы. Большинство острейших проблем, с которыми столкнулась страна в начале 90-х годов, разрешены, произошло формирование экономики рыночного типа, создавшей предпосылки для будущего роста на основе достигнутой стабилизации финансово-экономической ситуации в стране.

2.       В  основном сформирована нормативно-правовая  база, адекватная стандартам современного  рыночного хозяйствования: имеется  развитое законодательство в  области рынка ценных бумаг, финансовой системы, рынка труда, налогообложения, бухгалтерского учета, акционерных отношений и других сфер экономики.

3.       Завершены  в основной части процессы  разгосударствления  и приватизации, сформирована экономика смешанного  типа, создан мощный слой частного бизнеса. Так, на 1.01.2001г. в Казахстане функционировало 111,4 тыс. юридических лиц частной формы собственности при их общем количестве в 138,5 тыс., в частном секторе производится около 75% ВВП страны. В большинстве сфер и отраслей экономики сформирована конкурентная среда.

4.       Достигнута  устойчивая стабилизация в финансовой  сфере государства по всем  основным направлениям: в области  государственных финансов, курса  национальной валюты, устойчивости  банковской системы, золотовалютных резервов Национального банка, динамики инфляции, процентных ставок денежного рынка и рынка государственных ценных бумаг.

5. Началась активизация  инвестиционно-производственных процессов  в экономике. Впервые за годы  реформ, начиная с 1999 г., наблюдается положительное сальдо торгового баланса. По итогам 2000г. сложилось положительное сальдо торгового баланса, с учетом неорганизованной торговли, в размере 2354,3 млн. долларов США.

6.   Важнейшей особенностью  третьего этапа реформ стало  закрепление их ориентации на системные структурные преобразования. В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство стран СНГ по темпам реформирования экономики. В частности, Казахстан предпринял первым среди стран СНГ такие меры, как пенсионная реформа, система гарантирования банковских вкладов, досрочное погашение долга МВФ по линии Национального банка, формирование Национального фонда.

7.       Реформирование  экономики страны на третьем этапе развития позволило в значительной степени преодолеть негативные тенденции, имевшие место в начале 90-х годов.

 

3.3. Регулируемый  рынок

 

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов  и тем самым на экономику в  целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Переход Казахстана от централизованно  управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм достиг апогея, привело к тому, что в Казахстане быстрее пошел процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения эффективных рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую  систему ценностей не означает, что  переходить следует к некой абстрактной

"безгосударственной" рыночной модели. В Казахстане  многими воспринято как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искаженно трактует западный опыт, но и не учитывает казахстанский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведенной в ходе социального эксперимента XX века до крайних форм.

Системы, целиком основанной на политике невмешательства государства, не существовало и в XIX веке, и до него. В XX веке важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

Государственное регулирование  ставит своей главной целью соблюдать  интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, с учетом прав и свобод личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Особыми формами государственного регулирования являются государственное планирование, прогнозирование и программирование.

Экономическое планирование - предопределение будущего, построение активного образа, модели желаемого  и намечаемого будущего состояния  экономики с установлением путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий.

Экономическое прогнозирование - способ научного предвидения, построения вариантных гипотез возможных экономических  траекторий, в проникновением на отдаленный промежуток времени.

Государственное программирование - это наиболее развитая форма государственного планирования в национальном масштабе в форме крупных государственных  социально-экономических программ, обычно называемых целевыми или комплексными.

Среди остальных разнообразных форм государственного регулирования рассмотрим основные.

Непосредственное государственное  управление - объекты и отрасли, имеющие  жизненно важное значение для экономики  и общества (в основном военные, оборонные, энергетические, природоохранные, социально-культурные, жилищно-коммунальные, научные) частично или полностью управляются центральными государственными или местными органами.

Налоговое и таможенное регулирование - установление объектов налогообложения, назначения и дифференцирования  налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов.

Денежно-кредитное регулирование - состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Как правило, через  Центральный банк государство регулирует эмиссию и общую денежную массу, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента и влияет на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые

Центральным банком, предоставляет  льготные займы, выпускает займы  и другие ценные бумаги.

Бюджетное регулирование - государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим - меньше. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные (кроме налоговых) платежи в бюджет, регулируя, таким образом, денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование - заключается в том, что государство  может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение  сверх этого уровня. Ущерб, наносимый  продавцам и производителям, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство само полномочно назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование - обеспечение социальной справедливости, поддержка социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание  уровня условий жизни, достойных  человека. Сюда же входит государственное  социальное страхование, которое предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи детям, инвалидам, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержка системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства» предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно.

Информация о работе Рыночная экономика, сущность, достоинства и недостатки. Модель рыночной экономики в РК