Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:45, курсовая работа
Данной работой ставится цель анализа насколько успешно рыночная система может достигать поставленные перед ней цели. Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть определение, основные характеристики рыночной экономики, выявить ее основные структурные элементы;
- зафиксировать положительные и отрицательные стороны;
- последовательно проанализировать содержание положительных и отрицательных сторон рыночной экономики;
- изучить предпосылки появления и процесс становления рынка в Республике Казахстан;
- уделить достаточное внимание исследованию регулируемого рынка - наиболее актуального на данный момент типа хозяйствования;
- сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика моделей хозяйствования…………………….5
Глава 2 Сущность рыночной экономики………………………………………11
2.1. Определение рынка и условия его возникновения ………........... 11
2.2. Важнейшие функции рынка ……………………………………….14
2.3. Виды рынков ......................................................................................17
2.4. Принципы функционирования рыночного механизма...................20
2.5. Понятие свободного рынка и механизм саморегулирования.........26
Глава 3 Модель рыночной экономики в Республике Казахстан......................30
3.1. Деформация рынка в условиях директивной системы хозяйствования...........................................................................................30
3.2. Особенности перехода к рынку в Республике Казахстан...............32
3.3. Регулируемый рынок..........................................................................37
Глава 4 Достоинства и недостатки рыночной экономики.................................42
Заключение.............................................................................................................45
Список использованных источников...................................................................48
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
* внутрирегиональные;
* межрегиональные;
* республиканские;
* межреспубликанские;
* международные (мировые).
Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
4. По степени ограничения конкуренции различают:
* монопольный;
* олигопольный;
* межотраслевые рынки.
5. По видим субъектов
рыночных отношений рынки
* рынки оптовой торговли,
когда в качестве покупателей
и продавцов выступают
* рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
* рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами -- непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.
Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид -- установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли -- коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:
* обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения:
* создании развитой
инфраструктуры рынка (
6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
* легальные, официальные:
* нелегальные <<теневые>>, <<черные>> и т. д.
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:
* товаров потребительского
назначения продовольственные
* рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные;
* рынки жилья и зданий
непроизводственного
Рынки факторов производства. В их состав входят:
* рынки недвижимости;
* орудий труда;
* сырья и материалов;
* энергетических ресурсов;
* полезных ископаемых.
Финансовые рынки. Это:
* рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
* кредитные рынки;
* рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
* валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта -- инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
2.4. Принципы функционирования рыночного механизма
Механизм функционирования рынка основывается на следующих принципах:
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Всё остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в её коллективных и государственных формах деятельности.
В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как с самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями.
На определенных условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе индивидуалов, частников, к традиционно государственным работам и услугам, включая образование медицинское обслуживание, транспортные услуги, услуги связи.
2. Всеобщность рынка
Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе даже не правомерно называть экономику рыночной. Конечно, какие то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономики. Точно также элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономики. Так что экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. Суть этого принципа – охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.
3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.
Один из принципов рыночной экономики власти, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии.
Естественно, что равноправие предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности по неволе создают разные производственные и экономические возможности. К тому же не рационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения, для предприятия с большим и малым коллективами и частников.
Речь идет о другом. О том, чтобы не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное другую. В сущности, эта предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.
Вторая, не менее важная сторона этого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду устранение геноцида по отношения к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного советской экономике.
4. Саморегулирование деятельности.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются на создание предприятий. Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики.
Предоставление лицам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально, так и на основе подразделений действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой и ещё одно направление реализации принципа экономической свободы.
Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные напряжения.
5.Принцип договорных отношений.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно- денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать экономикой договорных отношений.
Преимущества договоров
между экономическими субъектами как
инструмента управления хозяйственными
связями в том, что он повышает
экономическую самостоятельност
Принцип договорности весьма универсален. Он действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателями и работниками.
6. Свобода ценообразования.
При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями.
Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.
В принципе рыночного ценообразования находит своё продолжение принцип свободы экономических отношений. Но значение рыночного ценообразования выходит за пределы увеличения экономической свободы. В нем есть и другая очень важная сторона. Пожалуй, только механизм рыночных цен обладает высокой способностью устанавливать и поддерживать цены на уровне истинной стоимости продукции товаров и услуг. Все другие механизмы ценообразования значительно уступают рыночному, хотя имеют и свои достоинства.
7. Самофинансирование.
Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий собственный счёт в банке, обязан осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.
Благоприятная для экономики
страны в целом сторона принципа
самофинансирования состоит в том,
что он приучает к умению жить на
собственные средства, порождает
острое чувство экономической
8. Экономическая ответственность.
Рыночная экономика опирается
на экономические способы
Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями.
В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами.
Вследствие этого
Есть и вторая, не менее важная сторона экономической ответственности.
Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. Если экономическое взыскание за нарушение правил и обязательств не будет осуществлено в судебном порядке, то суд экономического общественного мнения неизбежен. Эта мера ответственности оказывается нисколько не меньшей, чем по суду.
9. Государственное регулирование.
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением.
Организуя рыночные отношения государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.
С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
10. Конкуренция и механизмы социальной защиты.
Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.
В рыночной экономике
благодаря многообразию форм собственности
и свободе хозяйственного поведения
возникают и автоматически
В тоже время рыночная структура способствует поддержанию и развитию конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по демонополизации структур в отдельных областях и видах производства.